Сотрудничество в области торговли
Основными задачами сотрудничества в этой сфере являются:
Устранение таможенных барьеров между странами-членами ССАГПЗ.
Освобождение товаров национального производства от таможенных пошлин.
Унификация таможенных тарифов.
Координация импортной и экспортной политики государств-членов.
формирование общей позиции на переговорных процессах.
Первым шагом для достижения указанных целей было создание зоны свободной торговли в 1983 году. Сейчас государства-члены ССАГПЗ близки к установлению таможенного союза. Процесс тарифной унификации начат в 1994 году. В июне 1998 года был создан технический комитет для изучения возможностей создания таможенного союза. В ноябре 1999 года на XX сессии Высшего Совета ССАГПЗ было решено, что таможенный союз должен быть создан до марта 2005 года. Страны-члены ССАГПЗ уже выработали общую позицию на переговорах и координацию экспортной и импортной политики.
В 1998 году с целью защиты прав интеллектуальной собственности был создан Отдел патентования. В 1997 году министрами внутренних дел стран-членов Совета было принято решение об упрощении паспортной системы стран для облегчения передвижения граждан из одной страны-члена в другую.
20 сентября 2003 на конференции глав иммиграционных отделов шести стран залива в Абу-Даби принято решение о введении аналога шенгенской визы, которая даст возможность путешествовать регионом. Страны-члены разработают унифицированный образец туристической визы сроком действия на один месяц, которая позволит въезжать в Саудовскую Аравию, ОАЭ, Кувейт, Катар, Бахрейн и Султанат Оман. Как в случае с шенгенской визой, въезжать нужно будет через ту страну, выдавшей визу. Новый порядок будет введен после создания единой компьютерной сети, соединять все пограничные службы стран залива. Граждане стран-членов Совета сотрудничества арабских стран Персидского залива смогут после этого путешествовать регионом без загранпаспортов только с национальными удостоверениями личности, информация с которых будет занесена в базы данных пограничных служб.
Внешнеполитическая деятельность Совета.
Как отмечается в документах и декларациях ССАГПЗ, "в сфере внешней политики курс Рады является четким, лишенным всякой двусмысленности и недоразумений. Его основой является неприсоединения к блокам, уважение норм международного права, невмешательства во внутренние дела других государств, упорный труд на благо укрепления основ мира и справедливости между народами, обеспечение безопасности и стабильности в всем мире ". Страны-члены ССАГПЗ поддерживают конструктивные мирные усилия, прилагает мировое сообщество для урегулирования арабо-израильского конфликта и палестинской проблемы, на основании норм международного права, резолюций Совета Безопасности ООН № 242 и 338, принципа "земля в обмен на мир", полного вывода израильских войск со всех оккупированных арабских территорий, прежде всего с Святого Иерусалима. ССАГПЗ неоднократно выражала свое беспокойство при воду отсутствии заметного прогресса на сирийско-израильских и ливано-израильских переговорах, постоянных посягательств Израиля на суверенитет Ливана. Она требовала от Совета Безопасности ООН оказывать большее давление на Израиль для неукоснительного выполнения резолюции № 425 Совета Безопасности относительно немедленного и безусловного отходы с юга Ливана. Особое внимание Совет уделяет отношениям с мусульманским миром, неотъемлемой частью которого является ее государства-члены. ССАГПЗ поддерживает исламские государства и организации, в частности ОИК, предоставляя ее рабочим органам возможность для проведения встреч и других видов деятельности в странах Совета, действенно отстаивая перед мировым сообществом загальноисламськи интересы и стоимости.
Именно этой позицией обусловлена поддержка афганского народа и призывы Совета в различных группировок покончить вооруженные столкновения для общенациональных интересов, придерживаться положений мекканских соглашения, присоединиться к усилиям 00Н, направленных на то, чтобы к этой мусульманской страны вернулись мир, спокойствие, стабильность и безопасность. Страны Совета последовательно выступают на стороне боснийских мусульман против боснийских сербов, решительно требуя от Совета Безопасности ООН применение всех мер до применения на основании статьи 42-й седьмой главы Устава ООН силы для установления в Боснии и Герцеговине мира и безопасности. Они также требуют отменить эмбарго, наложенное на продажу оружия боснийским мусульманам на основании 51-й статье Устава ООН. ССАГПЗ придает особое значение отношениям с международными организациями, прежде всего Лигой арабских государств, с Генеральным секретариатом которой проводятся регулярные консультации, совещания и встречи. В основе многочисленных контактов Совета с ООН лежит ее стремление руководствоваться в своей внешней политике принципами международного права-Постоянные деловые контакты Рада поддерживает и с региональными организациями, в частности с Организацией африканского единства.
ССАГПЗ и проблемы региональной безопасности.
Проблемы региональной безопасности ССАГПЗ, безусловно, относятся к наиболее важным темам. Они имеют несколько основных аспектов и касаются, прежде всего, внутренней безопасности каждой из стран-членов ССАГПЗ, отношений между отдельными странами-членами ССАГПЗ и проблем внешней безопасности. Следует отметить демографический фактор, который влияет на внешнюю и внутреннюю безопасность страны ССАГПЗ.
По суммарному количеству населения (25520000 человек) страны ССАГПЗ значительно уступают Ирана с 65,6 млн человек. Ирак с населением 20 млн человек также может конкурировать со всеми странами ССАГПЗ в целом. Следует также учитывать и Республику Йемен, население которой, по последним данным, составляет 16640000 человек. Важным фактором, который негативно влияет на общее состояние внутренней безопасности стран ССАГПЗ, является низкий уровень обеспечения коренного населения. Эта ситуация особенно сложна в ОАЭ, Кувейте и Катаре, где доля иностранцев составляет от 60 % До 76%. Ведь для обеспечения дальнейшего экономического роста и развития вооруженных сил этих стран, которые в значительной степени полагаются именно на экспатриантов, которые могут рассматриваться как потенциальный фактор нестабильности. Поэтому в большинстве стран ССАГПЗ правительства реализуют программы, направленные на ограничение притока иностранной рабочей силы и привлечения к производственной деятельности местного населения. Однако в силу объективных причин эти попытки пока не были очень успешными. Следует учитывать, что высокая материальная обеспеченность значительной части коренного населения в нефтедобывающих государствах ССАГПЗ в целом не стимулирует поезд молодого поколения к самореализации и повседневного труда на пользу общества, о чем открыто говорится в СМИ.
Вторым потенциальным фактором внутренней нестабильности является наличие в некоторых странах ССАГПЗ, которые в целом населенны мусульманами-суннитами, определенной, иногда значительной, части шиитского населения (в Саудовской Аравии - 6%, в Бахрейне - 60%) Шииты в этих странах находятся под влиянием шиитского Ирана, фактически выполняя роль пятой колонны. Именно шииты, как отмечают СМИ Бахрейна, были движущей силой беспорядков в Бахрейне в 1994, 1995, 1996 годах. Взрыв мощной бомбы у американской военной базы в Хобарте в Саудовской Аравии произошел именно в провинции, населенной шиитами, и, хотя пока роль Ирана в организации взрыва окончательно неизвестна, вероятность его причастности исключить нельзя.
Другой фактор внутренней нестабильности характерен для ОАЭ как федеративного государства. Внутренней угрозой существованию федерации является постоянная конкуренция между крупнейшими эмиратами, прежде всего, Абу-Даби и Дубаем. С экономической точки зрения фактором нестабильности в "нефтяных монархиях" ССАГПЗ является зависимость экономик этих стран от мировой нефтяной конъюнктуры. Понимая это, руководители ССАГПЗ более или менее успешно проводят курс на уменьшение этой зависимости и на диверсификацию экономики, хотя в целом этот процесс продвигается довольно медленно.
Другим аспектом региональной безопасности являются отношения между странами ССАГПЗ. Несмотря на периодические декларации лидеров этих стран об отсутствии между ними каких-либо значительных противоречий, они все же существуют и время от времени проявляются. В структуре управления ССАГПЗ даже предусмотрена возможность создания в случае необходимости Комиссии по урегулированию споров. ССАГПЗ неоднократно рассматривала на своих заседаниях проблемы, связанные с пограничными и территориальными спорами.
Небольшие территориальные споры существуют между Саудовской Аравией и Катаром, ОАЭ и Оманом т.д.. Однако, безусловно, наиболее важными для ССАГПЗ являются внешние аспекты региональной безопасности. Необходимо отметить, что в регионе Персидского залива разделение сил может характеризоваться по формуле "3 + 1". То есть в регионе Персидского залива существуют три региональные военно-политические доминанты, а именно Иран, Ирак, ССАГПЗ и четвертая составляющая Республика Йемен, которая через внутренние политические и экономические проблемы может сейчас рассматриваться лишь как потенциальная доминанта.
Даже формальное сравнение численности вооруженных сил и вооружений между доминантами региона указывает на то, что потенциальную угрозу для ССАГПЗ может составлять лишь Иран. Проблема сохранения и поддержания внешней безопасности стала для стран ССАГПЗ первоочередной в результате ирако-кувейтского конфликта, в котором страны ССАГПЗ оказались объектом непосредственной угрозы со стороны Багдада, а некоторые из них стали жертвами ракетно- артиллерийского обстрела со стороны Ирака, или даже стали объектами прямой агрессии. Таким образом, стержневыми вопросами безопасности в регионе Персидского залива с позиции лидеров ССАГПЗ являются отношения с Ираном и Ираком.
Итак, Иран является основной военно-политической доминантой региона. Несмотря на то, что возможности Ирана по обычным вооружениям, очевидно, остаются ограниченными, закупка подводных лодок, боевых самолетов, развертывание иранских войск на нескольких конфликтных островах вблизи Ормузского пролива свидетельствует о том, что Иран ведет активные поиски способов усиления собственной роли в регионе. Еще большее беспокойство стран Совета в долгосрочной перспективе вызывают попытки Ирана, связанные с разработкой оружия массового уничтожения, - биологического, химического и ядерного, - что может иметь серьезные последствия как для стран ССАГПЗ, так и для этого региона земного шара вообще. В частности, в последнее время внимание как стран ССАГПЗ, так и США привлек российско-иранский проект развития ядерной энергетики Ирана, при наличии огромных залежей энергоносителей в этой стране рассматривается как способ обеспечения Ирана боевыми ядерными веществами. Кроме того, вызывает беспокойство поддержка Ираном наиболее непримиримых по Ближневосточному кризису группировок Хамас и Хизбулла, а также поддержка выступлений мусульман-шиитов в Бахрейне и обвинения Ирана в причастности к взрывам бомб в расположении военного контингента США в Саудовской Аравии, хотя прямых доказательств участия Ирана пока нет. Члены ССАГПЗ неоднократно высказывали и продолжают высказывать свою поддержку стремлению ОАЭ решить мирным путем территориальный спор относительно трех оккупированных Ираном островов (Абу Муса, Большой и Малый Танб) в Персидском заливе.
Заметное потепление в отношениях между странами-членами Совета и Ираном наблюдалось в 2002 году. Так, 17-18 августа 2002 проходил исторический визит короля Бахрейна в Иран. На этих встречах представители обеих сторон подчеркнули, что углубление и укрепление отношений между Ираном и странами-членами ССАГПЗ будет залогом безопасности и стабильности в регионе.
Развитие фондовых бирж стран Совета.
Фондовые биржи стран Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ – интеграционной группировки, включающей в себя Бахрейн, ОАЭ, Оман, Катар, Кувейт и Саудовскую Аравию) после долгих лет пребывания на задворках финансовых рынков в последние годы стали стремительно развиваться, а их капитализация увеличилась в несколько раз. Наиболее впечатляюще выглядят данные за период 2002–2005 гг., во время которого капитализация рынков акций аравийских монархий увеличилась почти в 7 раз и превысила 1 трлн. долл.
Капитализация фондовых рынков стран ССАГПЗ (конец 2002 года – июнь 2006 гг.,млрд. долл.)
Страна | 2002 (1) | июнь 2006 (2) | Изменение (2) / (1), % | |||
Бахрейн | 7,72 | 9,7 | 13,513 | 17,36 | 17,31 | 224,22 |
ОАЭ (Абу-Даби) | 20,38 | 30,36 | 55,49 | 132,41 | 93,76 | 460,06 |
ОАЭ (Дубай) | 9,47 | 14,28 | 35,09 | 111,99 | 83,59 | 882,68 |
Оман | 5,27 | 7,25 | 9,32 | 12,06 | 12,03 | 228,27 |
Катар | 10,57 | 26,7 | 40,43 | 87,14 | 64,05 | 605,96 |
Кувейт | 35,1 | 59,53 | 73,58 | 123,89 | 105,86 | 301,60 |
Саудовская Аравия | 74,85 | 157,31 | 306,26 | 646,12 | 525,04 | 701,46 |
ССАГПЗ | 163,36 | 305,13 | 533,683 | 1130,97 | 901,64 | 551,93 |
Безусловно, основным стимулом и причиной такого стремительного роста стало беспрецедентное со времени «нефтяного бума» 70-х годов повышение цен на нефть, в результате которого страны аравийской шестерки получили колоссальные доходы. На протяжении 2003–2006 гг. эти цены постоянно росли. По итогам отдельных торговых дней цены на нефть различных сортов превышали отметку в 70 долл. за баррель.
В результате существенного роста нефтяных котировок государства ССАГПЗ получили значительные финансовые ресурсы. И хотя цены на нефть с августа 2006 г. стали снижаться, доходы одной только Саудовской Аравии от экспорта нефти, по прогнозам на этот год, ожидались в 203 млрд. долл., что на 25% выше, чем в 2005 г. (162 млрд. долл.)1. В целом же страны ССАГПЗ получили в 2004 г. 190 млрд. долл. прибыли от экспорта нефти, в 2003 г. – 145 млрд. долл.2, в 2002 – 125 млрд. долл., в 2001 г. – 117 млрд. долл., в 2000 г. – 141 млрд. долл.
Однако в то же время стоит отметить, что бурное развитие рынков акций в странах ССАГПЗ нельзя объяснить исключительно увеличением их доходов от экспорта нефти. Ведь исторически государства аравийской шестерки предпочитали вывозить капитал за границу и инвестировать его в наиболее ликвидные активы, главным образом в США и Европе. По некоторым оценкам, к 2001 г. активы Саудовской Аравии за границей составляли около 1 трлн. долл., Кувейта – 500 млрд. долл., ОАЭ – 350 млрд. долл.4 В настоящее время, по информации официальных источников, крупные аравийские инвесторы размещают за рубежом до 85% своих активов5. По оценкам лондонского Института международного банковского и финансового дела, страны ССАГПЗ за период 2000–2004 гг. экспортировали капитал на сумму 240 млрд. долл. Ожидается, что за 2005–2006 гг. эти государства инвестируют за границей еще около 360 млрд. долл. Основная часть этих средств направляется в такие высоколиквидные активы, как недвижимость, акции, облигации и т.д. В то же время необходимо отметить существенно снизившуюся с 2001 г. привлекательность для аравийских монархий инвестирования в страны Запада, главным образом в США. Так, в результате резкого ухудшения аравийско-американских отношений после терактов 11 сентября 2001 г. многие аравийские инвесторы стали выводить свои капиталы из США из опасений их возможного замораживания американскими властями. По оценкам различных специализированных изданий, страны Совета сотрудничества вывели до 400 млрд. долл. из американской экономики, в том числе Саудовская Аравия – 200–250 млрд. долл.
Среди наиболее важных законодательных мер в отношении деятельности рынков капитала в странах ССАГПЗ можно отметить следующие. В 2003 г. в Саудовской Аравии был одобрен закон о фондовых рынках, который содержит 4 основных компонента: создание официального фондового рынка с возможностью его приватизации; формирование комиссии по ценным бумагам и фондовым рынкам; дерегулирование брокерских операций; создание депозитарного центра8. По новому закону, компаниям, зарегистрированным на саудовской фондовой бирже, разрешается также выпускать корпоративные облигации, что означает формальное создание рынка долговых обязательств. В 2004 г. была создана Комиссия фондового рынка (КФР) Саудовской Аравии, в ведении которой находятся все вопросы деятельности фондовой биржи. Можно отметить, что в целом требования, предписываемые КФР компаниям, осуществляющим первичное публичное размещение (ППР) акций, достаточно либеральны. Так, минимальная доля акций для ППР составляет 30% от общего капитала, компания-эмитент должна иметь 3-летнюю аудиторскую историю и оборотные средства, достаточные для ведения деятельности в течение 1 года. КФР не выдвигает требований о прибыльности компании, что существенно повышает привлекательность этого инструмента привлечения финансовых ресурсов для недавно созданных фирм, которым сложно показать высокие уровни прибыльности в первые годы своей деятельности без привлечения дополнительного капитала. В качестве одного из наиболее серьезных ограничений в этой связи можно отметить требование о минимальной сумме ППР, которая должна быть не менее 26 млн. долл.
В ОАЭ в 2000 г. был принят закон о создании официальной фондовой биржи и Комитета ОАЭ по фондовой и товарной биржам. Вслед за этим был одобрен проект нового закона о компаниях, который предполагает снижение ценза на процент капитала, выставляемого на продажу компанией при регистрации на бирже, с 55% до 25%.
Одним из важнейших вопросов, которые потенциально являются определяющими для развития аравийских фондовых бирж, является проблема допуска иностранных инвесторов и эмитентов на собственные рынки акций и облигаций. Позиции стран аравийской шестерки по этому вопросу существенно различаются. Так, если на Бахрейне присутствие иностранных инвесторов рассматривается как один из базовых факторов развития финансовых рынков в стране, то Саудовская Аравия, Кувейт и остальные страны-члены Совета сотрудничества придерживаются более консервативных позиций по данному вопросу. Деятельность нерезидентов на фондовых рынках большинства стран ССАГПЗ до недавнего времени была ограничена покупкой долей в специализированных паевых инвестиционных фондах. Такие паевые фонды управлялись аравийскими банками и зачастую имели ограничения по размерам совокупной чистой стоимости активов. В то же время правительства стран ССАГПЗ принимают меры по постепенному допуску иностранных участников на рынки капитала. В Омане с 2003 г. право инвестировать в фондовый рынок Султаната получили граждане ССАГПЗ, а с 2005 г. разрешена деятельность иностранных брокеров11. В Кувейте в 2000 г. был принят закон, разрешающий иностранцам напрямую инвестировать в фондовый рынок страны, тогда как ранее они могли лишь покупать паи в инвестиционных фондах, работающих на кувейтской бирже12. В апреле 2005 г. фондовый рынок Катара был открыт для прямого участия иностранных инвесторов, что незамедлительно привело к существенному росту количества сделок с ценными бумагами. По оценкам, число нерезидентов (как индивидуальных, так и институциональных инвесторов), которые заинтересованы в подаче заявлений на регистрацию для ведения деятельности на катарском рынке акций, достигает 300 тыс.13 Указанное решение тщательно прорабатывалось правительством Катара и прошло несколько подготовительных этапов, как, к примеру, допуск в 2004 г. на фондовый рынок Катара инвесторов из других стран-членов ССАГПЗ.
Аналогичным образом проходит либерализация и в других государствах аравийской шестерки, когда в качестве предварительного этапа к допуску иностранных инвесторов на фондовые рынки разрешается участие резидентов ССАГПЗ в торгах с ценными бумагами. Так, в 2005 г. в Саудовской Аравии было разрешено инвестирование на фондовом рынке гражданам стран Совета сотрудничества, а в 2006 г. правительство королевства всерьез приступило к изучению возможности непосредственного (а не через паевые инвестиционные фонды) допуска иностранного капитала на фондовый рынок страны. Данный шаг особенно актуален для Саудовской Аравии, принимая во внимание то обстоятельство, что в королевстве работает около 7 млн. иностранных граждан и многие из них занимают руководящие должности и обладают существенными капиталами, которые они фактически не могут инвестировать в саудовскую экономику. Предполагается, что допуск иностранцев на фондовый рынок сможет в определенной степени уменьшить объем оттока капитала из страны. Так, к примеру, иностранцы в королевстве зарабатывают около 35 млрд. долл. в год, из которых 14,6 млрд. долл. переводится за границу.
Деятельность зарубежных инвесторов с определенными ограничениями разрешена и в ОАЭ. Кроме того, с 2005 г. в свободной экономической зоне «Дубайский финансовый центр» действует Дубайская международная финансовая биржа, стандарты деятельности которой практически аналогичны принятым на биржах Гонконга, Лондона и Франкфурта. На этой новой площадке разрешена не только деятельность иностранных инвесторов, но и эмитентов. Представляется, что в перспективе эта биржа может стать одним из важнейших финансовых центров мира, что позволит странам ССАГПЗ существенно сократить отток нефтедолларовых средств за границу.