Задания для самостоятельной подготовки к семинарским занятиям. 1. Особенности рынка ценополучателей

1. Особенности рынка ценополучателей.

2. Поведение предприятия на рынке ценополучателей.

3. Особенности рынка ценоискателей.

4. Поведение предприятия в условиях чистой монополии.

5. Поведение предприятия в условиях монополистической конкуренции.

6. Поведение предприятия в условиях олигополии.

Контрольные вопросы

1. Перечислите характерные черты рынка совершенной конкуренции.

2. Какое практическое значение имеет изучение рынка ценополучателей?

3. Какие подходы существуют к определению уровня производства, при котором предприятие будет получать максимальную прибыль или минимальные убытки?

4. Сформулируйте правило для максимизации прибыли.

5. При каких условиях предприятие, действующее на рынке ценополучателей, будет минимизировать убытки?

6. При каких условиях предприятие, действующее на рынке ценополучателей, приостановит выпуск продукции?

7. В чем особенности рынка ценоискателей?

8. На каких трех принципиальных положениях основывается теория чистой монополии?

9. Какова взаимосвязь эластичности и предельного дохода в условиях чистой монополии?

10. На каких трех принципиальных положениях основывается теория монополистической конкуренции?

11. Какую комбинацию цены и количества продукции выберет монополист для получения максимальной прибыли?

12. Какими признаками характеризуется олигополия?

13. Почему при олигополии предприятия стремятся к тайному сговору?

Задания для выполнения расчетно-графических работ*[1]

Задание 1. Предприятие действует в условиях совершенной конкуренции. Рассчитайтена основе исходных данных средние постоянные издержки, средние переменные издержки, средние общие издержки, валовой доход, предельные издержки, предельный доход, прибыль и убытки. Сведите расчеты в таблицу. Вычислите оптимальный объем производства и максимальную прибыль. Постройте графики кривых ATC, AVC, MC, MR. Покажите на графике область экономической прибыли, точки безубыточности и банкротства предприятия.

Вариант 1

Цена 1 единицы продукции – 99 рублей.

Объем производства, шт.
Общие издержки TC, р.

Вариант 2

Цена 1 единицы продукции – 120 рублей.

Объем производства, шт.
Общие издержки TC, р.

Вариант 3

Цена 1 единицы продукции – 120 рублей.

Объем производства, шт.
Общие издержки TC, р.

Задание 2. Предприятие действует в условиях чистой монополии. Рассчитайте на основе исходных данных средние общие издержки, валовой доход, предельные издержки, предельный доход, прибыль и убытки. Сведите расчеты в таблицу. Рассчитайте оптимальный объем производства и максимальную прибыль. Постройте графики кривых ATC, Р, MC, MR. Покажите на графике область экономической прибыли. Проведите ценовую дискриминацию и рассчитайте монопольную прибыль и монопольную сверхприбыль.

Вариант 4

Объем производства, шт.
Цена ед. продукции, р. -
Общие издержки, р.

Вариант 5

Объем производства, шт.
Цена ед. продукции, р. -
Общие издержки, р.

Вариант 6

Объем производства, шт.
Цена ед. продукции, р. -
Общие издержки, р.

Вариант 7

Объем производства, шт.
Цена ед. продукции, р. -
Общие издержки, р.

Вариант 8

Объем производства, шт.
Цена ед. продук-ции, р. -
Общие издержки, р.

Вариант 9

Объем производства, шт.
Цена ед. продук-ции, р. -
Общие издержки, р.

Текущие тесты

1. Если предприятие имеет максимальную прибыль при некотором объеме выпуска, то можно утверждать, что:

а) P=MC; в) P>ATC;

б) MR=MC; г) P>AVC.

2. Фирма максимизирует, как правило:

а) прибыль с единицы продукции;

б) общую прибыль;

в) прибыль, приносимую последней проданной единицы продукции;

г) предельный доход.

3. Экономическую прибыль фирмы, работающей в условиях совершенной конкуренции, в краткосрочном периоде:

а) может быть положительной, отрицательной или нулевой;

б) равна нормальной прибыли;

в) положительна, если предельный доход превышает предельные издержки;

г) уменьшается при уменьшении количества фирм в отрасли.

4. В условиях совершенной конкуренции, если цена продукции выше предельных издержек, фирма для максимизации прибыли следует:

а) увеличить объем выпуска продукции;

б) увеличить объем выпуска;

в) понизить цену;

г) повысить цену.

5. Кривая предельных затрат фирмы монополиста имеет вид MC=Q+20, а предельного дохода MR=140-3Q. Фирма стремится к получению максимальной прибыли. Ей следует установить цену, равную:

а) 95; в) 50;

б)80; г) 20.

6. Предельный доход монополиста с ростом объема продаж:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) остается постоянной;

г) может увеличиваться, а может уменьшаться.

7. У монополиста предельные издержки меньше цены продукта, потому что:

а) предельные издержки меньше средних издержек;

б) цена больше предельного дохода;

в) цена меньше предельного дохода;

г) предельные издержки больше средних издержек.

8. Какое утверждение означает, что условие совершенной конкуренции не выполняется?

а) фирма находится в равновесии, когда предельный доход равен предельным издержкам;

б) кривые средних и предельных издержек имеют дугообразную форму;

в) кривая спроса на продукт имеет отрицательный наклон;

г) кривая спроса на продукт имеет горизонтальную линию.

9. Монополист, максимизирующий экономическую прибыль будет снижать цену на свой продукт до тех пор, пока:

а) предельный доход не станет равным переменным издержкам;

б) предельный доход не станет равным предельным издержкам;

в) средний доход не станет равным средним издержкам;

г) валовой доход будет выше валовых издержек.

10. Допустим, что монополист может продать 10 единиц товара по цене 100 рублей за единицу, но продажа 11 единиц вызовет снижение цены до 99,5 рубля. Предельный доход при увеличении объема продаж с 10 до 11 единиц равен:

а) 94,5 р.; в) 100 р.;

б) 99,5 р.; г) 1099,5 р.

11. Продажа одинаковой продукции разным покупателям по разным ценам - это:

а) научно-техническое соперничество;

б) ценовая конкуренция;

в) ценовая дискриминация;

г) желание привлечь дополнительных покупателей.

12. Рынок ценоискателей является рынком:

а) несовершенной конкуренции;

б) совершенной конкуренции;

в) ценовой конкуренции;

г) межотраслевой конкуренции.

13. Рынок ценополучателей – это рынок:

а) олигополистический;

б) несовершенной конкуренции;

в) монопольный;

г) совершенной конкуренции.

14. Олигополия в коротком периоде:

а) повышает цены на свои товары;

б) объединяется в картель;

в) удерживает цены на высоком уровне;

г) не изменяет объем выпуска.

15. Предельный доход не ниже рыночной цены:

а) у монополистических конкурентов;

б) у участников картеля;

в) у совершенных конкурентов;

г) у монополистов.

16. На каком отрезке кривой спроса монополист будет оптимизировать объем производства и максимизировать прибыль:

а) на отрезке с единичной эластичностью;

б) на эластичном отрезке;

в) на неэластичном отрезке;

г) кривая спроса тут не причем.

Библиографический список

1. Носова, С.С. Экономическая теория / С.С.Носова.– М.: Владос, 2000.– С.97-128.

2. Нуреев, Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М.Нуреев. – М.: НОРМА, 2005.– С.221-278.

3. Сажина, М.А. Экономическая теория: учебник для вузов / М.А.Сажина, Г.Г.Чибриков.– М.: НОРМА, 2002.– С.100-113.

4. Экономическая теория. Микроэкономика -1,2: учебник / под ред. Г.П.Журавлевой. – М.: Дашков и К, 2006. – С.523-601.

5. Экономическая теория / под ред. В.Д. Камаева.– М.: ВЛАДОС, 2002.– С.157-213.

Наши рекомендации