Требования к содержанию дипломных проектов

Являясь законченной самостоятельной комплексной научно-практической разработкой студента-дипломника, дипломный проект должен отвечать сле­дующим основным требованиям:

1. Реальная целевая направленность результатов проектных разработок на повышение эффективности деятельности производственно-хозяйственных систем;

2. Соответствие предлагаемых проектных решений по совершенствованию управления персоналом тенденциям развития системы управления и производственной системы;

3. Предметность, действенность и конкретность выводов о состоянии управления персоналом и предложений, направленных на его совершенствование и развитие;

4. Соответствие уровня разработки темы проекта современному уровню научных разработок, методическим положениям и рекомендациям по управлению персоналом, отраженным в соответствующей литературе.

Дипломный проект — самостоятельная творческая работа студента. Независимо от избранной темы рекомендуется придерживаться приведенной ниже структуры дипломного проекта:

Введение.

Раздел 1. Теоретическая часть.

Раздел 2. Аналитическая часть.

Раздел 3. Проектная часть.

Заключение.

Библиография.

Приложения.

Исходя из рекомендуемой структуры дипломного проекта, объем его расчетно-пояснительной записки (без учета приложений) должен составлять при­мерно 60- 80 страниц печатного текста.

Краткое содержание составных частей проекта

Введение. Это вступительная часть дипломного проекта, в кото­рой рассматриваются основные тенденции изучения и развития проблемы, анализируется существующее состояние, обосновыва­ется теоретическая и практическая актуальность проблемы, фор­мируются цель и задачи проекта. Объем введения не должен пре­вышать 10% от общего объема дипломного проекта.

Раздел 1. Теоретическая часть(в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название).В разделе теоретических и методических основ изучения проблемы необходимо:

■определить сущность исследуемой проблемы и дать характеристику степени ее проработанности в литературных источниках (монографиях, журнальных и газетных статьях, материалах конференций и т. п.);

■ указать, какое место занимает и какую роль играет рассматриваемая проблема в практике работы организаций;

■ обобщить опыт (как положительный, так и негативный) реализации рас­сматриваемой проблемы в деятельности отечественных и зарубежных организаций, например, по методическому обеспечению, степени прора­ботки организационного, экономического, правового механизма реали­зации проблемы;

■ наметить пути решения проблемы, учитывая российское трудовое зако­нодательство, особенно принципы социального партнерства, изложен­ные в Трудовом кодексе;

■ определить, какие процессы (организационные, экономические, соци­альные) составляют основу рассматриваемой проблемы;

■ выделить состав и краткое содержание принципов и методов решения изучаемой проблемы на практике.

В разделе дается обзор литературы по проблеме, формируется концепция, обосновывается методика анализа проблемы в конк­ретной организации (предприятии, фирме).

В процессе изучения имеющихся литературных источников по исследуемой проблеме очень важно найти сходство и различия точек зрения разных авторов, дать их анализ и обосновать свою пози­цию по данному вопросу.

Разработка методической части дипломного проекта предпола­гает также подготовку форм сбора первичной информации, мето­дики ее обработки и анализа.

Раздел 2. Анализ состояния вопроса на предприятии (аналитическая часть) -в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название.

2.1. Краткая характеристика исследуемого объекта.Здесь приводится историческая справка, характеризующая объект исследования, рассматриваются основные показатели его деятельности. Проектирование структуры и функ­ций отдела управления персоналом требует учета специфики организации, в которой студенты проходили преддипломную практику, т. е.:

–сферы и характера деятельности (отраслевая принадлежность, например, машиностроение, строительство, пищевая промышленность, торговля, кредитно-финансовая сфера и т.д.);

–номенклатуры производимой продукции, услуг (наименование, объем);

–формы собственности;

–стадии развития организации (вновь создаваемая, развивающаяся, ста­дия стабильности);

–миссии организации.

Кроме этой краткой характеристики необходимо учесть основные технико-экономические и финансовые показатели работы организации, организационную структуру управления, схему производственного процесса.

Это необходимо для того, чтобы менеджер по персоналу мог пред­ставлять, какие изменения происходят с подразделениями и рабочими местами
при реализации стратегических целей развития организации. В отличие от инженера он не занимается технологической стороной производства,
его интересуют описания рабочих мест и положение о подразделении с точки зрения функциональных обязанностей работников и ответствен­ности, которую они несут за их выполнение. С другой стороны, менеджер по
персоналу готовит личностную спецификацию, т. е. требования к личности работника, необходимые для успешного выполнения работы. На основе этих данных менеджер по персоналу может успешно подбирать, отбирать, обучать, стимулировать персонал.

Изменения трудового законодательства, обусловленные переходом нашего общества к рыночной экономике и демократии, способствуют формированию новых функций отделов управления персоналом. Реализация этих функций направлена на конкретных работников, а не только на выполнение определенных показателей, пусть даже важных для характеристики деятельности организации и ее подразделений. Современный специалист по управлению персоналом должен владеть знаниями, умениями и навыками для проведения различных видов работ и мероприятий отдела управления персоналом применительно:

- к организации в целом,

- к отдельному подразделению,

- и к отдельному работнику, будь то руководитель, специалист или рабочий.

Поэтому, помимо краткой характеристики организации, необходимо учесть специфику подразделения организации, в котором работает являющийся объектом исследования персонал, определить его характеристики и показатели работы и составить, если необходимо, положение об этом подразделении. Положение о подразделении является источником информации о его структуре, функциях, задачах, взаимоотношениях с другими подразделениями, структуре управления, правах и ответственности. Эта информация очень важна для придания проекту конкретности и практичности.

2.2. Анализ работы персонала, являющегося объектом исследования, и системы управления конкретным объектом исследования, обозначенным в теме проекта.Анализ работы, составление на его основе должностной инструкции и личностной спецификации являются основой для выполнения всех функций управления персоналом. Студент должен провести анализ работы как персонала, на который направлена исследуемая в дипломе функция, так и менеджера по персоналу и руководителя службы управления персоналом, которые будут решать поставленные в дипломе задачи. Результатом анализа должны стать личностные спецификации и должностные инструкции менеджера по персоналу, руководителя службы управления персоналом и одного из работников выбранного подразделения. Реализация поставленных в дипломном проекте задач потребует внесения изменений в должностные инструкции и личностные спецификации для указанных категорий персонала.

Затем необходимо перейти к анализу состояния системы и структуры управления персоналом, обращая внимание на функцию, вынесенную в тему диплома. Для этого, кроме должностных инструкций, необходимо составить структуру управления персоналом и положение о службе управления персоналом, если это необходимо, определить функциональные блоки и количественный состав отделов.

В процессе анализа системы управления персоналом следует определить место в ней вашей проблемы и остановиться на подробном анализе состояния управления персоналом в исследуемой организации по выбранной теме дипломного проекта (оценка кадров, планирование карьеры, управление конфликтами, определение потребности в персонале, управление трудовой мотивацией и т.д.). Анализ следует проводить в следующей последовательности:

–анализ целей,

–анализ функций,

–анализ организационной структуры,

–анализ кадрового, информационного, технического, нормативно-методического, правового и делопроизводственного обеспечения технологических процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме дипломного проекта.

При этом студент должен разработать методику проведения анализа, из которой должно быть ясно, какие показатели исследуются (в приведенном выше поэлементном разрезе), каким образом получена информация для анализа тех или иных показателей, каким способом анализируется состояние показателей. Важным источником информации являются должностные инструкции, личностные спецификации, положения о подразделениях.

Необходимые данные для выполнения аналитической части также могут быть получены на основе действующей в организациях системы плановых, учетных, отчетных и статистических документов; системы оперативного учета, который ведут технические, экономические, производственные и тому подобные подразделения и службы; из методических и нормативных документов, регламентирующих деятельность организаций и их производственных подразделений, звеньев и уровней управления, а также на основе данных опроса, наблюдений и экспертных оценок.

2.3. Причины, мешающие эффективному выполнению исследуемой функции. Выводы по результатам анализа.Этот раздел концентрирует в себе выводы по результатам разработки аналитической части. В тезисной форме следует подвести общий итог, характеризующий нерешенность методических, организационных, экономических, правовых вопросов в области управления персоналом для исследуемой организации. При этом могут содержаться ссылки на передовой опыт отечественных и зарубежных организаций, подтверждающий негативные моменты в деятельности анализируемого объекта. В данном разделе следует описать все недостатки, выявленные при анализе состояния изучаемой вами проблемы по теме дипломного проекта.

Таким образом, в этой главе на основе методики анализа исследуется состоя­ние проблемы на предприятии.

Материалами для анализа могут быть планы работы организа­ций, годовые отчеты, статистическая отчетность и другая служеб­ная документация, изученная студентом-дипломником во время прохождения преддипломной практики.

Материалы, служащие базой для обоснования и анализа, долж­ны быть достаточно полными и достоверными, чтобы, опираясь на них, можно было бы проанализировать положение дел, вскрыть резервы и наметить пути их использования, а также устранить вскрытые недостатки, в работе. Следует избегать ненужных сведений, отбирая только те, которые будут использованы в процессе работы. Характер и объем собранного материала зависят от особенности принятой методики исследования.

Анализ состояния дел в организации предполагает обработку собранных статистических материалов, например, по производственной деятельности организации за последние 3-4 года. Анализ и обработку цифровой информации необходимо проводить с помощью современных методов экономического, социологического и психологического анализа.

Важно использовать возможности вуза при выборе определенных методов для работы на ЭВМ.

Для установления объективных тенденций и закономерностей все данные об указанной проблеме должны быть достоверными.

Раздел 3. Разработка рекомендаций и мероприятий по решению изучаемой проблемы (проектная часть) -в конкретном дипломном проекте должна иметь свое название.

Опираясь на выводы по результатам анализа, обосновываются рекомендации и мероприятия по решению поставленной проблемы в организации.

3.1. Разработка проекта совершенствования управления персоналом
по выбранной теме дипломного проекта.Проектная часть представляет собой взаимосвязанный комплекс проектных мероприятий, состав которых определяется темой дипломного проекта, результатами проведенного анализа со­стояния управления персоналом.

В частности, намечаются пути использования вскрытых резер­вов, устранения недостатков в работе, планируются, обосновыва­ются и принимаются решения, обеспечивающие реализацию цели и задач проекта.

При подготовке этой части работы студенты должны учесть ос­новные принципы: системного подхода, то есть учета всех или боль­шинства взаимообуславливающих задач управления персоналом, ком­плексного подхода с позиции оперативного и стратегического уп­равления; принципа динамичности, предполагающего регулярную корректировку подготовленных документов в связи с изменивши­мися условиями работы организации, содержанием дея­тельности аппарата управления, а также с методами выполнения управленческих работ.

Разработка рекомендаций предполагает, что на основании ана­лиза, выявления недостатков и возможностей разрешения пробле­мы, студент-дипломник приводит достаточно полные и аргументи­рованные предложения и рекомендации.

Например, в соответствии со сформулированными предложе­ниями по совершенствованию системы управления персоналом целесообразно внесение изменений в действующую систему управления организа­ции: структурную и функциональную схемы; процедуры выполне­ния управленческих работ, положения об организации и ее струк­турных подразделениях, планы работ и т.д.

Про­ектные мероприятия должны вытекать прежде всего из результатов анализа и быть направлены на устранение недостатков, выявленных в аналитической час­ти дипломного проекта.

Проектные предложения должны быть направлены на решение следующих проблем:

–формирование системы целей,

–разработка состава функций и структуры исследуемой системы или объекта,

–совершенствование кадрового, информационного, технического, норма­тивно-методического, правового и делопроизводственного обеспечения технологических процессов обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений по теме дипломного проекта.

Разработка оргпроекта предполагает создание комплекта проектной документации. По каждому проектному мероприятию даются его логическое и расчетное обоснование, комплект разработанной рабочей документации с описанием содержания и порядка ее использования.

В состав проектной документации могут также входить: методические положения, рекомендации, инструкции по отдельным направлениям управления персоналом, а также сетевые графики, различные регламенты и нормативы, квалификационные требования.

3.2. Расчет социально-экономической эффективности внедрения проекта.Неотъемлемой составной частью дипломного проекта является оценка его экономической и социальной эффективности.

При написании данного раздела рекомендуется руководствоваться методическими рекомендациями, изложенными в учебнике: Управление персоналом организации / под ред. А. Я. Кибанова. – 2-е изд. – М., 2001. – С. 597–617.

3.3. Мероприятия по внедрению проекта.В данном разделе расчетно-
пояснительной записки должен быть предложен состав мероприятий
по социально-психологическому, профессиональному и ресурсному обеспечению внедрения проекта, контролю над ходом внедрения, стимулированию всех участвующих в нем работников. Состав мероприятий может быть представлен в форме плана с указанием сроков их проведения, ответственных должностных лиц.

При необходимости рассматриваетсяправовое обеспечение проекта,которое предусматривает разработку или использование законодатель­ной базы по теме дипломного проекта, обоснование соответствую­щих рекомендаций, составление правовой документации.

Заключение. В заключении следует сформулировать основные выводы и реко­мендации, вытекающие из результатов проведенного исследования. Объем заключения должен составлять 5—10 % от общего объема дипломной работы.

Библиографический список.После заключения приводится перечень использованной литературы.

Работа с литературой является неотъемлемой составной частью как научных исследований, так и практических разработок. Литературные источники располагаются в алфавитном порядке по фамилиям авторов. По каждому литературному источнику указываются: его автор (или группа авторов), полное название книги или статьи, место издания и наименование издательства (для книг и брошюр), год издания; для журнальных статей указываются наименование журнала, год выпуска и номер. По сборникам трудов (статей) указываются автор статьи, ее название и далее название книги (сборника) и ее выходные данные.

Подбирая литературу (монографии, брошюры, журнальные статьи и т. д.), необходимо учитывать время ее издания. В первую очередь следует использовать литературу последних лет.

В тексте дипломного проекта обязательны ссылки на указанные в перечне источники.

Приложения.Здесь приводятся расчетные материалы
(при значительном объеме вычислительных работ по проекту); формы документов, отражающих анализ производства и управления; рабочая проектная документация (положения, должностные инструкции, штатные расписания, формы документов и т. д.), а также другие материалы, использование которых в тексте расчетно-пояснительной записки перегружает ее и нарушает логическую стройность изложения.

Наши рекомендации