Введение. Министерство образования и науки Украины

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный морской университет

А. Р. Магамадов

Проблемы портовой конкуренции

Конспект лекций

Одесса – 2010

Конспект лекций подготовлен к.т.н. Магамадовым Алексеем Ризаудиновичем, профессором кафедры «Эксплуатация морских портов», в соответствии с рабочей программой дисциплины «Проблемы портовой конкуренции» учебного плана «Транспортные технологии».

Конспект лекций рассмотрен и одобрен на заседании кафедры «Эксплуатация морских портов» Одесского национального морского университета 2010 г., протокол №

Рецензент – д.э.н., проф. Морозова И.В.

Введение

На пути интеграции в ЕС Украине предстоят осуществить многомерную трансформацию всех сфер жизни нашего общества, начиная со следующих основополагающих направлений:

- развития рыночного механизма функционирования национальной экономики;

- укрепления фундамента демократии в стране и идеологического плюрализма;

- стимулирования становления гражданского общества и правового государства;

- обеспечения необходимых условий для создания экономически процветающей и культурно развитой державы.

Столь грандиозные по своему значению, глубине и масштабности изменений преобразования предельно обостряют необходимость скорейшего и радикального решения множества макро- и микроэкономических проблем, связанных с обеспечением жизнедеятельности народнохозяйственного комплекса и всех его составных звеньев при функционировании в конкурентной среде.

Среди отмеченных проблем наиболее приоритетной является проблема преодоления ограниченности существующей теории управления (менеджмента) и создания на этой основе адекватной сегодняшним условиям модели управления.

В свете обрисованной ситуации становится понятным вывод о том, что жизнь ставит перед специалистами и руководителями всех рангов и отраслевой принадлежности нашей страны чрезвычайно важную и далеко непростую задачу - проникнуться, что называется, осознанно и убежденно философией рыночного мышления, досконально овладеть теорией и методами ведения конкурентной борьбы, начиная е выбора эффективной стратегии, профессионально мыслить и действовать при разрешении типовых и нестандартных рыночных ситуаций.

Об этой очевидной истине можно было бы и не упоминать, если бы в отечественной практике управления до настоящего времени не были бы еще гак сильны стереотипы доктрины централизованного руководства экономикой, а мировая наука рыночного хозяйствования (экономикс) была бы в состоянии исчерпывающе и однозначно отвечать на все принципиально важные вопросы поведением фирм как основных ячеек национальной экономики.

Трудность освоения нашими специалистами механизма рыночного хозяйствования в значительной степени осложняется, как минимум, двумя обстоятельствами методологического свойства. Первое из них заключается в том, что к мысли о первостепенном значении конкуренции в рыночной экономике пришли пока лишь немногие ученые в мире. Доминирующим же является мнение о том, что конкуренция является лишь разделом экономикс и одной из важных предпосылок менеджмента, маркетинга и контроллинга как науки «управления управлением». И только в последнее десятилетие минувшего века отмеченное status quo начало изменяться после публикации фундаментальных трудов М. Портера.

Второе обстоятельство связано с тем, что в эти же годы основательно
«зашатались» каноны сложившейся в прошлом столетии теории менеджмента
под воздействием радикальных изменений во всех сферах человеческой
деятельности. Поэтому, как убедительно показал всемирно известный теоретик менеджмента Питер Ф. Друкер, объективно созрела необходимость в разработке совершенно новой парадигмы менеджмента, предельно полно отвечающей особенностям функционирования мировой экономики в XXI веке, которой, в частности предстоит развиваться в условиях глобализации конкуренции.

И надо признать, что это утверждение д-ра Друкера поддерживается не только его единомышленниками в кругу классиков менеджмента, но и
специалистами в области микро- и макроэкономики, о чем свидетельствует
книга Л.С. Шевченко под названием «Конкурентное управление», в
которой предпринята попытка выдвинуть на первый план конкурентное начало
в менеджменте.

Отсюда можно утверждать, что конкуренция, с одной стороны, менеджмент и маркетинг в совокупности, с другой стороны, диалектически связаны между собой, причем в практике они находятся в отношениях соответственно причины и следствия конкуренция «подстёгивает» развитие обеспечивающих жизнедеятельность рынков теорий, действуя в духе знаменитой «невидимой руки» Адама Смита. В силу этого можно утверждать, что теорию конкуренции необходимо признать самостоятельной наукой, основы которой уже по сути дела заложены в книгах М. Портера, А. Ю. Юданова, Г. Л. Азоева, М. Беста и ряда других авторов.

Все изложенное выше в полной мере распространяется и на теорию управления портами (портовый менеджмент), которые функционируют в достаточной агрессивной конкурентной среде. В силу этого можно утверждать, что концепция конкурентного управления должна быть положена в основу портового менеджмента.

В соответствии с приведенной констатацией в данной дисциплине освещаются теоретические основы конкуренции в приложении к портам как субъектам портовых услуг с последующим обоснованием идей конкурентного управления портами. При этом в качестве базового используется учебное пособие А. Ю. Юданова «Конкуренция: теория и практика».

Наши рекомендации