Налоги обычно устанавливаются парламентом страны (общегосударственные) либо представительным органом региона, муниципального образования (соответственно, региональные и местные)
Каждый налог содержит характеристику следующие основные элементы:
- объект налога — имущество или доход, подлежащие обложению;
- субъект налога — налогоплательщик, т. е. физическое или юридическое лицо, на которое законом возложена обязанность
- платить налог;
- источник налога — т. е. доход, из которого выплачивается налог (заработная плата, дивиденды, прибыль и т, п.);
- налоговая база — та сумма, стоимость имущества, часть дохода, с которых уплачивается налог;
- налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога (необлагаемый минимум);
- налоговая ставка — величина налога на единицу обложения.
В зависимости от того, как меняется налоговая ставка, различают:
- пропорциональное налогообложение, при котором используется одна и та же ставка безотносительно в величине дохода, подлежащего налогообложению;
- прогрессивное налогообложение — налогообложение, при котором ставка обложения возрастает по мере увеличения дохода;
- регрессивное налогообложение — налогообложение, при котором ставка уменьшается по мере возрастания дохода;
- твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размера дохода.
Налоговые льготы предполагают полное или частичное освобождение от уплаты налогов.
Налоговые льготы являются:
- важным элементом налоговой политики;
- методом государственного регулирования экономики;
- способом обеспечения социальной защиты некоторых видовдеятельности и определенных групп населения.
Налоговые льготы могут быть предоставлены путем:
- установления необлагаемого минимума;
- исключения из облагаемого дохода некоторых расходов или определенных видов доходов налогоплательщика;
- уменьшения налоговой ставки;
- предоставления налогового кредита;
- возврата ранее уплаченных налогов (налоговая амнистия);
- полного освобождения от уплаты налогов и др.
4. В Российской Федерации предусмотрены следующие налоги и сборы:
федеральные:
- налог на добавленную стоимость;
- акцизы;
- налог на доходы физических лиц;
- единый социальный налог;
- налог на прибыль организаций;
- налог на добычу полезных ископаемых;
- налог на наследование или дарение;
- водный налог;
- сборы за пользование объектами животногомира и за пользование объектами водных биологическихресурсов;
- государственная пошлина;
региональные:
- налог на имущество организаций;
- налог на игорный бизнес;
- транспортный налог;
местные:
- земельный налог;
- налог на имущество физических лиц.
13.3 Понятие, сущность и механизмы фискальной политики.
1. Маневрирование налогами и правительственными расходами в целях воздействия на экономику называется фискальной, или бюджетно-налоговой, политикой.
Фискальная политика государства представляет собой формирование государственного бюджета через систему налогообложения и манипулирование средствами государственного бюджета для достижения поставленных целей (рост производства, занятости, снижение темпов инфляции).
2. Фискальная политика государства подчиняется следующим экономическим законам:
- рост правительственных расходов увеличивает совокупный спрос и, следовательно, ведет к расширению объема выпуска продукции, увеличению доходов, снижению безработицы;
- уменьшение правительственных расходов вызывает обратную реакцию: падение производства и доходов, рост безработицы;
- увеличение налогов сокращает располагаемый доход и, следовательно, приводит к сокращению совокупного спроса, объема выпуска, доходов и занятости;
- снижение налогов увеличивает совокупный спрос, объем ВНП и доходов, увеличивает занятость.
3. Фискальная политика оказывает воздействие на национальную экономику через товарные рынки.
Государственные расходы увеличивают объем совокупного спроса (AD), присоединяясь к расходам на потребление (С) и инвестиции (I). Воздействие государственных расходов на объем производства и по величине, и по направленности такое же, как и влияние инвестиций. Увеличивая объем государственных закупок, правительство осуществляет инъекции в национальную экономику.
Краткосрочный эффект увеличения государственных закупок проявляется в следующем:
- увеличение государственных, расходов ведет к расширению спроса на товары и услуги;
- расширению спроса в свою очередь (если имеет место рецессионный разрыв), вызывает рост равновесного объема ВНП, доходов и занятости.
В долгосрочном плане последствия возрастания государственных расходов следующие:
- рост доходов (как следствие возрастания государственных расходов) повышает инвестиционный спрос;
- повышение инвестиционного спроса при неизменном количестве денег в обращении ведет к росту процентных ставок и уменьшению фактических инвестиций и снижению темпов экономического роста в будущем.
Если объем выпуска фиксирован (находится на уровне потенциального ВНП), то увеличение объема государственных расходов может произойти лишь за счет сокращения какого-либо другого элемента совокупного спроса.
Поскольку объем потребления относительно постоянен, то увеличение государственных расходов может осуществляться лишь за счет сокращения инвестиций, т. е. снова происходит вытеснение частных инвестиций. Величина "вытеснения" зависит от уровня процентной ставки.
Направленность воздействия налогов на величину национального производства и дохода прямо противоположна воздействию государственных расходов, а именно:
- рост налогов сокращает потребление (и сбережения), т. е. является утечками дохода;
- снижение налогов увеличивает располагаемый доход и потребление.
При этом необходимо учитывать, что:
- изменение уровня потребления зависит от предельной склонности к потреблению;
- рост потребления вызывает расширение совокупного спроса;
- расширение совокупного спроса в краткосрочном периоде (когда цены постоянны) стимулирует рост объема производства доходов, снижает уровень безработицы;
- однако со временем, когда безработица достигает своего естественного уровня, рост совокупного спроса в результате снижения налогов приведет к повышению цен.
4. Мультипликатор государственных расходов характеризует отношение прироста ВНП к приросту правительственных расходов и равен величине, обратной предельной скорости к сбережению;
Мультипликационный эффект обусловлен тем, что:
- увеличение государственных расходов повышает доход и ведет к росту потребления;
- рост потребления увеличивает ВНП (доход), который способствует дальнейшему увеличению потребления и т. д.;
- такой переход от потребления к доходу и вновь к потреблению продолжается бесконечно.
5. В зависимости от состояния экономики и стоящих перед правительством целей фискальная политика может быть:
стимулирующей (экспансионистской);
сдерживающей (рестриктивной).
Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада и предполагает снижение налогов и увеличение правительственных расходов, что ведет к возникновению или увеличению бюджетного дефицита.
Сдерживающая фискальная политика применяется в период инфляции и предполагает бюджетный излишек как результат увеличения налогов и снижения правительственных расходов. Бюджетный излишек, как правило, направляется на погашение государственного долга или изымается из обращения.
Выбор инструмента фискальной политики зависит от общего курса, проводимого правительством:
если это "либеральный" курс, предполагающий широкое участие государства в регулировании смешанной экономики, то предпочтение отдается правительственным расходам;
если проводится "консервативный" курс, ориентированный на сужение роли государства и делающий упор на чисто рыночный механизм, то в целях стабилизации экономики более широко используются налоги.
6. Ограниченность возможностей фискальной политики обусловлена следующими обстоятельствами:
изменение (рост или сокращение) государственных расходов, необходимых для проведения стимулирующей или сдерживающей политики, может противоречить другим целям расходования государственных средств:
- укреплению обороноспособности страны;
- охране окружающей среды;
- финансированию научных исследований и т. п.;
необходимость поддерживать твердый обменный курс и долгосрочный внешнеторговый баланс не позволяет проводить в полной мере такую фискальную политику, которая необходима исходя из существующих объемов производства, уровня занятости и цен;
максимальный эффект фискальная политика дает в краткосрочном периоде - в долгосрочном плане фискальная политика может приводить к негативным последствиям;
наличие "эффекта запаздывания" — требуется определенное время, прежде чем фискальная политика окажет ожидаемое воздействие на экономику.
часть времени уходит на принятие решения о проведении тех или иных мер бюджетно-налогового характера (время прохождения соответствующего закона через властные структуры);
затем пройдет еще время, прежде чем эти меры начнут давать результат;
к этому моменту экономическая ситуация может измениться, и меры по расширению экономики начнут давать эффект в период подъема, а сдерживающие меры придутся на период спада;
в таком случае фискальная политика будет играть дестабилизирующую роль.
Эффективность фискальной политики значительно возрастает, если она сочетается с приведением соответствующей денежно-кредитной политики.