Диаграмма 1 – Расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия на 2015 год
С 2008-2015 гг. расходы бюджета региона увеличивались с каждым годом. С 2008 г. по 2015 г. увеличились на 84,6%, а в 2015 году по сравнению с 2014 годом – на 1,8%.
Расходы на образование увеличивались до 2014 года и уменьшилась в 2015 году. Рост показателя в 2015 году по сравнению с 2008 годом равен 66,5%, а по сравнению с 2014 годом показатель упал на 1,5%. Последнее означает о сокращении расходов на образование.
Расходы на здравоохранение, физическую культуру и спорт увеличились примено в три раза с 2008 года, но сравнению с 2014 годом рост в 2015 году составляет 0,2%.
Республика в 2015 году, кроме расходов на образование, сократила расходы на культуру и кинематографию и на охрану окружающей среды.
Из данных цифр можно сделать вывод о том, что регион стремится сократить расходы, которые имеют самый большой удельный вес. На мой взгляд, данная политика проявила свою эффективность.
Консолидированный бюджет Республики Бурятия в последние 4 года имеет дефицит. Дефицит/профицит бюджета с 2008-2015 гг. показан на таблице 1. Дефицит бюджета 2015 году равняется 1064 млн. рублей.
Таблица 1 - Дефицит/профицит консолидированного бюджета Республики Бурятия 2008-2015 гг., млн. руб.
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Дефицит (-) / Профицит (+) | -1622 | -1075 | -127 | -4608 | -1064 |
В целом бюджет является дефицитным: за период 2008-2015 гг. он составляет 6875 млн. рублей. Самое большое значение данный показатель имел в 2014 году. В 2015 году регион смог уменьшить показатель в 4,3 раза.
Основными источниками финансирования бюджета являются источники внутреннего финансирования, а именно:
· кредиты от кредитных организаций;
· кредиты от кредитных организаций бюджетами субъектов РФ;
· кредиты от других бюджетов бюджетной системы РФ.
ГЛАВА 2: ПРОГНОЗ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
Власти республики прогнозируют увеличение объема ВРП в 2016 году. По их расчетам данный показатель должен равняться к 248 млрд. рублей за счет ключевых секторов – промышленное производство и транспорт[3].
Бюджет 2016 года в Республике Бурятии запланирован с дефицитом в 2,3 млрд. рублей.
В прогнозируемом периоде рост налоговых и неналоговых доходов консолидированного бюджета составит: в 2016 году – 105,2 % , в 2017 году – 103,8 %3. Прогнозируется увеличение прогноза поступлений по налогу на прибыль и по штрафам за нарушение законодательства РФ о безопасности дорожного движения.
В 2016 году прогнозируется увеличение расходов в социальную сферу. 30 млрд. рублей из всех расходов будут направлены на реализацию социальных программ: здравоохранение и образование – 10 млрд. рублей, культура – 1,1 млрд. рублей3. На развитие экономики выделено 2,4 млрд. рублей, т.е. 5,6% всего расхода, и 838,7 млн. рублей из них будут направлены на агропромышленный сектор.
Увеличена субсидия на развитие общественной инфраструктуры, капитального ремонта, реконструкции, строительства объектов образования, физической культуры и спорта, культуры, дорожного хозяйства, жилищно-коммунального хозяйства (в целом 100 млн. рублей). На обеспечение минимального размера оплаты труда низкооплачиваемым категориям работников на 2016 год муниципалитетам дополнительно направлено 56,8 млн рублей.
Также в Бурятии утвержден долгосрочный прогноз социально-экономического развития на период до 2030 года. Общий показатель экономического развития –ВРП увеличится к 2030 году в 2,1 раза.
Экономический рост региона будет в основном обеспечиваться за счет потребительского и инвестиционного спроса, снижения налоговой нагрузки на реальный сектор экономики и господдержки организаций, которые реализуют инвестиционные проекты. Проекты данные направленны на увеличение масштабов производства и на производство конкурентоспособной продукции.
На прирост ВРП главное влияние окажут промышленное производство, транспорт, сельское хозяйство, строительство и торговля. Доля добавленной стоимости в общем объеме составит около 70 %[4].
В промышленности объем производства намерена вырасти в 2,8 раза к уровню 2012 года. Выпуск продукции увеличится до 360,5 млрд. рублей. Фундаментом экономики региона останутся предприятия следующих отраслей:
· машиностроительный;
· лесоперерабатывающий;
· энергетический.
Особое внимание будет уделяться инновационному развитию промышленности, в том числе созданию новых производств на территории зон экономического благоприятствования, промышленного парка4.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении сделаем некоторые выводы о бюджете Республики Бурятия:
1. Регион значительно зависит от других субъектов РФ. Республика способна обеспечивать себя лишь на 42%.
2. Третью часть налоговых и неналоговых доходов составляют налоги на прибыль и доходы.
3. Улучшению экономики региона в целом за период 2014-2015 гг., по моему мнению, оказало разрешение монгольским гражданам находиться на территории РФ не более 30 дней без визы. Данное событие увеличило товарооборот, а именно экспорт, что привело к увеличению доходов организаций и физических лиц.
4. Основную часть расходов составляют расходы на здравоохранение (33,5%) и расходы на образование (23,9%). Политика региона направлена на социальную сферу.
5. За период 2013-2015 гг. Бурятия стремится сократить расходы, которые имеют самый большой удельный вес (образование и здравоохранение). На мой взгляд, данная политика проявила свою эффективность.
6. Консолидированный бюджет Республики Бурятия в последние 4 года имеет дефицит.
7. Хотя власти республики прогнозируют увеличение объема ВРП в 2016 году, но бюджет 2016 года запланирован с дефицитом в 2,3 млрд. рублей. В 2016 году прогнозируется увеличение расходов в социальную сферу.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Постановление Правительства Республики Бурятия.
Приложение №1. Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
2. Темпы роста ВРП Бурятии до 2030 года / Деловой портал Республики Бурятия
[http://dprb.ru/novosti/1029/153965.php]
3. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия
[http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/grp/]
4. Численность населения регионов России 2016 / Сайт о странах, городах, статистике населения и пр.
[http://www.statdata.ru/largest_regions_russia]
5.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Доходы консолидированного бюджета Республики Бурятия 2008-2015 гг., млн. руб.[5]
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Итого | 36 564 | 42 457 | 41 144 | 47 618 | 53 024 | 60 962 | 60 400 | 65 128 |
В т.ч. Налоговые и неналоговые доходы | 16 432 | 16 875 | 18 937 | 23 235 | 23 889 | 25 176 | 24 248 | 29 013 |
Налоги на прибыль, доходы | 10 147 | 10 611 | 11 519 | 14 444 | 15 269 | 15 933 | 14 516 | 18 775 |
Налоги и взносы на социальные нужды | 738,5 | 755,8 | - | - | - | - | - | - |
Налоги на товары (работ, услуги), реализуемые на территории РФ | 1 189 | 1 393 | 1 813 | 2 118 | 2 321 | 2 164 | 1 761 | 1 812,7 |
Налоги на совокупный доход | 988,77 | 1 139,6 | 1 282 | 1 562,8 | 1 690,7 | 1 776 | 1 712,6 | |
Налоги на имущество | 1 453 | 1 755 | 1 673,4 | 1 819 | 2 498 | 3 152,5 | 3 779,7 | 4 150,6 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами | 199,5 | 328,47 | 430,68 | 472,5 | 433,7 | 480,2 | 698,2 | |
Государственная пошлина | 89,3 | 96,5 | 280,9 | 283,1 | 136,7 | 151,6 | 209,8 | 351,8 |
Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам | 5,36 | 3,28 | 38,1 | 0,967 | 1,3 | 1,6 | 0,074 | -0,093 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности | 543,3 | 413,1 | 463,1 | 447,6 | 538,5 | 445,5 | ||
Платежи при пользовании природными ресурсами | 81,3 | 154,88 | 141,7 | 142,5 | 133,9 | 108,2 | ||
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства | 362,8 | 446,7 | 513,3 | 136,9 | 66,4 | 76,2 | 93,2 | |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов | 290,7 | 458,8 | 442,4 | 383,4 | 219,1 | |||
Административные платежи и сборы | 0,17 | 0,14 | 0,176 | 0,157 | 0,897 | 5,7 | 5,65 | 5,67 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба | 138,9 | 113,3 | 132,4 | 149,2 | 261,3 | 307,8 | 443,7 | 559,9 |
Прочие неналоговые доходы | 94,7 | 105,2 | 125,4 | 179,6 | 206,1 | 143,8 | 80,1 | |
Безвозмездные поступления | 20 132 | 25 581 | 22 206 | 24 383 | 29 135 | 35 786 | 36 152 | 36 115 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ | 19 770 | 24 987 | 21 764 | 24 220 | 28 933 | 34 856 | 35 374 | 34 856 |
Безвозмездные поступления от государственных (муниципальных) организаций | 356,3 | 590,6 | 244,9 | 248,89 | 731,3 | 921,9 | 1 350,7 | |
Прочие безвозмездные поступления | 3,5 | 7,3 | 29,9 | 10,67 | 40,2 | 23,1 | ||
Доходы бюджетов бюджетной системы РФ от возврата остатков субсидий и субвенций прошлых лет | 136,6 | 6,38 | 46,5 | 9,5 | 7,76 | 316,4 | 12,4 | 60,5 |
Возврат отстатков субсидий и субвенций прошлых лет | -28 | -472,8 | -485,1 | -121,8 | -66,8 | -161,5 | -199,9 | -179,8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Расходы консолидированного бюджета Республики Бурятия 2008-2015 гг., млн. руб.[6]
2008 г. | 2009 г. | 2010 г. | 2011 г. | 2012 г. | 2013 г. | 2014 г. | 2015 г. | |
Итого | 35 856 | 41 805 | 42 766 | 47 357 | 54 099 | 61 089 | 65 008 | 66 192 |
В т.ч. Общегосударственные вопросы | 3 607 | 3 654 | 3 727 | 3 590 | 3 854 | 4 371 | 4 019 | 4 080 |
Национальная оборона | ||||||||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 1 404 | 1 546 | 1 609 | 1 714 | ||||
Национальная экономика | 3 414 | 6 041 | 4 826 | 5 773 | 7 370 | 9 123 | 6 937 | 7 988 |
Жилищно-коммунальное хозяйство | 2 566 | 3 543 | 2 957 | 2 783 | 2 903 | 2 770 | 3 738 | 4 012 |
Охрана окружающей среды | ||||||||
Образование | 9 516 | 10 344 | 11 055 | 11 760 | 13 453 | 16 049 | 16 083 | 15 843 |
Культура, кинематография | 1 759 | 1 778 | 1 744 | 2 525 | 1 820 | 1 655 | 1 865 | 1 659 |
Средства массовой информации | ||||||||
Здравоохранение | 8 225 | 8 642 | 8 514 | 10 132 | 15 769 | 17 594 | 22 163 | 22 205 |
Физическая культура и спорт | 1 403 | |||||||
Социальная политика | 4 755 | 6 007 | 8 168 | 7 141 | 7 194 | 7 025 | 7 835 | 7 860 |
Обслуживание государственного и муниципального долга | ||||||||
Межбюджетные трансферты общего характера бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований | - | - | - | - | - | - | - | - |
[1] Численность населения регионов России 2016 / Сайт о странах, городах, статистике населения и пр.
[http://www.statdata.ru/largest_regions_russia]
[2] Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Бурятия
[http://burstat.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ts/burstat/ru/statistics/grp/]
[3] Постановление Правительства Республики Бурятия
Приложение №1. Прогноз социально-экономического развития Республики Бурятия
на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов.
[4] Темпы роста ВРП Бурятии до 2030 года / Деловой портал Республики Бурятия
[http://dprb.ru/novosti/1029/153965.php]
[5] Составлена из: Консолидированный и республиканский бюджеты / Министерство финансов Республики Бурятия [http://minfinrb.ru/report/35/]
[6] Составлена из: Консолидированный и республиканский бюджеты / Министерство финансов Республики Бурятия [http://minfinrb.ru/report/35/]