Исследование системы управления государственного или муниципального органа власти
В соответствии с программой учебно-ознакомительной практики каждым студентом должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1. Определить, является данная организация органом государственного или муниципального управления.
2. Определить, являются ли работники данной организации государственными или муниципальными служащими. Изучить их категории, виды занимаемых должностей, права и обязанности.
3. Изучить нормативно – правовые акты, регламентирующие содержание работы органа и процедуры их деятельности.
4. Определить стоящие перед органом основные задачи и выполняемые органом функции и проанализировать их содержание.
5. Изучить компетенцию органа.
6. Проанализировать структуру организации, распределение функций между подразделениями. Описать исполнительно-распорядительные полномочия руководителей основных структурных подразделений.
7. Описать основные виды административных процедур и производства, осуществляемых органом (производство по рассмотрению обращений граждан, производство по делам об административных правонарушениях, лицензионное производство и т.д.)
8. Изучить виды информации, используемой в профессиональной деятельности государственного (муниципального) служащего принимающей организации.
9. Проанализировать эффективность информационных технологий, применяемых в данной организации.
10. Изучить основные источники и способы финансирования органа.
11. Изучить программы (социальные, экономические и т.д.), планы развития и др. концептуальные документы, разработанные и реализуемые принимаемым органом.
12. Изучить систему документационного обеспечения управления. Сделать выводы об ее эффективности.
Исследование системы управления государственного или муниципального предприятия (учреждения)
В соответствии с программой учебно-ознакомительной практики каждым студентом должны быть рассмотрены следующие вопросы:
1. Изучить нормативно-правовой базу, регулирующую взаимоотношения государственных и муниципальных предприятий (учреждений) с органами власти.
2.Изучить цели и задачи государственного или муниципального предприятия (учреждения), а также документы, регламентирующие их деятельность.
3. Изучить организационную структуру управления государственным или муниципальным предприятием (учреждением), функции и полномочия руководителей отделов, служб.
4. Изучить взаимоотношения организации с собственником и анализ системы контроля результатов деятельности организации.
5. Изучить и провести анализ основных показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятия (учреждения).
6. Оценить перспектив развития государственного или муниципального предприятия (учреждения).
Исследование системы управления конкретной организации (либо конкретной функциональной области в системе управления конкретной организацией); адаптация системы управления организации к изменившимся условиям внешней среды.
При выборе данного направления прохождения практики, студент работает с материалами конкретной организации, о которой он имеет достаточную информацию, позволяющую ему исследовать организацию как целостную систему. Деятельность выбираемой организации должна иметь высокое значение для региональной экономики. За время прохождения практики студент, во-первых, анализирует существующую систему управления, исследует факторы внешней и внутренней среды реальной организации. Во-вторых, на основе знаний, полученных в ходе теоретической подготовки в университете, студент разрабатывает нормативную систему управления, сопоставляет существующую систему управления с нормативной и выявляет несоответствия. В-третьих, разрабатывает мероприятия по осуществлению организационных изменений, обосновывает их необходимость и эффективность.
За время практики должны быть собраны исходные данные для выполнения отчета:
- характеристика организации: форма собственности, организационно-правовая форма, основные виды выпускаемой продукции или оказываемых услуг, объем производства, численность персонала, характер деятельности (коммерческий или некоммерческий);
- характеристика внутренней среды организации: организационная структура управления, цели деятельности организации и решаемые для их достижения задачи, основные технологии, используемые в организации, состав и структура персонала;
- характеристика внешней среды: потребители продукции или услуг, конкуренты, поставщики ресурсов, включая сырье, материалы, оборудование, капитал, информацию, трудовые ресурсы, основная нормативно-законодательная база, регламентирующая деятельность организации, общее состояние экономики, политические факторы, влияющие на организацию, отношение с местным населением, социокультурные факторы, состояние технологии в соответствующей области, международная обстановка.
Структура отчета при данном варианте прохождения практики включает в себя титульный лист, кейс, написанный по материалам собранным об исследуемой организации, авторское решение кейса, список литературы, которой можно воспользоваться для решения кейса, и, при необходимости, приложений (таблицы, графики, положения и т.п., носящие вспомогательный характер для решения кейса).
Примером проблемы, требующей решения, может быть совершенствование существующей организационной структуры управления. Могут быть рекомендованы следующие направления ее совершенствования: изменение состава функциональных органов в зависимости от конкретного содержания работ, перераспределение функциональных обязанностей, прав и ответственности между структурными подразделениями, должностными лицами аппарата управления, изменение нормы управляемости руководителей путем изменения подчиненности, введения промежуточных звеньев, объединения (концентрации) работ в рамках одного подразделения вместо рассредоточения по нескольким, создание новых подразделений в аппарате управления, совершенствование действующих документов, регламентирующих деятельность аппарата управления и другие.
Типовая структура описания ситуации (кейса)
1. Обобщение (в какой отрасли бизнеса возникла ситуация? В чем главная проблема? Суть ситуации? Кто участвовал в ситуации?)
2. Участники событий (Какие люди участвовали в событии? Краткое описание (возраст, должность, профессия, достоинства, недостатки). Их высказывания в виде прямой речи.)
3. Характеристика организации. (Из какой отрасли бизнеса? Организационно-правовая форма. Положение на рынке региона. Внешнее окружение бизнеса, его природа и характер. Соотношение с другими организациями (конкуренция и партнерство).
4. Хронология событий. (Факты и события в трех периодах времени: прошлое, настоящее, будущее).
5. Альтернативные решения. (Возможность направления действий. Полный перечень альтернатив. Аргументация и оценка каждой альтернативы в виде таблицы «За» и «Против». Методы и средства решения ситуации. Отбор только рациональных альтернатив.)
6. План действий. (Какие стратегии можно применить? Кадровые решения. Финансовые решения. Структурная перестройка. Улучшение качества, за счет чего. Изменения в мотивации и оплате труда.)
5. Составление и оформление отчетной документации по итогам учебно-ознакомительной практики
По итогам учебно-ознакомительной практики оформляется отчетная документация, состоящая из отчета и приложений. Отчет составляется индивидуально каждым студентом на основании полученных студентом материалов в период практики.
Примерный объем текстовой части отчета от 10 до 15 страниц машинописного текста.
Отчет должен быть построен в соответствии с заданиями, сформулированными в программе учебно-ознакомительной практики.
Рекомендуемая форма структурирования отчетной документации:
1. Титульный лист отчета
2. Общие данные о месте прохождения практики (Приложение № 2).
3. Основная часть (оформляется в соответствии с программой практики) (Приложение № 3).
4. Приложения к отчетной документации (дополнительные материалы).
Титульный лист отчета по итогам учебно-ознакомительной практики оформляется в соответствии с Приложением № 1 и подписывается руководителем практики от университета по итогам защиты практики.
Раздел отчета «Общие данные о месте прохождения практики» оформляется в соответствии с Приложением № 2. Заполняется в период прохождения практики на основании нормативных правовых актов и правовых актов, определяющих правовую основу деятельности органа (учреждения, организации), где студент проходит практику.
Отчет должен сопровождаться необходимыми схемами, таблицами, расчетами и соответствующими образцами документации. В дополнение к отчету, выполненному на бумажном носителе, студент может подготовить электронную презентацию отчета для публичного выступления.
В отчете студент должен отметить, какую пользу принесла практика для учебного процесса. Отчет студента должен содержать анализ изученных в ходе теоретической подготовки материалов, их соответствия реальной деятельности исполнительных органов, а также мнение студента о специальных знаниях, навыках и умениях, которые он приобрел в ходе практики.
Примерный перечень документов, приобщаемых к отчету о практике
- Положение об органе;
- Регламент деятельности принимающего органа;
- Должностной регламент;
- Номенклатура дел.
6. Защита учебно-ознакомительной практики
Результаты прохождения учебно-ознакомительной практики оцениваются руководителем практики от университета. Руководитель практики от университета проводит со студентами индивидуальное собеседование по итогам практики, на которое необходимо предоставить отчет студента о выполнении программы практики.
Студент, не выполнивший программу учебно-ознакомительной практики без уважительной причины, считается лицом имеющим задолженность по практике и направляется на повторное прохождение практики.
Защита студентами отчетов по итогам учебно-ознакомительной практики проводится в дни летней сессии на втором курсе обучения.
ПРИЛОЖЕНИЕ № 1
Образец оформления титульного листа отчета
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»
ОТЧЕТ
О ПРОХОЖДЕНИИ УЧЕБНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКИ
Студента гр. У-10-1
Иванов Иван Семенович
Руководитель практики
от БГУЭП
канд. экон. наук, доцент
Хохлова Н.С.
Иркутск, 2012
ПРИЛОЖЕНИЕ № 2
Образец оформления раздела «Общие данные о месте прохождения практики»
ОБЩИЕ ДАННЫЕ О МЕСТЕ ПРОХОЖДЕНИЯ ПРАКТИКИ
Полное наименование: Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области
Юридический адрес 664073, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2.
Почтовый адрес 664073, г. Иркутск, ул. Канадзавы, 2.
Телефон: (8-3952) 33-33-31; факс: (8-3952) 25-33-39.
Е-mail: [email protected]
Фамилия, имя, отчество руководителя органа, где пройдена практика
РОДИОНОВ Владимир Анатольевич
Сроки учебно-ознакомительной практики
С 1 июня по 14 июня 2012 года
ПРИЛОЖЕНИЕ № 3
Образец оформление личного отчета по итогам практики
Текст отчета следует начать излагать словами: «Я, (Ф.И.О. указать полностью), проходил учебно-ознакомительную практику в (на) _____________. За время прохождения практики я ознакомился (изучил) …» и далее на 10 - 15 страницах следует изложить текст отчета, отражающий выполнение студентом программы практики в соответствии с п. 4 «Содержательная часть программы учебно-ознакомительной практики».
Текст отчета печатается через 1,5 интервала с применением шрифта – Обычный, Times New Roman Cyr, размер шрифта – 14. Насыщенность букв и знаков должна быть ровной в пределах строки, страницы и всей работы. Абзацный отступ равен 1,25 см.
На последней странице отчета проставляется дата составления отчета и личная подпись студента, прошедшего практику, с расшифровкой подписи.