Структура выпускной квалификационной работы. Проректор по учебной работе

УРАЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

УТВЕРЖДАЮ:

Структура выпускной квалификационной работы. Проректор по учебной работе - student2.ru Проректор по учебной работе

___________Б.В. Личман

27 ноября 2015г.

ПРОГРАММА ИТОГОВОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АТТЕСТАЦИИ:

Методические указания по подготовке и защите

Выпускной квалификационной работы

Направление подготовки - 38.03.01* «Экономика»

* с учетом приказа Минобрнауки России от 18.11.2013 № 1245

Квалификация выпускника - бакалавр

Екатеринбург

«Программа итоговой государственной аттестации: методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной работы» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «Экономика» (Утв. приказом Минобрнауки от 12 ноября 2015 г. № 1327), Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры (Утв. Приказом Минобрнауки от 19 декабря 2013 г. № 1367).

Разработчики программы дисциплины

ФИО Уч. степень, уч. звание Должность Кафедра
Кежун Людмила Анатольевна кандидат экон. наук, доцент доцент экономической теории
Львова Майя Ивановна кандидат экон. наук, доцент доцент экономики предприятия

Программа рекомендована к печати (протокол № 27-1 от «27» ноября 2015 года заседания Учебно-методической комиссии Ученого совета УИЭУиП).

Рецензенты рабочей программы дисциплины:

ФИО Уч. степень, уч. звание Основное место работы, занимаемая должность
Гребенкин Анатолий Викторович доктор экономических наук, профессор по специальности/004602 78/п 1990-02-22 Институт экономики Уральского отделения Российской Академии наук Ведущий научный сотрудник Центра структурной политики региона
Иваницкий Виктор Павлович доктор экономических наук / профессор по специальности/015125 3пк/д 1987-01-16 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Уральский государственный экономический университет» Главный советник, председатель Свердловского отделения Вольного экономического общества

© Уральский институт экономики, управления и права, 2015

Содержание

  С.
1 Цель аттестации
2 Задачи аттестации
3 Требования к уровню освоения содержания образовательной программы бакалавров по направлению «Экономика»  
4 Формы аттестации
5 Содержание аттестации
5.1 Требования к выпускной квалификационной работе по направлению «Экономика»  
5.2 Структура выпускной квалификационной работы
5.3 Оформление выпускной квалификационной работы
5.4 Примерная тематика выпускных квалификационных работ
5.5 Защита выпускной квалификационной работы
5.5.1 Требования к документации, предоставляемой выпускником в Государственную экзаменационную комиссию
5.5.2 Структура доклада
5.5.3 Демонстрационный материал
5.5.4 Порядок защиты выпускной квалификационной работы
5.5.5. Критерии оценки
6 Приложения

Цель аттестации

Установить соответствие между требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (приказ от 12 ноября 2015 г. № 1327) к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Экономика» и фактическими знаниями, навыками и умениями выпускников, полученными в процессе освоения образовательной программы в Уральском институте экономики, управления и права в период действия настоящего стандарта.

Задачи аттестации

Определить в процессе подготовки и защиты выпускной квалификационной работы степень профессионального применения теоретических знаний, умений и навыков выпускников в анализе актуальных проблем экономического развития отдельных предприятий и национальной экономики; выявить уровень теоретической подготовки бакалавров по основным предметам, а также подтвердить освоение общекультурных и профессиональных компетенций которыми должен обладать выпускник бакалавр по направлению «Экономика» согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (приказ от 12 ноября 2015 г. № 1327) к освоению основных образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «Экономика».

3 Требования к уровню освоения содержания образовательной программы бакалавров по направлению «Экономика»

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

- способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1);

- способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности (ОК-3);

- способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности (ОК-6);

- способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7).

Выпускник должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК):

- способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-1);

- способностью выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ОПК-3);

- способностью находить организационно-управленческие решения в профессиональной деятельности и готовность нести за них ответственность (ОПК-4).

Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

расчетно-экономическая деятельность:

- способностью собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов
(ПК-1);

- способностью на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов,
(ПК-2);

- способностью выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);

аналитическая, научно-исследовательская деятельность:

- способностью на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-4);

- способностью анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-5);

- способностью анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей
(ПК-6);

- способностью, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-7);

- способностью использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-8);

организационно-управленческая деятельность:

- способностью организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-9);

- способностью использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

- способностью критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-11);

педагогическая деятельность:

- способностью использовать в преподавании экономических дисциплин в образовательных учреждениях различного уровня, существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-12);

- способностью принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-13);

учетная деятельность:

- способностью осуществлять документирование хозяйственных операций, проводить учет денежных средств, разрабатывать рабочий план счетов бухгалтерского учета организации и формировать на его основе бухгалтерские проводки (ПК-14);

- способностью формировать бухгалтерские проводки по учету источников и итогам инвентаризации и финансовых обязательств организации (ПК-15);

- способностью оформлять платежные документы и формировать бухгалтерские проводки по начислению и перечислению налогов и сборов в бюджеты различных уровней, страховых взносов - во внебюджетные фонды (ПК-16);

- способностью отражать на счетах бухгалтерского учета результаты хозяйственной деятельности за отчетный период, составлять формы бухгалтерской и статистической отчетности, налоговые декларации (ПК-17);

- способностью организовывать и осуществлять налоговый учет и налоговое планирование организации (ПК-18);

расчетно-финансовая деятельность:

- способностью рассчитывать показатели проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, обеспечивать их исполнение и контроль, составлять бюджетные сметы казенных учреждений и планы финансово-хозяйственной деятельности бюджетных и автономных учреждений (ПК-19);

- способностью вести работу по налоговому планированию в составе бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (ПК-20);

- способностью составлять финансовые планы организации, обеспечивать осуществление финансовых взаимоотношений с организациями, органами государственной власти и местного самоуправления (ПК-21);

- способностью применять нормы, регулирующие бюджетные, налоговые, валютные отношения в области страховой, банковской деятельности, учета и контроля (ПК-22);

- способностью участвовать в мероприятиях по организации и проведению финансового контроля в секторе государственного и муниципального управления, принимать меры по реализации выявленных отклонений (ПК-23);

банковская деятельность:

- способностью осуществлять расчетно-кассовое обслуживание клиентов, межбанковские расчеты, расчеты по экспортно-импортным операциям (ПК-24);

- способностью оценивать кредитоспособность клиентов, осуществлять и оформлять выдачу и сопровождение кредитов, проводить операции на рынке межбанковских кредитов, формировать и регулировать целевые резервы (ПК-25);

- способностью осуществлять активно-пассивные и посреднические операции с ценными бумагами (ПК-26);

- способностью готовить отчетность и обеспечивать контроль за выполнением резервных требований Банка России (ПК-27);

- способностью вести учет имущества, доходов, расходов и результатов деятельности кредитных организаций, уплату налогов, составлять бухгалтерскую отчетность (ПК-28);

страховая деятельность:

- способностью осуществлять оперативное планирование продаж, организовывать розничные продажи, реализовывать различные технологии продаж в страховании, анализировать эффективность каждого канала продаж (ПК-29);

- способностью документально оформлять страховые операции, вести учет страховых договоров, анализировать основные показатели продаж страховой организации (ПК-30);

- способностью осуществлять действия по оформлению страхового случая, составлять отчеты, статистику убытков, принимать меры по предупреждению страхового мошенничества (ПК-31);

- способностью вести бухгалтерский учет в страховой организации, составлять отчетность для предоставления в органы надзора (ПК-32).

Формы аттестации

Защита выпускной квалификационной работы. Согласно пункту 6.8 Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (приказ от 12 ноября 2015 г. № 1327) Итоговая государственная аттестация включает защиту выпускной квалификационной работы. Требования к содержанию, объему и структуре выпускной квалификационной работы определяются высшим учебным заведением.

Содержание аттестации

5.1 Требования к выпускной квалификационной работе по направлению «Экономика»

Выпускная квалификационная работа выполняется в соответствии с учебным планом и имеет своей целью: систематизацию, закрепление и расширение теоретических и практических знаний по направлению и применение этих знаний при решении конкретных научных, экономических и производственных задач; развитие навыков ведения самостоятельной работы и применения методик исследования и экспериментирования при решении разрабатываемых в выпускной работе проблем и вопросов; выяснение подготовленности студентов для самостоятельной работы в различных областях экономики России в современных условиях.

Выпускная квалификационная работа представляет собой законченную разработку актуальной экономической проблемы и должна обязательно включать в себя как теоретическую часть, где студент должен продемонстрировать знания теоретических положений по разрабатываемой проблеме, так и практическую часть, в которой необходимо показать умение использовать для решения поставленных в работе задач методов изученных ранее научных дисциплин.

При выполнении работы студент должен продемонстрировать навыки работы на персональном компьютере (например, статистическая обработка материалов, выполнение графических построений, проведения математических расчетов, использование программ ПВМ для решения конкретных задач, поставленных в работе). Объем выпускной квалификационной работы должен составлять ориентировочно 60-70 страниц машинописного текста. Оригинальный характер выпускной квалификационной работы должен составлять не менее 30%.

Структура выпускной квалификационной работы

Структура работы – перечень глав, параграфов и их содержание зависят от темы и характера работы, и определяется студентом совместно с его научным руководителем.

Выпускная квалификационная работа включает следующие элементы:

- титульный лист,

- содержание,

- введение,

- содержательную часть (2 главы),

- заключение,

- список использованной литературы,

- приложения.

Рекомендуемый объем работы 60-70страниц машинописного текста. Введение –3-4 страницы, первая, вторая глава – 25-30 страниц каждая, заключение – 3-4 страницы, приложение в объеме не учитываются. Главы рекомендуется делить на 3 параграфа в зависимости от объема материала, каждый параграф должен быть не менее 10 страниц.

Титульный лист – первая страница выпускной квалификационной работы. На титульном листе необходимо указать: наименование института, кафедры, факультета, тему работы, сведения об исполнителе, научном руководителе, месте и годе написания /ПРИЛОЖЕНИЕ А/. На обороте титульного листа указывается Нормоконтроль. Номер страницы на титульном листе не ставится, но подразумевается.

Содержание следует за титульным листом. В нем указывается введение, все главы, параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения и страницы, на которых они помещены в тексте /ПРИЛОЖЕНИЕ Б/. Содержание должно предельно четко и полно отражать содержание работы и точно соответствовать заголовкам в тексте работы. Заголовки содержания не должны повторять название темы работы, а название параграфов – названия глав.

Во введении выпускной квалификационной работы обосновывается актуальность темы, определяются объект, предмет исследования, цель работы, задачи, логическая последовательность изложения материала, приводится обзор литературы, указываются информационные источники, научные методы, использованные при написании работы, и практическая значимость полученных результатов.

Актуальность темы исследования – обоснование значимости выбранной темы для современной экономики, изложение сути проблемной ситуации, выявление противоречий, требующих разрешения. Освещение актуальности должно быть немногословным – 0,5 – 1 страница.

Объект исследования – это предприятие, организация или учреждение (процесс или явление), порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет исследования – свойства, стороны, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению в работе.

Цель выпускной квалификационной работы – желаемый результат, который должен быть достигнут при написании работы.

Для достижения поставленной цели необходимо сформулировать задачи исследования, которые будут определять логику и структуру исследования. Для выпускной квалификационнойработы следует формулировать не более 5-6 задач. Это обычно делается в форме перечисления (рассмотреть…, изучить…, описать…, охарактеризовать (дать характеристику)…, проанализировать…, сформулировать (разработать)…). Количество решаемых задач должно соответствовать количеству параграфов.

Во введении после постановки цели и задач описывается структура работы с указанием названия глав и краткого их содержания (1-2 предложения для каждой главы).

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять главное в современном состоянии изученности темы.

Во введении обязательно следует указать, на каком конкретном материале выполнена работа. Следует дать характеристику основных источников получения информации (официальные, научные, литературные, статистические, библиографические, Интернет-ресурсы).

Методы исследования – инструменты, которые используются для получения фактического материала, расчетов, необходимых для достижения поставленной цели.

Практическая значимость работы – указывается, для кого может представлять интерес материал, содержащийся в работе, проведена ли апробация рекомендаций.

Содержательная часть выпускной квалификационной работы представлена основным объемом текса в виде 2 ключевых глав. Каждая глава должна быть органически увязана с общим смыслом работы. В каждой главе, учитывая цель и задачи исследования, разрабатываются одно - два положения, составляющие предмет защиты. Вопросы, анализируемые в одной главе не должны дублироваться в других главах, но как логически взаимосвязанные, дополнять и развивать друг друга. Каждая глава должна заканчиваться четким выводом, содержащим информацию о проработанном материале и полученных результатах. Последний параграф в работе должен быть посвящен проблемам и рекомендациям. Необходимо четко сформулировать проблемы, затем к каждой из них дать рекомендации (рекомендовано с обоснованием расчетами).

Заключение является финальной частью выпускной квалификационной работы, в нем должны содержаться обобщающие выводы по каждой части работы, перечислены проблемы, которые были выявлены студентом, а также рекомендации по итогам проведенного анализа.

За приведенные статистические и фактические данные, а также сделанные выводы отвечает автор работы.

Список использованной литературыоформляется в соответствии с правилами библиографического описания. Список должен содержать не менее 30 источников: нормативные документы, учебная, научная литература, периодика, Интернет-ресурсы (не более 5). /ПРИЛОЖЕНИЕ В/ – пример списка использованной литературы. /ПРИЛОЖЕНИЕ Г/ – примеры библиографического описания документов. Рекомендуется в большей степени использовать литературные источники за последние 5 лет. Допускается в целях ретроспективного анализа использовать литературные источники более ранних годов выпуска.

Выпускная квалификационная работа может содержать приложения, в которые включают материалы, не вошедшие в основную часть работы:

-финансовую отчетность предприятия (рекомендуется в качестве обязательного элемента для обоснования цифрового материала);

-инструкции, методики;

-таблицы вспомогательных цифровых данных;

-иллюстрации вспомогательного характера.

Наши рекомендации