Ценовая дискриминация первой степени
Монополист продает каждую единицу товара каждому покупателю по его резервированной цене, т. е. той максимальной цене, которую потребитель согласен заплатить за данную единицу товара. Это означает, что весь излишек потребителя присваивается монополистом, а кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса на его продукцию.
Ценовая дискриминация второй степени:
Ценовая политика, суть которой заключается в установлении различных цен в зависимости от количества покупаемой продукции. Наиболее распространенный пример этого – оптовые скидки.
Ценовая дискриминация третьей степени:
Сегментация рынка, в ходе которой осуществляется дифференциация покупателей на группы с различными функциями спроса, с последующим установлением цен для каждой такой группы в отдельности.
Ценовая дискриминация имеет как положительные, так и отрицательные последствия.
Положительно то, что подобная ценовая стратегия позволяет расширить границы объемов продаж за пределы контролируемые монополией.
Ценовая дискриминация позволяет по максимуму увеличить доход и прибыль монополиста, причем позволяя этой фирме расширить свой объем производства.
Эти дополнительные прибыли возникают из-за того, что покупатели платят при ценовой дискриминации более высокую цену за товары, чем без нее. Причем ценовая дискриминация не усложняет положение малоимущих, а наоборот помогает им (с помощью скидок, специальных тарифов), а основной груз дополнительных выплат несут более обеспеченные люди, которые заинтересованы в покупке этого товара. То есть можно сказать, что без ценовой дискриминации некоторые виды услуг вообще не могли бы осуществляться.
С ее помощью, отчасти, сглаживаются различия, существующие в реальных доходах отдельных групп потребителей. В качестве примера можно привести нашу нынешнюю систему платы за обучение. В университетах вместе с общей системой платы за обучение действует целый ряд скидок и стипендий для абитуриентов с низкими доходами.
Вместе с тем ценовая дискриминация может вызывать и такие негативные последствия, как нерациональное межотраслевое и межрегиональное перераспределение ресурсов.
С одной точки зрения, ценовая дискриминация сглаживает различия в реальных доходах потребителей. С другой стороны, фирмы, устанавливая различные цены для разных групп покупателей, увеличивают объем продаж, захватывают большую часть рынка и увеличивают прибыль. Наиболее благоприятные условия для проведения данной ценовой политики имеются в сфере услуг, так как услуги всегда оказываются конкретному лицу как потребителю и их перепродажа невозможна.