В качестве самопроверки выполните следующие задания в тестовой форме. 1.Теория фирмы или теория цены:

1.Теория фирмы или теория цены:

а) была разработана во второй половине 18 в. А. Смитом;

б) была разработана в конце 19 в. А. Маршаллом и его коллегами

в) возникла в начале 20 в. как результат формирования теории маркетинга;

г) возникла после Второй мировой войны.

2.Выражение«много фирм» подразумевает, что

а) их количество больше 10; б) их количество больше 100; в) их количество не поддается подсчету; г) ни одна из фирм не является ценоустановителем.

3. Если фирма:

а) снизила затраты; б) увеличила вложения в рекламу, что привело к необходимости увеличения цены; в)снизила цены; г)внедрила новую технологию, то скорее всего, может рассматриваться как элемент ценовой конкуренции.

4. Покупка государственными органами сельхозпродукции по ценам ниже рыночных является одной из форм:

а)субсидий; б)демпинга; в)индексации; г)клиринга.

Темы эссе:

1. Конкуренция и монополия: за кем победа?

2. Может ли бизнес быть государственным?

3. Есть ли побочные (негативные) эффекты у маркетинговой деятельности?

Тема № 6. Рыночный механизм: спрос, предложение, цена и рыночное равновесие (2 часа).

Глоссарий

Спрос; закон спроса; кривая спроса; эластичность спроса; парадокс Гиффена; выручка; предложение; закон предложения; кривая предложения; эластичность предложения; равновесная цена; излишек производителя; излишек потребителя; краткосрочный период; долгосрочный период; модель паутины; нормальная цена.

ПЛАН

1. Спрос как экономическая категория. Спрос и величина спроса. Закон спроса. Кривая спроса. Эффект дохода и эффект замещения от изменения цены товара. Детерминанты спроса. Замещающие и дополняющие товары. Эластичность спроса, её виды (ценовая, перекрестная, по доходу) и показатели. Нормальные товары и товары с понижающимся спросом. Парадокс Гиффена. Расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности. Факторы эластичности спроса. Влияние эластичности спроса на выручку производителей.

2. Предложение как экономическая категория. Предложение и величина предложения. Закон предложения. Кривая предложения. Детерминанты предложения. Эластичность предложения по цене и расчет коэффициентов точечной и дуговой эластичности. Факторы эластичности предложения.

3. Рыночное равновесие: равновесный объем производства и равновесная цена. Излишек производителя и потребителя. Краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе. Метод сравнительной статики. Определение равновесной цены в краткосрочном и долгосрочном периодах. Модель паутины.

4. Сущность цены. Функции цены. Трудовая теория стоимости. Теория предельной полезности и цена. Концепция цены А. Маршалла. Нормальная цена.

5. Государственное регулирование цен в условиях рыночной экономики: цели, способы, результаты. Максимально и минимально допустимые цены, дефициты и излишки.

6. Влияние налогов на уровень цен. Распределение налогового бремени между покупателем и продавцом.

Вопросы для обсуждения

1. Спрос и факторы, на него влияющие, особенности спроса в современных условиях.

2. Монополия, сущность и виды.

3. Совершенная и несовершенная конкуренция.

4. Особенности монополизма в нашей стране и пути его преодоления.

5. Что такое спекуляция в рыночной экономике и как она вписывается в рыночный механизм?

6. Взаимосвязь конкуренции и научно-технического прогресса.

7. Формирование цены и законы рынка.

Практические задания

1. Как изменится спрос и что произойдет с кривой спроса на бензин, если (ceteris paridus):

а) вырастут цена на автомобили;

б) увеличится количество автомобилей;

в) возрастут издержки транспортировки нефти;

г) движение в защиту окружающей среды приобретет много новых сторонников.

2. Как изменится предложение и что произойдет с кривой предложения пшеницы, если (ceteris paridus):

а) упадут издержки на производство удобрений;

б) увеличится спрос на пшеничный хлеб;

в) будет засушливое лето;

г) ожидается рост мировых цен;

д) уменьшатся издержки на производство ржи;

3. Как измениться спрос (ceteris paridus):

а) на уголь при росте цен на нефть;

б) на чай при падении цен на кофе;

в) на ягоды летом при падении цен на сахар;

г) на дешевый одеколон при росте цен на водку.

4. На рынке продаются три вида товара А,В, С. При снижении цены каждого из этих товаров вдвое количество проданного товара А увеличивается в 3 раза, В – в 2 раза и С – в 1,5 раза. Определите эластичность каждого товара.

5. Цена на чай возросла с 10 до 20 руб. за кг. Спрос на сахар упал с 2 до 1кг. Спрос на кофе возрос с 0,5 до 1,5кг. Спрос на спички не изменился: 10 коробков.

6. Определите перекрестную эластичность и тип товаров по цене чая.

Предложение товара описывается уравнением QS = 0,4P. Изменится ли эластичность предложения, если цена товаров изменится с 50 до 100 тыс. руб.?

7 Предположим, что на рынке действует 500 покупателей и 500 продавцов. Их спрос и предложение приведены:

Цена за 1кг, долл. Общее количество, на которое есть спрос, кг Общее количество предложенного товара, кг

Найти равновесную цену.

8. Конкуренция побуждает предпринимателей снизить издержки производства. Однако сильные профсоюзы активно препятствуют снижению заработной платы. Каков выход из положения?

9. На конкурентном рынке сигарет кривые спроса и предложения задаются следующими уравнениями: QS = 30 – SP; QS = 16 + 2P.

Что произойдет на рынке, если:

а) государство в рамках антиинфляционной политики установило максимально возможную цену – 1 у.е. за пачку;

б) государство в рамках борьбы за здоровье нации установило минимальную цену – 3 долл. за пачку;

что может предпринять государство, чтобы восстановить равновесие на рынке, не меняя своей ценовой политики? (отдельно для случаев А) и Б)).

Изобразите ситуации графически, определите равновесную цену и объем продаж, размер дефицита и излишка.

10. Кривая спроса и предложения товара Х заданы следующими уравнениями:

Qd = 400 – P; QS = 100 + 2P. Правительство вводит косвенный налог на товар Х в размере 15 у.е. на единицу продукции. Определите: (ОК-1, ОК-6)

а) общую сумму налоговых выплат, которую получит государство;

б) как распределится бремя налогов между производителями и потребителями.

в) Изобразите ситуацию графически.

Литература

Основная литература

1. Журавлева Г. П. Экономическая теория. Микроэкономика учебник / Галина Петровна Журавлева, Николай Александрович Поздняков, Юрий Александрович Поздняков. - М.: ИНФРА-М, 2013. - 440 с.

Дополнительная литература

2. Никифоров А.А. Макроэкономика: научные школы, концепции, экономическая политика учебник / под общ ред. А.В. Сидоровича.-2-е изд, перераб и доп. М.: Дело и Сервис, 2010.-624с.

3. Сажина М. А. Экономическая теория учебник / Муза Аркадьевна Сажина, Георгий Георгиевич Чибриков. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ФОРУМ, 2012. - 608 с

4. Микроэкономика: бакалавр электронный учебник / под ред. А. Ю. Юданова. - М.: КноРус, 2010. - 1 электрон. опт. диск (CD-ROM).

Наши рекомендации