Предотвращение и разрешение конфликта интересов на уровне местного самоуправления
Туголукова Е.И., студентка гр. МУб-141, 2 курс
Научный руководитель: Никифорова О.А., к.б.н., доцент.
ФБОУ ВО Кузбасский государственный технический университет
имени Т.Ф. Горбачева
Актуальность статьи обусловлена наличием в российском обществе серьёзной социальной проблемы, которая заключается в том, что в современных условиях опасность коррупции в органах государственной и муниципальной власти достигла масштабов социальной угрозы. Кроме того, тот факт, что в 2015 году Россия заняла 119 из 167 позиций в рейтинге уровня коррупции, составленном неправительственной организацией Transparency International подтверждает опасность этого явления в целом обществе. Все понимают, что размещение огромной части российской экономики в чёрной или серой зоне подрывает авторитет государственной власти и управления, затрудняет осуществление социальных реформ в обществе и рост эффективности экономики, однако справиться с этим пока не получается.
Обращаясь к выступлению на заседании Государственного Совета (2016г.) по противодействию коррупции следует отметить, что В. Путин привел данные за 9 месяцев 2015 года об осужденных за коррупцию, это почти 9 тысяч человек. Кроме того, были обнародованы данные, что 11 тысяч должностных лиц также были привлечены к дисциплинарной ответственности за различные нарушения, связанные с коррупцией. С. Иванов добавил: выявлено более 20 тысяч нарушений за три квартала 2015 года. Ущерб, наносимый коррупционерами, составляет около 15,5 млрд. рублей за этот же период по его данным. Конечно, то факт, что удалось вернуть только 3,8% от этой суммы красноречиво говорит о больших проблемах в этом.. Сложность проблемы борьбы с коррупцией подтверждается и таким фактом, который тоже был озвучен на этом же заседании, только 340 государственных служащих уволены в связи с утратой доверия, а 176 — из-за возникшего конфликта интересов .
Необходимость системной борьбы с коррупцией, в том числе на уровне муниципалитетов, очевидна. Особое место среди мер противодействия коррупции на государственной и муниципальной службе занимает механизм урегулирования конфликта интересов.
Опираясь на определение понятия «конфликт интересов на государственной и муниципальной службе», данный в Федеральных законах [2, 3, 4], которое рассматривается как некая ситуация, в которой возникает дилемма между личной заинтересованностью государственного или муниципального служащего и законом, интересами государства. Она влияет или может повлиять на исполнение им должностных обязанностей в пользу личных интересов.
Следует обратить внимание, что при этом возникающее противоречие, которое отражает личную заинтересованность служащего как человека и его долг, обязанности как чиновника. Понятно, что закон определяет права и законные интересы граждан, организаций, общества и государства, а коррупция способна привести и приводит к причинению вреда, к нарушению законных интересов граждан, организаций, общества и государства. Следует также отметить, что условия для этих моментов в органах власти существуют и существовали всегда. Однако рост проявлений коррупционного характера стал значительным только в последние годы, что связано с рыночным характером развития общества и формирующимися рыночными ценностями.
Нормативно-правовая база определяет личную заинтересованность чиновника как некую не законную возможность получения при исполнении им своих должностных обязанностей различного рода доходов как в денежной форме, так и в натуральной , К этому же закон относит доходы в виде разнообразной материальной выгоды, которая имеет непосредственно е отношение или к самому чиновнику или к членам его семьи. Материальная выгода в этих случаях чаще всего существует не для граждан или конкретных организаций, с которыми чиновник связан финансовыми или иными властными обязательствами, а для самих чиновников. Следовательно, важно создавать такие условия, при которых образуется минимизация личной заинтересованности чиновников, это будет способствовать снижению остроты данной проблемы. Поэтому в Федеральном законе №79-ФЗ указано, что в том случае, когда происходит возникновение у чиновника личная заинтересованность, способная привести или приводящая к конфликту интересов, она должна пресекаться или предотвращаться в целях исключения возможности причинения вреда законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта РФ или РФ.
В связи со сложностью решения проблемы борьбы с коррупцией следует актуализировать роль управления конфликтами интересов в сфере государственного и муниципального управления. В науке он понимается
как целенаправленный процесс воздействия субъектов управления на систему государственной гражданской и муниципальной службы в целях, направленный на предупреждение, выявление, разрешение и урегулирование конфликта интересов. Управление конфликтами интересов предполагает его выявление, изучение, анализ и урегулирование (разрешение).
Так важно отметить, что урегулированию конфликта интересов и успешной реализации правовых средств и механизмов противодействия коррупции на муниципальной службе способствует осуществление надзорной деятельности органов прокуратуры, осуществляющих, согласно Федеральным законам [5]. Основной целью прокуратуры в данном контексте является обеспечение верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.
Думается, что в связи с тем, что Президент России В. Путин подписал указ (2016г.) о реализации национального плана противодействия коррупции на 2016-2017 годы , борьба с коррупцией значительно активизируется и станет боле результативной [1].
Кроме того, правительству дано поручение о разработке более свершенного механизма урегулирования конфликтов интересов на государственной службе. Было также дано поручение Главам регионов о необходимости активно и результативно осуществлять данную работу на уровне субъектов федерации.
Безусловно, кажется важным тот момент, что в этих документах отмечено: «Каждый случай несоблюдения указанных требований [необходимо] предавать гласности и применять к лицам, нарушившим эти требования, меры юридической ответственности, предусмотренные законодательством РФ», Однако от указаний в антикоррупционном плане до реальной практики дистанции огромного размера, но преодолеть их можно на основе профессионального управления решением данной проблемы.
Анализ теоретико-практических аспектов деятельности государственных и муниципальных органов выявил, что продуктивному управлению конфликтом интересов препятствуют следующие факторы:
1. Не во всех органах исполнительной власти функционируют комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов (далее – Комиссии). В 16 органах исполнительной власти такие Комиссии не созданы. В остальных 58 органах информация о деятельности Комиссий подчас не представлена на официальных сайтах ведомств или ограничивается положением о комиссии.
2. Слабый уровень этической подготовки российских гражданских служащих (этические кодексы не приняты в 47 министерствах, службах и агентствах из 74).
3. Недооценка значимости управления конфликтом интересов самими служащими.
4. Формальность при заполнении сведений о доходах; полнота и достоверность представляемых сведений часто не контролируется.
Порядок урегулирования конфликта интересов закреплен ст. 19 Федерального закона№79-ФЗ:
- в случае возникновения у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан проинформировать об этом представителя нанимателя в письменной форме;
- представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у гражданского служащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, вплоть до отстранения гражданского служащего, являющегося стороной конфликта интересов, от занимаемой должности гражданской службы.
Основная задача организации комиссии по урегулированию конфликта интересов – контроль соблюдения требований к служебному поведению гражданских служащих в государственном органе. Деятельность комиссий направлена на урегулирование возникший на гражданской службе конфликтов интересов с использованием различных законных форм и методов.
Комиссия в своей деятельности руководствуется Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, законами и иными правовыми актами муниципалитета.
Активной фигурой в разрешении конфликта интересов является сам муниципальный служащий, вернее его правовое и нравственное сознание. При вовлечении государственного служащего в спорную ситуацию он обязан информировать руководство о возникновении или угрозе возникновения конфликта интересов. Конфликт интересов на государственной службе должен регулироваться и нравственными средствами и способами, путем формирования моральных (этических) кодексов и механизмов их реализации [2].
В целях профилактики возникновения столкновения интересов в каждом государственном органе отделом управления персоналом должна быть разработана и принята специальная программа мер по предупреждению конфликта интересов. Программа должна включать в себя предупредительные меры действующего законодательства о гражданской службе — запреты, ограничения и требования, установленные ст. 16—18 Федерального закона № 79-ФЗ, с обязательной тщательной проверкой выполнения этих требований.
Наряду с предупреждением возникновения конфликтов интересов большое значение имеет система мер по их выявлению и пресечению:
- анализ материалов, полученных из средств массовой информации;
- контроль, в соответствии с требованиями законодательства о государственной службе, информации, представляемой о себе государственным служащими;
- работа с заявлениями (включая анонимные) от третьих лиц, содержащими факты конфликта интересов, либо считающих себя пострадавшими от неправомерных действий государственных служащих;
- проверка личных заявлений государственных служащих о возможности конфликтов интересов.
Комплекс мер по ликвидации негативных последствий конфликта интересов государственных служащих:
- запрещение действий, приводящих к конфликту интересов служащих;
- запрет привлечения к выполнению функций служащих, имеющих конфликт интересов;
- если запрет не является эффективной мерой, то - одобрение действий незаинтересованных лиц или лиц - носителей публичного интереса;
- раскрытие информации об имеющемся или возможном конфликте интересов;
- соблюдение добросовестности при возникновении конфликта интересов государственных служащих;
- обеспечение независимости при реализации публичных интересов;
- осуществление иных действий для полного устранения конфликта интересов служащих или минимизации его негативного воздействия на защищаемые правом приоритетные интересы.
Продуктивными в управлении конфликтными ситуациями являются положительный внешний аудит, проверки, ограниченное или полное обнародование раскрытых интересов, и/или формирование устойчивой культуры управления, поддерживающей добропорядочность.
Список использованных источников:
1. Заруба Н.А. Адаптивное управление в системе государственного и муниципального управления / Н.А. Заруба // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2015. № 1 (6). С. 51-56.
2.Указ Президента Российской Федерации «О Национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы» от 01.04.2016 №147
3.Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
4. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в отношении государственных гражданских служащих
5.Федеральный закон от 02.03.2007 № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
6.Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (от 17 января 1992 г. №2202-1).
УДК 35.086