Бизнесмены и администраторы 3 страница

возложенную на ведущего работника. Формы обращения могут быть различными — от энергичных лозунгов (типа: «Авиалинии для бизнесменов» или «Консультанты в области менеджмента») до обширных и подробных документов.

Один из способов сделать стратегию понятной — перевести ее в оперативные термины. Если корпоративная миссия нацелена на создание конкурентных преимуществ и модернизацию продукции, то суть перемен становится значительно яснее. Это относится и к осуществлению перемен в организационной структуре и инвестиционной политике при приобретении и продаже предприятий, к изменению в структуре издержек и капиталовложений, а также к сдвигам в философии менеджмента и пересмотру рынков сбыта и целевых установок.

Эффективность коммуникации можно повысить путем предоставления более или менее подробной информации одной и той же группе адресатов в различные временные интервалы. Однако следует поставить жесткие барьеры на пути приукрашивания стратегических сообщений рито-

­ Конец страницы 56 ­

¯ Начало страницы 57 ¯

рическими фразами, что невольно вызывает сомнения в искренности авторов документа. Поверхностные, вульгарные формулировки типа «потребитель прежде всего» уже изрядно избиты и потеряли всякий смысл. Между словом и делом не должно быть пропасти.

Одной из наиболее распространенных ошибок является практика чрезмерных коммуникаций, осуществляемых в неподходящее для этого время.

В ходе производимых перемен служащие компании, безусловно, должны регулярно получать ту или иную информацию. Но плохо, когда информации слишком много, она поступает слишком быстро и нет возможности прокомментировать ее по существу. Впавшие в амбицию отделы по связи с общественностью зачастую совершают такие ошибки, усиливая смятение, затрудняя тем самым осуществление перемен. В данном случае можно посоветовать более тщательно подходить к вопросу планирования своей деятельности: сдерживайте себя до тех пор, пока у Вас не сформировалось достаточно продуманное обращение, не спешите говорить о вещах, которые Вам самим еще не ясны или которые не относятся к делу.

В настоящее время коммуникация располагает богатым арсеналом средств, но ни одно из них по своей действенности не может сравниться с непосредственным обращением личности, символизирующей процесс перемен. Вот почему способность общаться, коммуникабельность, является одним из основных качеств настоящего лидера. Можно привести следующие примеры средств, используемых для стратегических обращений:

лекции;

семинары;

циркуляры;

документация;

учебные программы;

дискуссии на профсоюзных собраниях;

видеозаписи;

приемы;

газетные статьи;

обучение руководящего состава.

Данный перечень можно продолжить. Весьма действенны целевые учебные программы, ориентированные на определенные группы. Приносит пользу и реализация программ обучения руководящего состава. В этом случае информация доводится до каждого, создаются условия для ее детального изучения, причем основные идеи

­ Конец страницы 57 ­

¯ Начало страницы 58 ¯

могут быть увязаны с конкретной сферой ответственности и компетентности каждого слушателя.

Иногда, к сожалению, коммуникация сама себя губит. Это происходит в тех случаях, когда сообщение, доводимое до заинтересованных сторон, должным образом не продумано, а низкое качество информации пытаются компенсировать ее количеством.

В ряде случаев форма оказывается важнее содержания. Особенно большое значение придается форме в Соединенных Штатах, где этим вопросам уделяется больше внимания, чем в Скандинавских странах. Форма обращения никогда не должна главенствовать. Наибольшее значение имеет его содержательная сторона. В противном случае Вы рискуете впасть в бессмысленную болтовню, к которой никто не прислушивается и на которую никто не обращает внимания.

Стала уже притчей история о том, как один викарий готовился к своей воскресной проповеди. Толкуя не вполне ясное место из Библии, он сделал на полях пометку: «Аргументация слабовата. Говорить громче». Многие коммуникационные ситуации как раз и грешат этим.

Конкуренция

Конкуренция определяется как «соперничество, или борьба, часто между двумя более или менее четко обозначенными соперниками». На понятии конкуренции строятся различные концепции и модели, причем во всех используется понятие конкурентоспособности, которая в свою очередь определяется как способность обеспечить лучшее предложение по сравнению с конкурирующей компанией. Некоторые из упомянутых концепций будут рассмотрены ниже.

Сравнительные преимущества. Согласно этой концепции производство товаров характеризуется относительными преимуществами или недостатками, которые различны в различных странах. Поэтому странам выгодно специализироваться на производстве одних товаров и импортировать другие. Это означает, например, что если в какой-либо стране эффективным (в абсолютном выражении) является производство двух товаров, она все равно должна стремиться производить лишь один из них (и импортировать другой).

­ Конец страницы 58 ­

¯ Начало страницы 59 ¯

В аналогичной ситуации оказывается специалист, прошедший подготовку в области деловой стратегии, который одновременно является и человеком, быстрее всех в мире печатающим на пишущей машинке. Как специалист по деловой стратегии он может заработать больше денег, развивая свой бизнес и оплачивая другому человеку все необходимые ему машинописные работы. Страна же может извлечь выгоды, концентрируя свои ресурсы в тех областях, где ее сравнительные преимущества выше.

Конкурентное сечение — это график, позволяющий сопоставить структуру себестоимости продукции различных хозяйственных подразделений. Он позволяет также выявить участки, где подразделение имеет те или иные существенные преимущества.

Конкурентные преимущества — это то, на что направлены все (конкурентные) стратегии в области бизнеса. Конкурентные преимущества формируются многочисленными факторами. Речь здесь идет и о более эффективном производстве, и об обладании патентами, и о хорошей рекламе, и о грамотном менеджменте, и о хороших отношениях с потребителями. Выживание в длительной перспективе и расширение дела зависят в конечном счете от способности к интенсивному и непрерывному обучению. Стремление к новым знаниям способствует пониманию необходимости постоянного обновления конкурентных преимуществ.

Силы конкуренции — это факторы, определяющие состояние конкуренции в той или иной отрасли. Их пять:

1) конкуренция между действующими компаниями;

2) влияние покупателей;

3) влияние поставщиков;

4) угроза появления новых конкурентов;

5) угроза появления товаров-субститутов.

Конкурентная позиция — это позиция, которую та или иная компания занимает в своей отрасли в соответствии с результатами своей деятельности и со своими преимуществами и недостатками по сравнению с конкурентами. Конкурентные преимущества предприятий с сильной конкурентной позицией обычно защищены высокими входными барьерами. Норма прибыли у таких предприятий, как правило, превышает среднеотраслевые показатели.

Доля на рынке или относительная доля на рынке (для компании по сравнению с двумя-тремя ее сильней-

­ Конец страницы 59 ­

¯ Начало страницы 60 ¯

шими конкурентами) зачастую является важнейшим фактором, определяющим конкурентную позицию.

Конкурентная стратегия — это синоним деловой стратегии. Речь идет о совокупности правил, которым должно следовать любое хозяйственное подразделение, если его целью является достижение и поддержание конкурентоспособности в соответствующей отрасли.

Понятие конкуренции используется и в других сочетаниях. Например: сфера конкуренции, анализ конкурента и графы конкурента. Постоянная жажда знаний и творческий подход — вот лучшие гарантии высокой конкурентоспособности.

Конкурентные преимущества

В целом вся деловая стратегия сводится к достижению стратегических преимуществ (или конкурентных преимуществ). Стратегическое преимущество должно быть таким, чтобы его можно было бы использовать незамедлительно и как можно дольше. Функция его состоит в обеспечении доходов, превышающих среднеотраслевой уровень, и в завоевании прочных позиций на рынке.

Во многих отраслях, прежде всего в наукоемких машиностроительных отраслях, конкурентные преимущества достигаются прежде всего за счет высокого качества продукции. Предприятия этих отраслей могут изготавливать перфораторы для горных работ, обладающие большей мощностью и скоростью, или, скажем, шарикоподшипники малых размеров с микроскопическими допусками, производство которых недоступно для их конкурентов. Если Вы в состоянии поддерживать свою конкурентоспособность благодаря качеству своей продукции, Вы счастливый человек. В этом случае единственное, что Вам нужно, — одаренные исследователи и конструкторы, а также способные специалисты на производстве и в управлении. А служба маркетинга, безусловно, должна широко рекламировать на рынке конкурентоспособность Вашей продукции. При этом Вам нет нужды демонстрировать свои деловые качества, напрягая воображение в поисках новых конкурентных преимуществ, не связанных с качеством продукции.

Но сегодня перед растущим числом компаний стоит именно эта задача. В Швеции ощущается острая потребность в настоящих предпринимателях, потому что по-

­ Конец страницы 60 ­

¯ Начало страницы 61 ¯

Бизнесмены и администраторы 3 страница - student2.ru

Рис. 4. График иллюстрирует значение понятия стратегических преимуществ. А — период, в течение которого происходит формирование стратегического преимущества; В — период, в пределах которого конкуренты действуют с позиций прежней стратегии. Продолжительность этого периода зависит от динамики и характера отрасли. Естественно, реакции различных отраслей, например отраслей услуг и тяжелого машиностроения, могут существенно отличаться. Период С наступает, когда конкуренты начинают разрушать конкурентные преимущества. Отрезок D на вертикальной оси показывает величину этих преимуществ, которая может быть выражена, например, в виде показателя (в %).

При определении конкурентных преимуществ важно исходить из структуры нужд потребителей; необходимо проверить, действительно ли предполагаемые преимущества являются таковыми с позиций потребителей

являются все новые и новые компании, вынужденные конкурировать в сферах, лежащих вне качества продукции. Возможные подходы к проблеме укрепления конкурентоспособности содержатся в ответах на следующие вопросы.

1. Не устарела ли Ваша корпоративная миссия в связи с изменениями в запросах потребителей?

2. В состоянии ли Вы улучшить сервисное обслуживание Вашей основной продукции, чтобы сделать ее более привлекательной?

3. Каким путем Вы можете обеспечить уровень доходов, превышающий среднеотраслевой?

4. Можете ли Вы изменить разделение труда в отрасли, уступая или занимая ту или иную «нишу» в производстве?

­ Конец страницы 61 ­

¯ Начало страницы 62 ¯

5. Какие ключевые вопросы Вам следует решить для укрепления своей позиции в конкурентной борьбе?

6. Можете ли Вы добиться конкурентных преимуществ за счет выполнения вспомогательных функций, таких как, скажем, обработка информации или распределение?

К сожалению, слишком легко заявить о наличии у себя конкурентных преимуществ, не дав себе труда проверить, соответствуют ли эти предполагаемые преимущества потребностям клиентов. В результате появляются «Пепсодент с Ириумом» или «Шелл с АСИ», или какой-нибудь еще товар с вымышленными преимуществами. Крайне важно, чтобы, определяя факторы конкурентоспособности своей продукции, Вы исходили бы из интересов потребителей и были бы уверены, что предполагаемые преимущества Вашей продукции на деле являются таковыми и с точки зрения простого потребителя.

Определяя конкурентные свойства своей продукции, важно исходить из структуры запросов потребителя и убедиться в том, что ее предполагаемые преимущества воспринимаются как таковые Вашими потребителями.

Системы контроля

Этот раздел следовало бы назвать иначе: «Системы контроля прибылей», поскольку речь пойдет о получении упорядоченной информации относительно того, в какой степени деятельность объекта наблюдения достигает поставленных целей. Как ни странно, часто оказывается, что системы контроля не соответствуют представлению о цели бизнеса. Во многих случаях это объясняется тем, что суть целевых установок недостаточно четко отражена в денежных или других количественных показателях, таких как количество полученных заказов или доля контролируемого рынка, или в показателях потребительских качеств продукции. Если Вы устанавливаете параметры качества исходя из интересов потребителя, Вы, безусловно, в состоянии измерить и оценить эти параметры, не покидая при этом пределов своей организации, не проводя бесконечные опросы потребителей и не неся связанных с этим лишних затрат, с одной стороны, и не вызывая ненужного раздражения у людей, с другой.

Одна из наиболее распространенных ошибок, совер-

­ Конец страницы 62 ­

¯ Начало страницы 63 ¯

шаемых при конструировании систем контроля, связана с чрезмерными амбициями проектировщиков систем. Они либо предъявляют непомерно высокие требования, либо допускают небрежность при определении критериев, либо стремятся к тому, чтобы запланированные ими результаты удовлетворяли слишком многим требованиям, не пытаясь установить, что в действительности нужно пользователям системы.

Такие системные ошибки зачастую ведут к длительным и серьезным проблемам, решать которые чрезвычайно трудно. Известно, что одна из крупных компаний спустя три года после создания системы контроля не может получить не только оперативные доклады о состоянии дел в своей организации, но и любую другую документацию, которая представляла бы хоть какой-нибудь интерес для пользователей. Дисциплина отчетности упала до катастрофически низкого уровня, организация не располагает содержательной информацией, поскольку из получаемых данных ничего извлечь невозможно. В данном случае ошибка связана с чрезмерными амбициями, так как разработчики попытались сконструировать систему, способную решить все информационные задачи в гигантской организации.

Корпоративная миссия

Корпоративная миссия (иногда ее называют хозяйственной миссией, или концепцией бизнеса) характеризует возможность заниматься бизнесом, на который компания ориентируется с учетом рыночных потребностей, характера потребителей, особенностей продукции и наличия конкурентных преимуществ. Концепция корпоративной миссии получила широкое распространение в качестве важного элемента идеологической базы формирования организации. Зачастую ее используют для объяснения хозяйственных отношений с позиций комплексного подхода. Вместе с тем, к большому сожалению, очень часто это понятие используется в искаженном виде и утратило не только свой первоначальный, но вообще какой-либо смысл.

Как показала практика, при изучении и обсуждении процессов обновления корпораций дискуссии по поводу содержания корпоративной миссии отличались плодотворностью, имели большое значение.

­ Конец страницы 63 ­

¯ Начало страницы 64 ¯

Важными различиями, которые следует провести уже в самом начале обсуждения вопроса о корпоративной миссии, являются различия между хозяйственным подразделением и «портфелем». Нет необходимости предпринимать беспорядочные попытки определить корпоративную миссию для групп компаний, у которых нет реальной корпоративной миссии. Различные хозяйственные подразделения в группе могут удовлетворять разнообразные потребности, возможно, оказывая при этом услуги разным компаниям, производящим различную продукцию, которая отличается особыми конкурентными преимуществами. Это не означает, что группа должна рвать свои кровные узы. Подобная группа, например, может возникнуть как коллектив экспертов в области производства химических препаратов, но она совсем не обязательно должна иметь единую корпоративную миссию, которая удовлетворяла бы всех ее членов. В то же время у такой группы может быть единая «портфельная» миссия, направленная на использование отдельных ресурсов, принадлежащих каждому из ее членов, в общих целях.

Ниже мы попытались в обобщающем виде показать роль, которую корпоративная миссия играет в процессе развития корпорации, сведя основные моменты к следующим трем пунктам:

1) процесс, ведущий к формированию корпоративной миссии, имеет большее значение, поскольку заставляет менеджмент хозяйственного подразделения пересмотреть факторы, лежащие в основе его деятельности;

2) понимание корпоративной миссии помогает получить широкую панораму бизнеса, что позволяет и менеджерам, и служащим организации взглянуть на происходящее как бы с высоты птичьего полета, без чего долгосрочная конкурентоспособность немыслима;

3) корпоративная миссия имеет огромное значение для коммуникации как внутри организации (поскольку позволяет лучше понять цели бизнеса ее сотрудникам), так и вовне ее (поскольку способствует доведению информации до акционеров, поставщиков и потребителей).

Содержание корпоративной миссии и определяется ниже исходя из трех ключевых пунктов:

1) корпоративная миссия должна быть выражена в сравнительно простых определениях и в удобной для восприятия форме. Усложненная формулировка, вклю-

­ Конец страницы 64 ­

¯ Начало страницы 65 ¯

Бизнесмены и администраторы 3 страница - student2.ru

Рис. 5. «САС Карго» обеспечивает быструю и надежную перевозку грузов из Скандинавии, и обратно, таким образом помогая промышленности сократить объемы авансированного капитала. Компания также обеспечивает доставку срочных отправлений

чающая множество аспектов, с трудом поддается разъяснению людям как внутри, так и вне организации;

2) в основе корпоративной миссии должны лежать задачи удовлетворения интересов и запросов потребителей, осуществляемого на рынке. В 50—60-х годах корпоративная миссия чаще всего формулировалась следующим образом: «Продактс и Сервисес Лимитед» производит и продает свою продукцию и услуги той или иной группе потребителей». Подобная формула дает слишком смутные ориентиры для делового мышления;

3) вопрос о том, почему потребители будут покупать товары и услуги данной, а не другой корпорации должен иметь четкий ответ.

Корпоративная миссия может определяться: кругом удовлетворяемых потребностей;

­ Конец страницы 65 ­

¯ Начало страницы 66 ¯

совокупностью потребителей;

выпускаемой продукцией;

конкурентными преимуществами.

Определяя корпоративную миссию, необходимо начинать с учета потребностей, которые Ваша продукция удовлетворяет через рынок, или с ответа на вопрос: «Какую пользу можно принести Вашим потребителям?» В данном контексте понятия потребностей, потребительских благ и привлекательности товара для потребителя могут рассматриваться как синонимичные.

Определение потребностей рынка, который Вы обслуживаете, т. е. рынка, на котором Вы собираетесь продавать свою продукцию, требует глубоких размышлений. За рационально обусловленными потребностями необходимо видеть потребности реальных людей.

Потребность в быстрой доставке авиационных грузов на деле является выражением стремления клиента повысить рентабельность своего бизнеса путем сокращения затрат на перевозку товаров.

На рис. 5 показано, как в 1983 г. была сформулирована корпоративная миссия для компании «САС Карго».

Творчество

Авторы психологических исследований творческих процессов тщательно избегали любого упоминания о предпринимательстве как о творческой деятельности. Напротив, на протяжении последних пятнадцати лет господствовало убеждение, состоявшее в том, что предпринимательство и творчество не имеют между собой ничего общего, что это два совершенно разных явления.

Данный тезис, который до сих пор доминирует в мышлении, в то же время многими, и прежде всего Бенни Жиладом, подвергается сомнению. Он утверждает, что психологи так и не сумели уяснить роль предпринимательства в экономической жизни.

Под творчеством в области бизнеса обычно понимают некую сумму экономических ролей. С одной стороны, существует рабочий, выполняющий те или иные операции, а с другой — капиталист, который финансирует их. Между этими двумя полюсами располагается исполнительная власть, руководящая этими операциями.

Многие полагают, что это всего лишь статичная

­ Конец страницы 66 ­

¯ Начало страницы 67 ¯

картина, содержащая описание рутинных операций и не предполагающая никаких творческих элементов. Поэтому совсем не удивительно, что в большинстве исследований творчества основное внимание уделено научным открытиям, техническим и технологическим новациям и созданию художественных произведений.

Если в литературе и упоминался бизнесмен, то обычно он изображался как человек, использующий свои творческие способности лишь с одной целью — делать деньги и получать прибыль.

Одна из наиболее часто встречающихся ошибок заключается в неспособности провести различия между капиталистом и предпринимателем. Конечно, обе эти роли могут удачно сочетаться в одном человеке, однако тщательный их анализ показывает, что речь идет о диаметрально противоположных качествах. Одна из причин подобного смещения состоит в том, что предприниматель часто «делает деньги», становясь, таким образом, похожим на капиталиста в том отношении, что он получает достаточно доходов для финансирования своих собственных операций.

Для понимания указанных различий необходимо определить роль предпринимателя. Экономическая деятельность является результатом взаимодействия ряда производственных ресурсов, называемых факторами производства. В классическом понимании к факторам производства относятся собственность, труд и капитал. Но для осуществления производства данные факторы должны сочетаться в заданных пропорциях, при этом необходимо, чтобы кто-то эти пропорции определял. В частности, надо определить: что следует производить, каким образом, какие ресурсы для этого потребуются и какие потребности призвана удовлетворить упомянутая продукция.

Все эти решения принимает предприниматель. Таким образом, именно он и является человеком, который в конечном счете принимает решения относительно того, как и для каких целей следует использовать определенные ресурсы. Однако действия, вытекающие из решения относительно использования ресурсов, предполагают некие предпринимательские новации. Речь идет о выявлении самой возможности организовать бизнес или, другими словами, выгодно использовать имеющиеся ресурсы.

Таким образом, суть предпринимательства заключается в умении оценить потенциальную прибыльность дела

­ Конец страницы 67 ­

¯ Начало страницы 68 ¯

в сочетании со способностью наиболее выгодно распределять ресурсы.

Сущность предпринимательства не сводится к управлению бизнесом и владению капиталами или компаниями. Предпринимательство — это способность выявить возможности для ведения бизнеса и умение воспользоваться ими.

В таком определении предпринимательство имеет много общего с творчеством.

Понятие творчества трактуется весьма произвольно и часто варьируется, но большинство исследователей сходятся в том, что оно включает и конечный результат, и познавательный процесс, ведущий к конечному результату (Пагано, 1980). Понятие творчества трактуется настолько произвольно и употребляется настолько часто, что пора уже дать ему четкую дефиницию: «Творчество — это способность интегрировать дискретные элементы знаний в новые комбинации, ранее не известные».

Предпринимательские возможности проявляются двояко. Они могут выступать как:

1) отыскание новых более эффективных способов удовлетворения существующих потребностей;

2) использование несовершенства рыночного механизма посредством спекулятивных операций, когда некто покупает товары на одном рынке по одним ценам и незамедлительно продает все купленное на другом рынке по другим, более высоким ценам.

В традиционных моделях конкуренции акцент делается на соревновательном аспекте. Моя гипотеза состоит в том, что соревновательный аспект имеет для предпринимателя второстепенное значение, в то время как творческий аспект — поиск путей, ведущих к лучшему удовлетворению потребностей, — выступает истинной движущей силой его действий. Осуществив свои деловые новации, предприниматель обращает внимание на конкуренцию с альтернативами, получившими широкое распространение на рынке.

Чтобы углубить наше понимание отличительных черт роли предпринимателя, рассмотрим следующий пример. Человек, обладающий специальными знаниями о рыночных условиях в какой-то конкретной отрасли, может быть использован в компании, где его знания будут полезны. Если он получает заработную плату и не использует свои знания в собственном деле, то в данном случае предпринимателем является работодатель, а не

­ Конец страницы 68 ­

¯ Начало страницы 69 ¯

служащий. Работодатель — это предприимчивый чело-пек, умеющий нанять другого человека, обладающего соответствующими знаниями.

Поисковая стадия в начале предпринимательской деятельности всегда предполагает определенный период дивергенции. Он необходим для того, чтобы систематизировать информацию, характеризующую данную ситуацию. В течение этого периода творческий человек освобождает себя от действующих структур, которые сдерживают нововведения. Он должен установить новую систему целей и средств и видеть общую картину ситуации.

Далее следует этап конвергентного мышления, этап творческого «монтажа» и налаживания управленческого процесса, ведущего к деловой операции.

Творческие процессы немыслимы без периодов интенсивной концентрации на всех аспектах проблемы. Эти периоды должны прерываться более длительными периодами, в течение которых проблема становится объектом более рассеянного внимания. Затем вновь наступает короткий период интенсивной концентрации и т. д. Это одна из причин того, почему в процессах хозяйственного развития весьма трудно сжать сроки или сконцентрировать ресурсы. Проекты развития деловой направленности требуют определенного времени. В качестве консультанта по вопросам развития бизнеса я зачастую вынужден объяснять это своим клиентам, считающим, что полгода спорадической активности могут быть заменены одним месяцем концентрированной работы. Нет, это невозможно, если Ваша цель состоит в использовании творческих ресурсов в процессе развития.

Культура

Понятие корпоративной культуры в последние годы было существенно переосмыслено, и в результате этого оно получило более широкое распространение. Очень часто это понятие используется не к месту, поэтому ему следует дать определение. В данной работе это понятие трактуется исходя из двух основных моментов: с точки зрения ценностей, превалирующих внутри организации, и с точки зрения культурных структур, обзор которых был сделан голландским исследователем Геерте Хофштеде; при этом основное внимание уделяется различиям

­ Конец страницы 69 ­

¯ Начало страницы 70 ¯

между национальными культурами. Этот последний аспект, как было показано, имеет огромное значение в условиях, когда усиливаются процессы интернационализации и глобализации бизнеса.

Признанное толкование понятия «культура» касается внутренней жизни организации: это образ жизни, мышления, действия и существования. Речь может идти, например, о порядке принятия решений или о том, как поощряются или наказываются служащие. Это понятие включает и связи внутри организации, и терпимость к оппозиции. Оно даже может касаться многих побочных явлений, таких как организация досуга, отношение к представителям противоположного пола или отношение к приобретению символов благополучия — скажем, автомобилей, оборудованных радиотелефонами и персональными компьютерами.

В последние годы интерес к культуре организаций резко усилился. Отчасти это связано с тем, что возросло понимание того влияния, которое феномен культуры оказывает на успехи и эффективность организации. Многочисленные исследования показывают, что процветающие компании отличаются высоким уровнем культуры, который формируется в результате продуманных усилий, направленных на развитие духа корпорации во благо всех заинтересованных сторон. В качестве примера можно привести следующие факторы, влияющие на культуру корпорации:

идеальные цели;

господствующие идеи и ценности;

выдающиеся деятели и ролевые модели;

принятые стандарты и правила;

неформальные каналы коммуникации.

На деловом языке это можно было бы сформулировать следующим образом:

важность работы для достижения успехов в бизнесе;

склонность к риску, поощрения и наказания;

энергия, стимулы и инициатива;

информация и подготовка;

уважение к человеку вообще и к служащим в особенности, так как они — залог успешного развития бизнеса;

признание факта, что потребители и их нужды — центр, вокруг которого вращается вся деятельность.

Но обычно под культурой корпорации понимаются позиции, точки зрения и манера поведения, в которых воплощаются основные ценности. Культура корпорации

Наши рекомендации