Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации

Функционирование рынка решающим образом зависит от того насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры рынка. Успех рынка зависит от того насколько точно цены передают необходимую информацию. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок. Правда, наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, а также оптимальному распределению имеющихся ресурсов.

Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие гос-ва в формировании информационной инфраструктуры рынка. Причем распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.

Например, на рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации, и тогда цены, установившиеся на рынке передают точную информацию о том или ином благе. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой, что исключает значительные провалы рынка.

Некоторые рынки товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, т.е. неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решения о покупках и продажах. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Таким образом, информационная асимметрия – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Иными словами, в условиях А.И. информация, существенная для заключения сделки, находится преимущественно в распоряжении одного из ее участников.

В качестве классического примера можно рассмотреть А.И. на рынке медицинских услуг. здесь не пациенту принадлежит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а доктору. Пациенту намного труднее оценить проф. Качества доктора, чем при покупке какого-либо бытового прибора (# телевизора, радио).=> На медицинском рынке пациент оказывается в неравном положении с врачом.

И.А. вообще характерна для отдельных отраслей сферы услуг ,чем для производства товаров.

Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь играют общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы, рекламирующие свою продукцию. Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой весьма противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше информации или дезинформации. Поэтому для сокращения А.И. необходимо вмешательство государства с тем, чтобы развивать т.н. ''неценовую сигнальную систему'' (аккредитации, установление стандартов для производителей,etc). Все эти меры призваны обеспечить экономических агентов необходимой информацией о предмете сделки, то есть уровне качества, свойствах товара или услуги.

11. Понятие общественного блага и его основные свойства.

«Общественное благо» - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.

К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспе­чение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии инди­видуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным по­ложит. эффектом. «Ядерный зонтик» защищал не только тех, кто уплатил за поль­зование им. Мало того, невозможно было бы исключить из неплательщиков из чис­ла пользователей данного блага., если только не депортировать из страны. По сути, такие же ситуации возникли бы в случае если бы жильцам большого дома было предложено самим индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или ав­томобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движе­ния. Во всех этих и других случаях мы имеем дело с общественными благами.

К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают по­лезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.

Два свойства общ. благ:

1)неконкурентность, т.е. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» прода­но поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Типичный пример неконкурентности потребления — это национальная оборона. Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребите­лю раны «О»., а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Т.о. несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.

2)Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей к та­кому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для доб­росовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реа­лизованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ. Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесо­образным.

Свойства общ. благ внутренне взаимосвязаны. Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неисключаемость, позволяют провести гра­ницу между чистым и общ. благами. Чистому соответствуют неконкурентность и неисключаемость, а частному — конкурентность и исключаемость. В реальной жизни чистое частное общественное благо можно представить как два крайних полюса шкалы эко­номических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода.

 
  Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации - student2.ru
Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации - student2.ru

Рис. Кривые издержек на чистое общ. благо

Наши рекомендации