Информационная асимметрия: причины возникновения, методы нейтрализации
Функционирование рынка решающим образом зависит от того насколько участники сделок владеют информацией о потребительских свойствах товаров и услуг, альтернативных возможностях их производства и приобретения, а также о тенденциях изменения конъюнктуры рынка. Успех рынка зависит от того насколько точно цены передают необходимую информацию. Неполнота информации ограничивает возможности эффективного использования ресурсов, обусловливая неоптимальное поведение продавцов и покупателей. Зачастую она ограничивает конкуренцию, мешает заключению долгосрочных сделок. Правда, наличие точной информации не гарантирует успеха, но значительно облегчает его достижение, способствуя повышению эффективности координации, а также оптимальному распределению имеющихся ресурсов.
Обычной практикой для стран с развитой рыночной экономикой является участие гос-ва в формировании информационной инфраструктуры рынка. Причем распространение информации, необходимой производителям и потребителям, представляет собой пример деятельности, порождающей позитивные внешние эффекты.
Например, на рынке совершенной конкуренции и продавцы, и покупатели пользуются неограниченным и бесплатным доступом ко всей необходимой им информации, и тогда цены, установившиеся на рынке передают точную информацию о том или ином благе. На реальных рынках никто не обладает полной информацией, но при этом доступность наиболее существенной ее части для продавцов и покупателей может быть примерно одинаковой, что исключает значительные провалы рынка.
Некоторые рынки товаров и особенно услуг характеризуются существенной информационной асимметрией, т.е. неравномерным распределением информации, необходимой для принятия решения о покупках и продажах. Потенциальные продавцы, как и потенциальные покупатели, нередко скрывают истинные цели своего поведения и используют различные способы для получения односторонних преимуществ. Таким образом, информационная асимметрия – положение, при котором одна часть участников рыночной сделки располагает важной информацией, а другая часть нет. Иными словами, в условиях А.И. информация, существенная для заключения сделки, находится преимущественно в распоряжении одного из ее участников.
В качестве классического примера можно рассмотреть А.И. на рынке медицинских услуг. здесь не пациенту принадлежит решающее слово в объективной оценке своего здоровья, а доктору. Пациенту намного труднее оценить проф. Качества доктора, чем при покупке какого-либо бытового прибора (# телевизора, радио).=> На медицинском рынке пациент оказывается в неравном положении с врачом.
И.А. вообще характерна для отдельных отраслей сферы услуг ,чем для производства товаров.
Защита прав потребителя должна опираться на полную информацию о качестве продаваемых товаров и услуг. Важную роль здесь играют общества потребителей, СМИ, исполнительные органы власти и фирмы, рекламирующие свою продукцию. Большая часть информации поступает в форме рекламы, функции которой весьма противоречивы. Часто довольно трудно ответить на вопрос, чего в рекламе больше информации или дезинформации. Поэтому для сокращения А.И. необходимо вмешательство государства с тем, чтобы развивать т.н. ''неценовую сигнальную систему'' (аккредитации, установление стандартов для производителей,etc). Все эти меры призваны обеспечить экономических агентов необходимой информацией о предмете сделки, то есть уровне качества, свойствах товара или услуги.
11. Понятие общественного блага и его основные свойства.
«Общественное благо» - это благо, использование или потребление которого приносит прибыль в виде большей полезности или меньших издержек более чем одному лицу одновременно.
К числу обязанностей государства во всех странах относится, в частности, обеспечение обороны. Если бы граждане приобретали право на защиту от агрессии индивидуально, имел бы место очевидный провал рынка, обусловленный огромным положит. эффектом. «Ядерный зонтик» защищал не только тех, кто уплатил за пользование им. Мало того, невозможно было бы исключить из неплательщиков из числа пользователей данного блага., если только не депортировать из страны. По сути, такие же ситуации возникли бы в случае если бы жильцам большого дома было предложено самим индивидуально приобретать на рынке услуги пожарных или автомобилистам пришлось бы на рыночной основе нанимать регулировщиков движения. Во всех этих и других случаях мы имеем дело с общественными благами.
К числу общественных благ относятся некоторые материальные объекты, но чаще это блага нематериальные. Однако это реальные экономические блага, т.к. они обладают полезностью для потребителей, и их создание требует затрат ресурсов, которые могли бы быть использованы для производства других благ.
Два свойства общ. благ:
1)неконкурентность, т.е. увеличение числа потребителей блага не влечет за собой снижение полезности, доставляемой каждому из них. Данное свойство предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Типичный пример неконкурентности потребления — это национальная оборона. Данное свойство означает, что предельные издержки предоставления общ. блага индивидуальному потребителю раны «О»., а появление дополнительного потребителя представляет собой Парето-улучшение. Т.о. несоперничество порождает необычные для рыночной экономики ситуации: если имеется индивид, желающий воспользоваться благом, но не готовый за него платить, оптимальное использование ресурсов предполагает предоставление ему данного блага даром.
2)Неисключаемость, т.е. ограничение доступа потребителей к такому благу практически невозможно. В данном случае поставщик общ. Блага не в состоянии обособить свои взаимоотношения с каждым из потребителей в отдельности. Санкции против неплательщиков обернулись ущербом для добросовестных пользователей, и возможные Парето-улучшения не были бы реализованы. Примером здесь является городской парк отдыха. Достижение исключаемости (охрана, ограждение, плата за вход) общ. Блага в виде отдыха в городском парке потребует огромных затрат и будет экономически нецелесообразным.
Свойства общ. благ внутренне взаимосвязаны. Наличие таких критериев в их крайних случаях, как конкурентность и неисключаемость, позволяют провести границу между чистым и общ. благами. Чистому соответствуют неконкурентность и неисключаемость, а частному — конкурентность и исключаемость. В реальной жизни чистое частное общественное благо можно представить как два крайних полюса шкалы экономических благ, между которыми находятся смешанные блага различного рода.
Рис. Кривые издержек на чистое общ. благо