В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Средняя общеобразовательная школа с. Тюрюшля

Муниципального района Стерлитамакский район

«Рассмотрено» на заседании МО Руководитель МО _________/Тявина Г.Д./ Протокол № 1 от «19» августа 2016 г. «Согласовано» Заместитель директора по УВР МОБУ СОШ с. Тюрюшля ______________ /Великая А.Я./   «23» августа 2016 г. «Утверждаю» Директор МОБУ СОШ с. Тюрюшля _________ /Фофонова Л.Е./ Приказ № 96 от «25» августа 2016 г.

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен - student2.ru

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен - student2.ru В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен - student2.ru

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая учебная программа по обществознанию в 8 классе составлена в соответствии с :

- Федеральным Законом № 273 от 29.11.12 г. «Об образовании в Российской Федерации»,

- Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденным Приказом Минобразования РФ №1089 от 05.03.2004 года.;

- Примерной программой основного общего образования с опорой на допущенную МО РФ «Программы по обществознанию для общеобразовательных учреждений. 5-9 классы». Авторы составители Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая. М. Просвещение. 2010.

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

- Приказом от Министерства образования и науки РФ от 8 июня 2015 г. № 576 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

- Приказом Министерства образования и науки РФ от 26.01.2016 № 38 «О внесении изменений в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального и общего, основного общего, среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 марта 2014 г. № 253»;

- Положением о порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных предметов и элективных курсов МОБУ СОШ с. Тюрюшля Республики Башкортостан утвержденным приказом директора школы за № 64 от 27.06.2013 г.

- Учебным планом МОБУ СОШ с.Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г..;

- Годовым календарным планом-графиком МОБУ СОШ с. Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г.;

- Расписанием МОБУ СОШ с.Тюрюшля МР Стерлитамакский район Республики Башкортостан на 2016-2017 учебный год, утвержденным приказом директора школы за № 96 от 25.08.2016 г.

Программа ориентирована на УМК: «Обществознание. 8 класс» под редакцией академика Л.Н. Боголюбова.

Класс Название учебного предмета Программа (название, автор) Кол-во часов Год/нед Автор, название учебника
8класс Обществознание Обществознание Л.Н. Боголюбов 34 недели, 1 час в неделю Л.Н. Боголюбов «Обществознание», 8 класс, М. «Просвещение», 2013 год.

Цели и задачи обучения

Изучение обществознания на ступени основного общего образования направлено на достижение следующихцелей:

· овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных, характерных для подросткового возраста, социальных ролях;

· освоение системы знаний,необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;

· развитиеличности в ответственный период социального взросления человека (10-15 лет), ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;

· воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам и праву, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;

· формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; отношениях между людьми различных национальностей и вероисповеданий; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Задачи курса:

1. Создание условий для социализации личности

2. Формирование знаний и интеллектуальных умений, минимально необходимых и достаточных для выполнения типичных видов деятельности каждого гражданина, осознания личных и социальных возможностей их осуществления, дальнейшего образования и самообразования

3. Формирование основ мировоззренческой, нравственной, социальной, политической, правовой и экономической культуры

4. Содействие воспитанию гражданственности, патриотизма, уважения к социальным нормам, регулирующим взаимодействие людей, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, ценностям национальной культуры.

Место и роль предмета в базисном учебном плане

Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса.

Согласно учебному плану и календарному плану-графику школы на изучение обществознания в 8 классе отводится 34 часа, из расчёта 1 час в неделю. Рабочая программа по обществознанию для 8 классов рассчитана на 34 часа, из расчёта 1 час в неделю.

Дополнительные часы используются для расширения знаний и умений по отдельным темам всех разделов курса.

На каждом из этапов реализуются межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: история, право, экономика, социология, философия, психология.

Требования к уровню подготовки учащихся:

В результате изучения обществознания на базовом уровне ученик должен

Знать/понимать:

· сущность общества как формы совместной деятельности людей;

· характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

· содержание и значение социальных норм, регулирующих общественные отношения;

· социальные свойства человека, его взаимодействие с другими людьми

· тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Учащиеся должны уметь:

· описывать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки; человека как социально-деятельное существо; основные социальные роли;

· сравнивать социальные объекты, суждения об обществе и человеке, выявлять их общие черты и различия;

· объяснять взаимосвязи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, общества и природы, сфер общественной жизни, гражданина и государства);

· приводить примеры социальных объектов определенного типа, социальных отношений; ситуаций, регулируемых различными видами социальных норм; деятельности людей в различных сферах;

· оценивать поведение людей с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

· решать познавательные и практические задачи в рамках изученного материала, отражающие типичные ситуации в различных сферах деятельности человека

· осуществлять поиск социальной информации по заданной теме из различных ее носителей (материалы СМИ, учебный текст и другие адаптированные источники); различать в социальной информации факты и мнения;

· самостоятельно составлять простейшие виды правовых документов (записки, заявления, справки, доверенности).

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· полноценного выполнения типичных для подростка социальных ролей;

· общей ориентации в актуальных общественных событиях и процессах;

· нравственной и правовой оценки конкретных поступков людей;

· реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей

· первичного анализа и использования социальной информации;

· сознательного неприятия антиобщественного поведения;

· совершенствования собственной познавательной деятельности;

· критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

· решения практических проблем, возникающих в социальной деятельности;

· ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;

· оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

· осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

· понимания взаимосвязи учебного предмета с особенностями профессий и профессиональной деятельности, в основе которых лежат знания по данному учебному предмету.

Тематическое планирование курса «Обществознание» 8 класс.

Рабочая программа составлена с учетом изучения обществознания в объеме 1 часа в неделю (34 недели, 34 часа)

Название раздела, темы Количество часов
Тема 1.Личность и общество
Тема 2. Сфера духовной культуры
Тема 3. Экономика
Тема 4. Социальная сфера
Итоговое повторение
  Итого

Содержание курса

Тема 1. Личность и общество (5 ч.)

Природное и общественное в человеке. Мышление и речь – специфические свойства человека. Способность человека к творчеству. Деятельность человека, её виды. Игра, учеба, труд. Сознание и деятельность. Познание человеком мира и самого себя.

Потребности человека: материальные и духовные, подлинные и мнимые. Интересы человека; их знание и учёт – условие гуманного отношения к людям. Возможности человека: физические и интеллектуальные, скрытые и реализованные. Выдающиеся достижения людей в различных областях деятельности. Необходимость и способы познания своих возможностей.

Способности человека: ординарные и выдающиеся. Талант, гениальность – степень развития способностей. Сила воли, ее значение и воспитание. Характер – устойчивые индивидуальные особенности человека, сплав врожденного и общественного. Формирование характера, воспитание и самовоспитание. Мораль и гуманизм. Основополагающие нормы морали, «золотое правило нравственности».

Ценности и идеалы человека. Человек и культура. Культура подлинная и мнимая. Культура потребления и культура творчества. Приобщение к национальной и мировой культуре – необходимое условие человеческого существования. Духовность и бездуховность. Человек, личность, индивидуальность. Вечное стремление человека к поиску ответов на вопросы: Кто я? Зачем я? Что будет после меня? Жизнь и смерть. Смысл жизни.

Тема 2. Сфера духовной культуры (9 ч.)

Общая характеристика межличностных отношений. Отношения деловые и личные. Симпатия и антипатия, сотрудничество и соперничество, взаимопонимание в межличностных отношениях. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения. Юношеский идеал друга. Несовместимость дружбы с эгоизмом, себялюбием и своекорыстием.

Любовь – сложнейшее человеческое чувство. Любовь и другие чувства – интерес, влюбленность. Особенности юношеской любви. Необходимость бережного отношения к дружбе и любви. Межличностные отношения в семье. Семейные роли. Психологический климат семьи. Семейный долг, семейная забота. Семья как источник счастья человека.

Этикет, его роль в общении между людьми. Вежливость, такт, приличие, деликатность в поведении людей. Значение самовоспитания в формировании культуры общения и поведения. Юность – пора активного социального взросления. Расширение сферы межличностных отношений в юности. Мечты и жизненные планы. Проблема самореализации. Решение вопросов: кем быть? Каким быть?

Тема 3. Экономика (15 ч.)

Экономика и ее роль в жизни общества. Общественные потребности. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Рыночная экономика. Деньги. Конкуренция. Спрос и предложение. Предприятие. Роль государства в экономике. Потребление. Собственность.

Тема 4. Социальная сфера (6 ч.)

Содержание, формы и культура общения. Особенности общения со сверстниками и взрослыми людьми. Конфликтные ситуации и способы их разрешения. Культура дискуссии.

Что такое малая группа. Многообразие малых групп. Самочувствие человека в малой группе. Групповой эгоизм. Роли человека в группе. Лидеры и аутсайдеры. Групповые нормы и санкции. Коллектив подлинный и мнимый. Коллективизм, индивидуализм, конформизм. Свобода личности и коллектив. Товарищество и дружба как межличностные отношения.

Календарно-тематическое планирование.

Наши рекомендации