Нормативно-правовые акты и акты судебных органов Российской Федерации. Конвенция МОТ N 95 "О защите заработной платы" (1949 г.)

Конституция РФ

Трудовой кодекс РФ

Конвенция МОТ N 95 "О защите заработной платы" (1949 г.)

Федеральный закон от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" (в ред. от 24 июля 2009 г.)

Федеральный закон от 19 июня 2000 г. N 82-ФЗ "О минимальном размере оплаты труда" (в ред. от 24 июля 2009 г.)

Закон РФ от 19 февраля 1993 г. N 4520-1 "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих или проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" (в ред. от 24 июля 2009 г.)

Положение об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. N 922 (в ред. от 11 ноября 2009 г.)

Постановление Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583 "О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых в настоящее время осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений" (в ред. от 29 сентября 2008 г.)

Положение об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, утв. Постановлением Правительства от 5 августа 2008 г. (в ред. от 29 сентября 2008 г.)

Приказ Роспотребнадзора от 14 августа 2008 г. N 285 "О введении новой системы оплаты труда работников бюджетных учреждений Роспотребнадзора" (в ред. от 11 декабря 2009 г.) (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений науки Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений здравоохранения системы противочумных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека)

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 462н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных учреждений высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации"

Приказ Минздравсоцразвития России от 28 августа 2008 г. N 463н "О введении новой системы оплаты труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации" (в ред. от 19 декабря 2008 г.) (вместе с Примерным положением об оплате труда работников федеральных бюджетных научных учреждений, имеющих в составе клинические подразделения, подведомственных Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации)

Приказ Минздравсоцразвития России от 29 мая 2008 г. N 247н "Об утверждении профессиональных квалификационных групп общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих" (в ред. от 11 декабря 2008 г.)

Приказ Минздравсоцразвития России от 22 марта 2010 г. N 499 "Об утверждении условий предоставления сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест"

Приказ Минюста России от 16 декабря 2009 г. N 422 "Об утверждении Положения о порядке и условиях премирования работников государственных юридических бюро и выплаты им материальной помощи"

Постановление Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты"

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ

О ПРОЖИТОЧНОМ МИНИМУМЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ <*>

(Извлечение)

--------------------------------

<*> Не приводится.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 5 августа 2008 г. N 583

О ВВЕДЕНИИ НОВЫХ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ, А ТАКЖЕ ГРАЖДАНСКОГО ПЕРСОНАЛА

ВОИНСКИХ ЧАСТЕЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ И ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫХ

ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ, В КОТОРЫХ ЗАКОНОМ

ПРЕДУСМОТРЕНА ВОЕННАЯ И ПРИРАВНЕННАЯ К НЕЙ СЛУЖБА,

ОПЛАТА ТРУДА КОТОРЫХ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ

НА ОСНОВЕ ЕДИНОЙ ТАРИФНОЙ СЕТКИ ПО ОПЛАТЕ ТРУДА

РАБОТНИКОВ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

(Извлечение)

--------------------------------

<*> Пункты 1 - 11 не приводятся.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 5 августа 2008 г. N 583

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ УСТАНОВЛЕНИИ СИСТЕМ ОПЛАТЫ ТРУДА РАБОТНИКОВ

ФЕДЕРАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ <*>

(Извлечение)

--------------------------------

<*> Не приводится.

Утверждено

Постановлением Правительства

Российской Федерации

от 24 декабря 2007 г. N 922

ПОЛОЖЕНИЕ

ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПОРЯДКА ИСЧИСЛЕНИЯ

СРЕДНЕЙ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ <*>

--------------------------------

<*> Не приводится.

Методические указания

При изучении данной темы необходимо уяснить сущность заработной платы в условиях рыночной экономики. Заработная плата, как экономическая категория, представляет собой, во-первых, долю работника в создаваемом им доходе, а во-вторых, цену рабочей силы, формируемую на рынке труда.

Заработная плата является одним из обязательных условий содержания трудового договора, а также основным элементом трудового правоотношения с характерным набором признаков. Можно выделить следующие признаки: 1) заработная плата - это установленное соглашением сторон систематическое вознаграждение работника за выполнение им трудовой функции; 2) выплачивается, как правило, в денежной форме; 3) основана на заранее установленных тарифных нормах и учитывает трудовой вклад работника; 4) максимальным размером не ограничивается, но не может быть ниже минимального размера, установленного государством. В соответствии со ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты. Как видим, в легальное определение заработной платы включены компенсационные и стимулирующие выплаты. Поэтому следует обратить внимание на те элементы заработной платы, которые отличают ее от гарантийных и компенсационных выплат, предоставляемые работникам в случаях, предусмотренных ТК РФ (ст. ст. 164 - 188).

В качестве дополнительных характеристик, определяющих понятие заработной платы, необходимо ознакомиться с ее составными частями и методами правового регулирования.

Основная или постоянная часть заработной платы базируется на тарифных системах оплаты труда, которые в наибольшей степени подвержены государственному регулированию. А дополнительная или переменная часть заработной платы зависит от результатов производственно-хозяйственной деятельности работодателя и регулируется главным образом с помощью локального и договорного методов.

Студентам следует обратить внимание на новые юридические аспекты, связанные с понятиями и определениями в области оплаты труда, которые появились в изменениях, внесенных в ТК РФ Федеральным законом от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ. Понятия, изложенные в ст. ст. 129 и 143 ТК РФ, имеют не только научное, но и практическое значение. Правильное их применение, особенно при разработке коллективных договоров, локальных нормативных актов и трудовых договоров, позволит избежать нарушений трудового законодательства, повысит эффективность решений работодателя. Законодатель изменил свою позицию, связанную с понятиями "оплата труда" и "заработная плата". Теперь эти понятия признаны тождественными. Получила продолжение тенденция сужения сферы централизованного регулирования оплаты труда и расширения локального, коллективно-договорного и индивидуально-договорного методов регулирования заработной платы. При этом государство устанавливает основные гарантии по оплате труда работников, минимальные стандарты заработной платы, закрепляет способы ее защиты. Поскольку значительная часть централизованных правовых актов не может быть применена без их конкретизации, то работодателю предоставлено право самостоятельно определять виды, формы, системы оплаты и нормирования труда, размеры тарифных ставок (окладов). Внимательно изучите гл. 21 ТК РФ, обратив внимание на то, что более половины статей данной главы, посвященной вопросам установления и выплаты заработной платы, может быть реализовано с помощью локального или договорного методов регулирования. При этом наблюдается разнообразие вариантов установления форм и систем оплаты и нормирования труда, способов распределения заработка. В одних случаях законодатель предлагает использовать социально-партнерские соглашения, коллективные договоры, локальные нормативные акты и трудовые договоры (ст. ст. 135, 149 и др.). В других случаях работодатель может использовать коллективный договор, локальные акты, трудовой договор (ст. ст. 152, 154 и др.). Предлагается также решение вопросов только с помощью соглашения сторон трудового договора (ст. 151).

Студент должен уяснить правовую природу локальных нормативных актов, посвященных оплате и нормированию труда, их соотношение с соглашениями договорного характера.

Важно знать новую редакцию ст. 135 ТК РФ, посвященную установлению заработной платы. Основная роль в определении условий оплаты труда отведена трудовому договору. Часть 2 ст. 135 посвящена правовым актам договорного и локального характера. В этой связи становится очевидной необходимость уяснения значения, а также структуры и содержания коллективного договора, различных локальных положений об оплате труда, стимулирующих выплатах, о введении, замене и пересмотре норм труда. В качестве образцов для составления отдельных локальных нормативных актов, например, положений о премировании или вознаграждении по итогам работы за год могут стать акты бывшего Союза ССР. В нашем примере - это Основные положения о премировании работников производственных объединений (комбинатов) и предприятий промышленности за основные результаты хозяйственной деятельности от 28 июня 1977 г. <1> и Рекомендации о порядке и условиях выплаты работникам предприятий и организаций народного хозяйства вознаграждения за общие результаты работы по итогам за год от 10 августа 1983 г. <2>, которые могут применяться постольку, поскольку они не противоречат ТК РФ (ст. 423 ТК РФ).

--------------------------------

<1> Бюллетень Госкомтруда СССР. 1980. N 10.

<2> Там же. 1983. N 11.

При изучении государственных гарантий оплаты труда особое внимание следует уделить:

нормам, имеющим межотраслевое значение и закрепленным в Конституции РФ (ст. ст. 7, 37 и др.);

минимальным стандартам заработной платы (минимальному размеру оплаты труда, размерам тарифных ставок, окладов, базовых окладов (ставок) по профессиональным квалификационным группам работников) - ст. 133 ТК РФ;

соотношению гарантированности заработной платы с понятием "принудительный труд" (ст. ст. 2, 4, 56 и др. ТК РФ);

вопросам индексации заработной платы как меры повышения уровня оплаты труда (ст. 134 ТК РФ);

охране заработной платы от незаконных удержаний и защите материальных интересов работников (ст. ст. 135, 142, 157, 236, 237 и др. ТК РФ);

недопустимости дискриминации при установлении или изменении условий оплаты труда (ст. 132 ТК РФ).

При этом рекомендуем изучить Конвенции МОТ, посвященные заработной плате - N 95 (1949 г.), а также дискриминации в области оплаты труда - N 111 (1958 г.).

Особое внимание следует уделить изучению тарифных систем заработной платы, которые закрепляют исходные начала регулирования в области нормирования и оплаты труда. Различают следующие тарифные системы оплаты труда: 1) рабочих; 2) руководителей, специалистов и служащих; 3) работников государственных и муниципальных учреждений.

Тарифная система оплаты труда рабочих включает такие основные элементы, как тарифные ставки (должностные оклады), тарифные сетки и тарифно-квалификационные справочники.

Тарифная система оплаты труда руководителей, специалистов и служащих главным образом характеризуется должностными окладами и квалификационными справочниками.

Названные элементы тарифной системы позволяют дифференцировать заработную плату различных категорий работников в зависимости от сложности, условий и содержания труда. Элементы тарифной системы по сути являются инструментами установления реальной заработной платы. Они получили свое закрепление в ТК РФ (ст. ст. 129, 143, 144 и др.)

Так, тарифная ставка определяет размер оплаты за выполнение нормы труда определенной сложности за единицу времени (час, день, неделю). Соотношение между размерами тарифных ставок определяется с помощью тарифного коэффициента, который в тарифной сетке указывается для каждого разряда. Тарифный коэффициент первого разряда равен единице. Соотношение первого и последнего разряда составляет диапазон тарифной сетки.

Тарифная система оплаты труда в бюджетной сфере основана на применении Единой тарифной сетки (ЕТС), которая была введена в 1992 г., но Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ из обязательной перешла в разряд рекомендуемых для применения до завершения реформы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений. Нововведения отражены в новой редакции ст. 144 ТК РФ, получившей новое содержание. В ней указано, каким образом устанавливаются системы оплаты труда (в том числе тарифная система) в следующих видах учреждений: федеральных государственных, государственных учреждениях субъектов РФ, муниципальных. А в части 4 данной статьи установлено, за счет каких средств обеспечиваются базовые оклады и базовые тарифные ставки заработной платы. Кроме этого, ст. 144 ТК РФ впервые в российской законодательной практике поставлены вопросы, необходимые для определения условий оплаты труда в данных учреждениях. Речь идет о формировании профессиональных квалификационных групп работников, для которых устанавливаются базовые оклады и базовые ставки, а также о порядке определения и финансового обеспечения данных окладов и ставок (ч. ч. 6 и 7 ст. 144, ч. 5 ст. 129, ч. 4 ст. 133, ч. 3 ст. 135 ТК РФ).

Специальные функции в оплате труда выполняют тарифные разряды. Они являются, во-первых, показателем сложности работы (все виды работ в организации тарифицируются в зависимости от разрядов), а во-вторых, показателем уровня квалификации работника. Поэтому размер оплаты труда работника находится в прямой зависимости от этих двух величин (ст. 150 ТК РФ).

Условия работы в зависимости от группы: 1) нормальные, 2) тяжелые, вредные, опасные, 3) иные особые условия труда также влияют на размер оплаты труда. За работу во второй и третьей группах, т.е. за работу в особых условиях устанавливается оплата в повышенном размере (ст. 147 ТК РФ). Природно-климатические условия увеличивают размер оплаты труда с помощью районных коэффициентов (ст. 148 ТК РФ).

Тарификация работ и присвоение разрядов работникам производятся с учетом тарифно-квалификационных справочников (ст. 143 ТК РФ), содержащих квалификационную характеристику видов работ в зависимости от их сложности и требования, предъявляемые к теоретическим знаниям и трудовым навыкам работников. Рекомендуем ознакомиться с Единым тарифно-квалификационным справочником работ и профессий рабочих и Квалификационным справочником руководителей, специалистов и других служащих.

При изучении правовой организации оплаты труда важно обращать внимание на разнообразие повременной и сдельной форм заработной платы, которые являются основными. В качестве дополнительной выступает премиальная система заработной платы. Ключевое значение при выплате премий имеют показатели и условия премирования. Необходимо знать порядок выплаты премий, основания их уменьшения и лишения.

Особую роль в формировании заработной платы работников играют доплаты и надбавки, позволяющие учитывать степень вредности труда, условия его выполнения и проявления трудовой активности. Данные выплаты компенсируют выполнение работы в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных. Под работой при отклонении от нормальных условий труда понимается выполнение работ различной квалификации, совмещение профессий (должностей) и выполнение обязанностей отсутствующего работника, сверхурочные работы, работа в выходные, нерабочие праздничные дни, ночное время и др. Требуется внимательное изучение ст. ст. 146 - 158 ТК РФ с целью определения законодательно установленных процедур и размеров оплаты труда на работах в особых условиях и условиях, отклоняющихся от нормальных.

В ряде случаев трудовое законодательство предусматривает исчисление средней заработной платы (среднего заработка). Основные правила исчисления предусмотрены ст. 139 ТК РФ, а специальные нормы установления среднего заработка при неполном рабочем времени, суммированном учете рабочего времени, для оплаты отпуска следует смотреть в Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утв. Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. (в ред. от 11 ноября 2009 г.).

Следует обратить внимание на новые правила исчисления средней заработной платы, предусмотренные изменениями ТК РФ от 30 июня 2006 г., а также на возможность установления коллективным договором или локальным нормативным актом иных периодов расчета среднего заработка, помимо общего порядка его исчисления, установленного ст. 139 ТК РФ.

Исчисление среднего заработка, а также выдача работнику справок о заработной плате (ст. 62 ТК РФ) производятся на основе унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты, утвержденных Постановлением Госкомстата РФ от 5 января 2004 г. N 1. Студент должен ознакомиться со следующими унифицированными формами: N Т-3 "Штатное расписание", N Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда", N Т-13 "Табель учета рабочего времени", N Т-49 "Расчетно-платежная ведомость", N Т-51 "Расчетная ведомость", Т-53а "Журнал регистрации платежных ведомостей", N Т-54 "Лицевой счет", N Т-54а "Лицевой счет (свт)".

На основе данных норм работодатель обязан в письменном виде извещать работника о составных частях заработной платы, размерах и основаниях произведенных удержаний, а также об общей денежной сумме, подлежащей выплате. С учетом этих форм формируется справка о заработной плате (доходе), представляемая в Фонд социального страхования для исчисления средней заработной платы.

И в завершение изучения темы следует уяснить основные положения, посвященные нормированию труда, взаимосвязи нормирования с заработной платой, с рабочим временем, трудовой дисциплиной. Студенты должны знать нормы труда, их классификацию по методу нормирования, в зависимости от органов, их утвердивших, и сферы действия, по срокам установления. Важен также порядок разработки норм труда, их введения и пересмотра. Следует также дать оценку государственным гарантиям в области нормирования труда (ст. 159 ТК РФ).

Ряд статей ТК РФ, посвященных вопросам заработной платы, предполагает принятие дополнительных законодательных и иных нормативных правовых актов. Поэтому необходимо следить за изменениями трудового законодательства, связанными с разработкой:

Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений ежегодных единых рекомендаций по установлению систем оплаты труда организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов (ст. 135 ТК РФ);

Федерального закона о размере прожиточного минимума трудоспособного населения (ст. 133 ТК РФ);

Федерального закона о минимальном размере оплаты труда (ст. 135 ТК РФ);

Федерального закона о сроках выплаты заработной платы (ст. 136 ТК РФ);

особенностей порядка исчисления средней заработной платы (ст. 139 ТК РФ);

единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ст. ст. 143, 144 ТК РФ);

базовых окладов и базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников (ст. 144 ТК РФ);

критериев отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам (ст. 144 ТК РФ);

порядка и размеров оплаты труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета (ст. 145 ТК РФ);

минимального размера и условий повышения оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также на работах в ночное время (ст. ст. 147, 154 ТК РФ);

типовых норм труда (ст. 161 ТК РФ).

Наши рекомендации