Погода была ветреная (1) ветер (2) однако (3) не совсем был попутный. Мы не надеялись никогда более встретиться (4) однако (5) встретились.

1. 1,2,3,4 2. 1,2,3,4,5 3. 1,4 4. 1,4,5

А23. Укажите предложение, в котором нужно поставить одну запятую:

1. Ни побоища ни стана ни надгробного кургана не встречает царь Дадон.

2. Долго ль мне гулять на свете то в коляске то верхом.

3. Всякий вечно забывал в кухне щапку или кнут для чужих собак или что-нибудь подобное.

4. И не мог он уже двинуться ни взад ни вперед.

А24. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении:

Была особенная причина, почему я не любил и боялся дедушки: я своими глазами видел один раз, как он сердился и топал ногами.

1. во втором предложении указывается следствие того, о чем говорится в первом

2. содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого

3. во втором предложении указывается причина того, о чем говорится в первом

4. во втором предложении подробно раскрывается содержание первого

А25. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Наивное (1) скуластое лицо Бакланова (2) слегка подавшееся вперед (3) в ожидании приказа (4) горело той подлинной и величавой страстью(5) во имя (6) которой гибли лучшие люди из их отряда.

1. 1,2,3,4,5 2. 2,4,5 3.1,2,4,5 4. 2,4,5,6

А26. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые:

Он должен был настоять на том (1) чтобы дело обошлось (2) как можно секретнее (3) потому (4) что (5) хотя я (6) когда угодно(7) готов подвергать себя смерти (8) но нимало не расположен испортить навсегда свою будущность в здешнем мире.

1. 1,2,3,5,6,7,8 2. 1,3,4,5,6,7,8 3. 1,3,5,6,7,8 4. 1,3,8

А27.Прочитайте текст. В каком из приведенных ниже предложений верно передана главная информация, содержащаяся в тексте?

Бурный рост экономики в ХХ веке вызвал грандиозные и во многом необратимые изменения в биосфере, хотя начало им положила вся предыдущая история освоения планеты. Такое массированное воздействие на биосферу долго не осознавалось обществом как губительное для всего человечества, и, более того, человек долго ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление». Но, чтобы выжить, человеку сегодня необходимо радикально пересмотреть свое отношение к природе.

1. Начало грандиозных и во многом необратимых изменений в биосфере было положено всей предшествующей ХХ веку историей освоения планеты.

2. В течение всего времени своего существования человек ощущал себя «преобразователем» природы, а свои действия расценивал как «улучшение», «совершенствование», «управление».

3. Массированно воздействуя на биосферу, можно остановить грандиозные и во многом необратимые изменения, происходящие в ней вследствие бурного роста экономики в ХХ веке.

4. Чтобы остановить вызванные ростом экономики в Хх веке необратимые изменения в биосфере, ведущие к гибели человечества, люди должны радикально пересмотреть свое отношение к природе.

(1)Литературная работа чрезвычайно индивидуальна. (2)Лев Толстой не ездил в специальные командировки, но обладал гениальным душевным опытом, прожив сложнейшую жизнь. (3)Иван Бунин исколесил половину мира, но лучшие вещи написаны им не о путешествиях, а о России, по которой он тосковал и которую чувствовал, помнил и знал превосходно.

(4)Между тем жизнь современного писателя настолько ________, что необходимо лишь осмысливать ее. (5)Материал лежит везде. (6)Мне не совсем понятно, что значит ездить за сбором материала намеренно, задавшись целью написать роман или повесть. (7)Как это можно – отобрать и выбрать живую жизнь, не являясь ее действующим лицом? (8)Почти каждый писатель знает, о чем хочет писать, но порой не знает как.

(9)Нужно, разумеется, ездить и жить некоторое время вдали от письменного стола, но жить как все, ничем не выделяясь, жить не как писатель. (10)Ездить необходимо для того, чтобы полнее ощутить реальные детали, звуки, запахи времени. (11)Можно, наконец, поехать по какому-то внутреннему толчку, ожидая некой искры вдохновения в самом себе. (12)Мне лично помогла одна давняя поездка на Урал…

(13)После фронта я поступил на шоферские курсы. (14)В это время один товарищ, прочитавший тетрадку моих военных рассказов, посоветовал мне подать заявление в Литературный институт, и это решило мою судьбу. (15)Так я попал в творческий семинар Паустовского, прекрасного писателя и педагога. (16)Три года он внушал мне, что главное в литературе – сказать свое. (17)Но что сказать и как?

(18)И вот дерзость писать об этом своем возникла внезапно вдали от дома, в темную июльскую ночь на середине красивейшей реки Белой. (19)Капала вода с весел, за лесами розовело далекое зарево над городом, пахло острой речной сыростью, доносились тихие голоса рыбаков с соседних лодок, а где-то на берегу завывала, буксуя, машина, как будто переправлялись мы туда, к зареву, где гудели немецкие танки… (20)И вдруг встали передо мной – высота, другое зарево, орудия, стреляные гильзы. (21)И возникло желание сказать о том, что долго жило во мне подсознательно.

Ю. Бондарев.

А28. Какое слово должно быть на месте пропуска в предложении 4:

1. трудна

2. полна

3. насыщенна

4. невероятна

А29. К какому стилю и типу речи относится данный текст:

1. публицистический стиль, описание

2. публицистический стиль, рассуждение с элементами повествования

3. научный стиль, рассуждение с элементами повествования

4. художественная речь, повествование с элементами рассуждения и описания

А30. Укажите предложение, в котором имеются контекстные синонимы:

1. 2

2. 6

3. 18

4. 19

В1. Укажите способ образования слова ВДОХНОВЕНИЯ из предложения 11.

В2. Из предложений 9 – 12 выпишите все неопределенные местоимения.

В3. Из предложения 2 выпишите подчинительное словосочетание со связью ПРИМЫКАНИЕ.

В4. Среди предложений 18 – 21 найдите сложное, в состав которого входит односоставное безличное предложение, напишите его номер.

В5. Среди предложений 9 – 18 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

В6. Найдите в тексте сложное предложение с однородными придаточными, запишите его номер.

В7. Среди предложений 5 - 11 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи указательного местоимения, запишите его номер.

В8. Прочитайте фрагмент рецензии. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

«Ю.Бондарев рассуждает о работе писателя, вспоминает начало собственной писательской биографии. В его речи почти отсутствуют художественные приемы. Мы не сразу заметим ________ («половину мира» в предложении 3) или __________ («искра вдохновения» в предложении 11). _______ (предложение 9) неназойливо выделяет главное для писателя слово, помогая и нам почувствовать связь литературной работы и жизни, а _______ (предложение 20) помогают писателю лаконично и точно нарисовать картину сражения»

Список терминов:

1. контекстные антонимы

2. метафора

3. ряды однородных членов

4. парцелляция

5. эллипсис

6. гипербола

7. экспрессивно окрашенное слово

8. эпитет

9. лексический повтор

Часть 3

С1. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

  А1 А2 А3 А4 А5 А6 А7 А8 А9 А10 А11 А12 А13 А14 А15
                             
    х                     х  
х х   х х х   х     х х х   х
            х   х х          

  А16 А17 А18 А19 А20 А21 А22 А23 А24 А25 А26 А27 А28 А29 А30
    х       х                
  х       х   х   х       х х
х     х х               х    
                х   х х      

В1 с у ф ф и к с а л ь н ы й            
В2 не ко то ро е ка ко му - то не к о й          
В3 о б л а д а л п р о ж и в            
В4                                  
В5                                  
В6                                    
В7                                  
В8                              

Наши рекомендации