Процессы непрерывные и дискретные
Непрерывные процессы осуществляются без перерыва с момента запуска и до окончательного завершения. Непрерывная реализация процесса предполагает непрерывное изменение состояния системы, отсутствие остановок при завершении стадий цикла, постоянное поддержание на необходимом уровне соответствующих количественных параметров процесса. Непрерывными, например, могут быть процессы контроля качества продукции или анализа состояния рынка.
В ходе дискретных процессов возникают перерывы, периоды, в течение которых процесс временно приостановлен. Таким образом, дискретные процессы дополнительно структурированы на периоды движения и периоды перерывов.
К дискретным процессам относятся, например, обеспечение поставок на предприятие сырья и материалов или разработка различных управленческих документов.
Выбор рационального режима реализации определяется: во-первых, особенностями самого процесса управления, во-вторых, состоянием внешней и внутренней среды организации, в-третьих, спецификой сложившейся управленческой ситуации.
Процессы наблюдаемые и латентные.
Наблюдаемый процесс – это процесс, имеющий такие внешние проявления, которые могут быть восприняты каким-либо субъектом наблюдения. Доступные наблюдению внешние проявления процессов могут происходить:
- в изменении состояния участвующей в процессе системы;
- во взаимодействии данной системы с другими системами;
- в изменении положения данной системы во внешней среде.
При этом могут использоваться разные формы наблюдения: непосредственное с помощью органов чувств, опосредованное использованием различных технических средств, социологическое, статистическое и т. д. Достаточно легко наблюдаемыми являются, например, процессы разработки плана или контроля качества продукции.
Латентный процесс – это скрытый, неявный процесс, не проявляющийся внешне в форме, доступной для наблюдения. Если процесс полностью латентен, то скрытыми остаются сам факт его осуществления и ход реализации, ориентация, основные параметры, а также влияние, оказываемое на систему и ее окружение. Управление такими процессами невозможно.
Однако латентность или наблюдаемость процесса зависит не только от его собственного характера и особенностей участвующей в нем системы, но и от того субъекта, который ведет наблюдение, от тех средств, форм и способов, с помощью которых это наблюдение осуществляется. Поэтому можно говорить о некоторой условности латентности процессов. По существу, каждый процесс имеет те или иные внешние проявления. Нужно только суметь их воспринять. Естественно, что чем меньше внешних проявлений и чем они слабее, тем более латентный характер принимает процесс.
Многие процессы управления в той или иной степени носят латентную форму. Особенно это характерно для процесса принятия управленческих решений, когда в удобном для восприятия виде имеются только исходные данные и конечный результат, а сам процесс принятия решений часто от наблюдения скрыт.
Следует учитывать и возможность ложной наблюдаемости, когда воспринимаемые наблюдателем внешние проявления процесса, в действительности являющегося латентным, искаженно раскрывают его содержание, ориентированность и основные параметры. В этом случае рациональное управление процессом также будет невозможным.
Важнейшее направление рациональной процессуализации управления – сокращение сферы латентных процессов и расширение сферы наблюдаемых, а также использование методов косвенного наблюдения за латентными процессами путем отслеживания их влияния на взаимодействующие с ними наблюдаемые процессы.