Экономические положения Р.Коуза
Джон Гэлбрейт
Джон Кеннет Гэлбрейт(1908-2006)-американский экономист, развивал идеи институционализма.
«Американский капитализм»(1952).Реальность состоит в уравнивании сил продавцов и покупателей. Джон Гелбрейт критиковал мнение, что на экономическом рынке силы находятся в состоянии свободной конкуренции. Он считал, что «общество потребления» развивает экономический дисбаланс, направляя слишком много ресурсов на производство потребительских товаров и недостаточно — на общественные нужды и инфраструктуру. Гелбрейт критиковал и мнение, выдвигаемое защитниками монетаризма, что государственные расходы не способны снизить безработицу. В своей книге «Общество изобилия» (1958) он документально подтверждает тенденцию свободно-рыночного капитализма создавать частное великолепие и общественную нищету. Он твердо верил в роль правительства в экономическом планировании. Он доказывал, что мотивация крупных корпораций зависит от влияния «техноструктуры» или ведомственного управления, и такими корпорациями управляет стремление к безопасности и расширению, а не погоня за максимальной прибылью. Реклама виделась ему отчасти как важное средство достижения власти на рынке. С другой стороны, корпорации сдерживаются «уравновешивающей силой» других фирм, профсоюзов, потребительских групп и правительств. Планирование заключается в том, чтобы заменить цены и рынок как механизм, определяющий то, какая продукция будет производиться, авторитетным решением, устанавливающим, что будет произведено и потреблено и по каким ценам. Рыночный механизм заменяется тем, что принято называть вертикальной интеграцией. Планирующая организация завладевает источником поставок, в которых она нуждается, или рынком сбыта; таким образом, сделки, в которых предметом торга служат цены и объемы продукции, уступают место передаче продукции внутри планирующей организации. В экономике западных стран на рынках господствуют крупные фирмы. Они устанавливают цены и стремятся обеспечить спрос на продукцию, которую они намерены продать.
Неоинституционализм. Идея Мизеса(47 вопрос)
"Новая институциональная теория". Такое обозначение может породить ошибочное представление о ее родстве со "старым" институционализмом Т.Веблена, Дж.Коммонса, Дж.Гэлбрейта. Однако совпадения здесь, скорее, чисто терминологические (например, понятие "сделки" (transaction) является исходной единицей анализа как для Дж.Коммонса, так и для "новых" институционалистов). В действительности корни новой институциональной теории уходят в неоклассическую традицию.
В 60-80-е гг. возник "новый" институционализм, развиваемый в работах Р. Коуза, О. Уильямсона, Т. Норта М. Олсона и др. Они осуществляют разработку теорий трансакционных издержек, прав собственности, макрогенераций, популяции форм и др. Особое место принадлежит Ф. Хайеку, разработавшему эволюционную теорию.
Множество названий: неоинституционализм (т.е. течение, оперирующее понятием института с новых, отличных от "старого" институционализма позиций);трансакционная экономика (т.е. подход, изучающий трансакции (сделки) и связанные с ними издержки); экономическая теория прав собственности (поскольку права собственности выступают в качестве важнейшего и весьма специфического понятия данной школы); контрактный подход(поскольку любые организации, от фирмы до государства, понимаются как сложная сеть явных и неявных контрактов).
Р.Коуз -оснаватель направления(статья"Природа фирмы"1937).
Экономические положения Р.Коуза
Роберт Коуз (1910г) основоположник неоинституционализма. «Природа фирмы» (1937)-рассматривает понятие «трансакционные издержки»(получил Нобелевскую премию 1991г за прояснение точного смысла трансакционных издержек). Выделяет несколько типов: стоимость поиска информации; издержки ведения переговоров, необходимых измерений; определение спецификации, защита прав собственности и т.д.
«Проблемы социальных издержек» (1960г)- теорема Коуза -внешние эффекты могут быть интернализованы без вмешательства гос-ва при помощи договора между сторонами. Рыночные сделки-соглашения участников процесса обмена являются надежными регуляторами сокращения издержек, сведения их, в конечном счете, к минимуму. Государству нужно только определить права собственности.
Система прав собственности - это сделки, некоторые контракты и нормы, отражающие обмен "пучками" прав собственности. Тем самым поведение сторон фиксируется добровольно и без участия государства (бюрократии) - на рыночных принципах. Из этих подходов сформировался новый раздел современной экономической теории - экономика права.
Полный "пучок прав" состоит из следующих 11 элементов:
1. Право владения, т.е. право исключительного физического контроля над благами;
2. Право использования, т.е. право применения полезных свойств благ для себя;
3. Право управления, т.е. право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;
4. Право на доход, т.е. право обладать результатами от использования благ;
5. Право суверена, т.е. право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;
6. Право на безопасность, т.е. право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;
7. Право на передачу благ в наследство;
8. Право на бессрочное обладание благом;
9. Запрет на использование способом, наносящим вред внешней среде;
10. Право на ответственность в виде взыскания, т.е. возможность взыскания блага в уплату долга;
11. Право на остаточный характер, т.е. право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарушенных правомочий.