Тема 4. Основы теории рынка. 1. Сущность и условия возникновения рынка
Вопросы
1. Сущность и условия возникновения рынка. Трансакционные издержки.
2. Функции рынка (на примере свободного рынка).
3. Виды рынков по степени развития. Классификация структуры рынка.
4. Преимущества и недостатки свободного рынка.
5. Абсолютное и сравнительное преимущество.
6. Деньги. Свойства и функции денег. Виды денег. Уравнение И. Фишера.
7. Инфляция. Социально-экономические последствия инфляции.
Термины и понятия
Рынок. Воспроизводственный цикл. Производство. Распределение. Обмен. Потребление. Натуральное хозяйство. Товар. Товарное производство. Трансакционные издержки. Санация. Экономические издержки. Экономическая прибыль. Монополистический рынок. Олигополистический рынок. Рынок совершенной конкуренции. Рыночная инфраструктура. Рыночный субъект. Объект рыночного хозяйства. Абсолютное преимущество. Сравнительное преимущество. Деньги. Свойства денег. Функции денег. Денежные агрегаты. Инфляция. Ползучая инфляция. Галопирующая инфляция. Гиперинфляция. Инфляция спроса. Инфляция издержек. Инфляционная спираль. Эмиссия денег. Дефляция. Покупательная способность денег. Бюджет. Дефицит бюджета. Ликвидность.
Темы рефератов
1. Роль государства в рыночной экономике.
2. Пределы государственного вмешательства в экономику.
3. Деньги и их функции. Современные виды денег.
4. Инфляция: сущность, механизм и последствия.
Список литературы
1. Курс экономической теории / Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. – Киров: АСА, 1995. – С. 76-104, 423-434.
2. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика. В 2-х т. / Пер. с англ. 11-го изд. – Т. I. - М.: Республика, 1993. – С. 81-93, 163-174, 264-281.
3. Маршалл А. Принципы экономической науки, в 3-х т./ Пер. с англ. – М.: Прогресс, 1993.
4. Людвиг фон Мизес. Бюрократия. Запланированный хаос. Антикапиталистическая ментальность/ Пер. с англ. – М.: Дело, 1993.
5. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учеб. для вузов / Под ред. А.Г. Грязновой и А.Ю. Юданова. 2-е изд. – М.: ГНОМ и Д, 2000. – С. 114-144.
6. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Основы экономики: учебное пособие. 2-е изд. – СПб.: Бизнес-пресса, 2002. – С. 82-97, 139-155.
7. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник для вузов. – М.: ВЛАДОС, 1999. – С. 229-237, 248-258.
8. Современная экономика. Общедоступный учебный курс.- Ростов н/Д.: Феникс, 1998. – С. 70-90, 138-162.
9. Экономика: Учебник. 3-е изд., перераб. и доп. / Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юристъ, 1999. – С. 93-108, 426-456.
10. Экономическая теория. Задачи, логические схемы, методические материалы / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 1999. – С. 310-314.
11. Экономическая теория: Учебник / Под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина, Г.П. Журавлевой, Л.С. Тарасевича. – М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 57-88, 154-166, 538-565.
Вопросы для обсуждения и самоконтроля
1. Расставьте в хронологическом порядке этапы хозяйственной деятельности: товарно-денежные отношения, натуральное хозяйство, бартер. В чем было неудобство бартера и можно ли считать это основной причиной появления денег?
2. Как бы Вы прокомментировали высказывание А. Маршалла: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли стоимость полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц»?
3. Какие функции денег наиболее отчетливо иллюстрируют следующие ситуации:
а) для покупки автомобиля Вам нужны деньги и Вы собираетесь продать загородный дом;
б) как человек бережливый, Вы иногда откладываете деньги «на черный день»;
в) в ресторане, куда Вы пришли со своей подругой, официант предлагает Вам меню с указанием цен готовящихся блюд.
4. У Вас имеется 1 миллион рублей наличными, а у Вашего друга – загородный дом, оцениваемый в 1 миллион рублей. Чье имущество обладает большей ликвидностью. Всегда ли более ликвидный способ хранения богатства более рационален?
5. Внимательно прочтите фрагмент работы А. Смита «Исследование о природе и причинах богатства народов» и ответьте на вопросы.
«Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, явились, по-видимому, следствием разделения труда.
…значительное увеличение количества работы, которое может выполнить в результате разделения труда одно и то же число рабочих, зависит от трех различных условий: во-первых, от увеличения ловкости каждого отдельного рабочего; во-вторых, от сбережения времени, которое обычно теряется на переход от одного вида труда к другому; и, наконец, от изобретения большого количества машин, облегчающих и сокращающих труд и позволяющих одному человеку выполнять работу нескольких.
…Так как возможность обмена ведет к разделению труда, то степень последнего всегда должна ограничиваться пределами этой возможности обмена, или, другими словами, размерами рынка».
- Какие условия для увеличения производительности труда создает разделение труда?
- Существует ли взаимосвязь между углублением разделения труда и повышением благосостояния общества?
- Каковы причины возникновения экономического обмена?
- Какова цель обмена?
- Каким может быть воздействие обмена на благосостояние общества?
- Какими могут быть пределы обмена?
6. К чему может привести рост трансакционных издержек?
7. Всегда ли инфляция – явление негативное? Кто выигрывает и проигрывает в условиях инфляции? В чем разница понятий «дефляция» и «дезинфляция»?
Задачи
1. Отец, мать и сын приехали на дачу собирать черную смородину. Но параллельно им нужно еще и обработать грядки. К сожалению, время, которое может провести семья на участке, ограничено — 6 часов. Как нужно распределить работу, чтобы все грядки были обработаны и собрано наибольшее количество смородины, если отец собирает 5 литров смородины в час, мать – 8, и сын – 3 литра, а грядки отец обрабатывает за 6 часов, мать – за 2, сын – за 5 часов.
2. США производит 24 тыс. т. пшеницы и 6 тыс. т. кофе, хотя может производить или 30 тыс. т. пшеницы, или 30 тыс. т. кофе. Бразилия производит 4 тыс. т. пшеницы и 12 тыс. т. кофе, хотя может производить или 10 тыс. т. пшеницы, или 20 тыс. т. кофе. Определить сравнительное преимущество стран по производству кофе и пшеницы; сделать вывод о целесообразности специализации стран на производстве какого-либо товара; определить, какое количество кофе и пшеницы будет производится 2-мя странами вместе после разделения производства и сравнить полученные значения с первоначальными.
3. Количество товаров в стране увеличилось в 3 раза, цены выросли в 2 раза. Как изменилась масса денег в обращении, если скорость обращения денег увеличилась в 2 раза?