Эффективность распределения ресурсов
Как мы только что выяснили, производственная эффективность обеспечивает выпуск заданного объема продукции с минимальными издержками. Однако на общую экономическую эффективность будет оказывать воздействие также и то, какой набор товаров и услуг выпускается фирмой, отраслью и обществом в целом, поскольку это связано с использованием и соответственно с распределением ресурсов между различными производствами.
Считается, что эффективность распределения достигается, если невозможно перераспределить ресурсы таким образом, чтобы в результате этого хотя бы одно домохозяйство улучшило, а остальные не ухудшили свое материальное благосостояние.
Это имеет место, если при производстве каждого товара предельные издержки равняются его цене.
Действительно, как отмечалось ранее, любой потребитель приобретет дополнительную единицу товара Х только в том случае, если выполнится условие максимизации общей полезности:
Если считать Х обычным, а не гиффреновским товаром, то потребитель будет реагировать на изменения цены Рх путем либо увеличения, либо снижения QDx, что вызовет соответственно или понижение, или рост MUx. Следовательно цена дополнительно приобретенной единицы товара Х адекватно связана с предельной полезностью MUx, поэтому ординату любой точки n кривой спроса, которой соответствует цена n-ой единицы товара Рn, можно соотнести с предельной полезностью данной единицы товара. В силу сложности измерения предельной полезности, ряд экономистов считают целесообразным использовать иную категорию – предельную выгоду MB, под которой понимают количество денег, которое индивидуальный потребитель готов заплатить за покупку дополнительной единицы товара X. Значит тогда можно полагать, что ординаты кривой спроса, равные цене товара X, отражают предельные выгоды, получаемые потребителем от покупки единицы товара X.
Представим, что мужские рубашки продаются по цене 500 рублей, а предельные издержки производства рубашек составляют 700 рублей. Если цена рубашек 500 рублей, то это означает, что предельная выгода MB, получаемая домохозяйствами от покупки рубашек, равна 500 рублей. Если домохозяйства откажутся от покупки одной рубашки, то они упустят выгоду в 500 рублей. Однако с точки зрения издержек упущенной возможности, отказ от производства одной рубашки позволяет применить ресурсы, ранее задействованные для изготовления рубашки, альтернативным путем и выпустить иную продукцию, обеспечивающую выгоду в 700 рублей. Значит, перераспределяя ресурсы, возможно улучшить благосостояние хотя бы одной семьи, не ухудшив положение других (из 700 руб. выгоды 500 руб. покроют упущенную выгоду общества из-за непроизводства рубашки, а 200 рублей пойдут на улучшение положения домохозяйства), т.е. в том случае, когда МС > Р, ресурсы распределяются неэффективно.
Если цена рубашек превысит предельные издержки их производства, то распределение ресурсов окажется также неэффективным, т.к. рубашек выпускается слишком мало: для общества выгодно отказаться от производства альтернативного товара и направить освободившиеся ресурсы на изготовление дополнительной рубашки. И опять за счет перераспределения ресурсов можно улучшить положение какого-то домохозяйства, не ухудшив при этом благосостояния других, т.е. и в этом случае ресурсы распределены неэффективно.
Когда цена рубашки точно равняется предельным издержкам ее производства (положим, 600 рублей), то отказ от производства одной рубашки уменьшит получаемую обществом выгоду на 600 рублей; если высвободившиеся при этом ресурсы перераспределить и направить на выпуск иного товара, то альтернативное применение ресурсов также даст максимальную выгоду в 600 рублей (напомним, что предельные издержки МС = 600 руб. означают издержки упущенной возможности, т.е. показывают потенциальную отдачу ресурсов в случае их использования наилучшим альтернативным путем).
Значит, перераспределением ресурсов нельзя добиться улучшения положения какого-то домохозяйства; данной цели можно добиться только путем ухудшения благосостояния других домохозяйств. Сделаем нами вывод:
в любой рыночной структуре эффективность распределения ресурсов достигается в том случае, когда цена товара равняется предельным издержкам его производства, т.е. Р = МС.