Перечень компетенций с указанием этапов их формирования.
Компетенции | Оценочные средства |
1 часть | |
ОК-4 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Лист оценки компетенций по месту практики. |
ОК-6 – способность к самообразованию и самоорганизации. | Лист оценки по месту практики. |
ОПК-3 – способность проектировать организационные структуры, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия. | Лист оценки компетенций по месту практики. Задание 1. Знакомство с предприятием, основной базой практики. |
ОПК-4 – способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации. | Лист оценки компетенций по месту практики. |
ПК-17 – способность оценивать экономические и социальные условия осуществления предпринимательской деятельности, выявлять новые рыночные возможности и формировать новые бизнес-модели. | Задание 2. Знакомство с основными процессами, более тщательное изучение процессов маркетинга и продаж. |
2 часть | |
ОК-4 – способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия. | Лист оценки компетенций по месту практики. |
ОК-6 – способность к самообразованию и самоорганизации. | Лист оценки по месту практики. |
ОПК-4 – способность осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, проведение совещаний, деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации. | Лист оценки компетенций по месту практики. |
ОПК-5 – владение навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем. | Задание 3. Изучение системы учета в организации. Составление финансовой отчетности. |
ПК-1 – владение навыками использования основных теорий мотивации, лидерства и власти для решения стратегических и оперативных управленческих задач, а также для организации групповой работы на основе знания процессов групповой динамики и принципов формирования команды, умение проводить аудит человеческих ресурсов и осуществлять диагностику организационной культуры. | Лист оценки компетенций по месту практики. Задание 4. Исполнение отдельных поручений руководителя практики по месту ее прохождения в рамках организационно-управленческой работы. |
Типовые контрольные задания и иные материалы, необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций
Часть
Задание 1.Знакомство с предприятием, основной базой практики.
1.1. Изучите историю создания предприятия
1.2.Опишите правовой статус и отношение к собственности
1.3.Опишите основную деятельность предприятия, ассортимент товаров и услуг. Как изменился ассортимент? объем производства, технико-экономические показатели за 1-2 года;
1.4.Миссия, стратегия предприятия. Жизненный цикл. На каком рыночном сегменте работает предприятие. Имидж .
1.5. Организационная структура предприятия и управления. Численность, система набора персонала, кадровый состав организации, образование; условия труда и безопасной жизнедеятельности сотрудников, социальная политика; система внутреннего распорядка.
Таблица – Характеристика структурных подразделений компании
Наименование подразделения | Цель | Решаемые задачи | Функции | Количество сотрудников |
1.6.Как изменилась структура в последние годы?
1.7.Как организована на предприятии система внутренней отчетности?
1.8. Формы внутренней документации
1.9. Ситуация в области прибылей и убытков.
1.10.Опишите сильные и слабые стороны предприятия
Таблица – Сильные и слабые стороны предприятия
Критерии | Сильные и слабые стороны |
Задание 2.Знакомство с основными процессами, более тщательное изучение процессов маркетинга и продаж.
2.1.Оцените привлекательность рынка (отдельного сегмента рынка продукции);
2.2.Проведение идентификацию и анализ конкурентов. Оцените конкурентоспособность предприятия организации.
2.3.Проведите SWOT-анализ. Выявите сильные и слабые стороны.
2.4.Проведите портфельный анализ. Используйте матрицу «Привлекательность-конкурентоспособность»
2.5.Изучите и опишите факторы маркетинга (продукт, цена, каналы сбыта, продвижение)
2.6.Имеются ли планы маркетинга в организации, кто отвечает за маркетинговую деятельность? Проводятся ли маркетинговые исследования? (как часто?) Какова организационная структура маркетинга?
2.7.Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности предприятия.
Таблица - Сильные и слабые стороны маркетинговой деятельности предприятия
Критерии | Сильные и слабые стороны |
2.8.Рекомендации по совершенствованию, улучшению маркетинговой деятельности.
Часть
Задание 3.Изучение системы учета в организации. Составление финансовой отчетности.
3.1.Выделите постоянные и переменные затраты.
3.2.Проведите маржинальный анализ
3.3.Определите точку безубыточности.
Задание 4. Исполнение отдельных поручений руководителя практики по месту ее прохождения в рамках организационно-управленческой работы.
4.1. Изучение должностных инструкций. Заполнение профиля должности.
Необходимо изучить и отразить в отчете:
- содержание работы менеджера или специалиста в конкретном подразделении;
- основные функции в управлении специалиста, на рабочем месте которого организовано прохождение практики;
- указать должность, образование, выполняемые обязанности, санитарно-гигиенические условия труда, психофизиологические требования профессии к работнику, профессиональные знания и навыки;
- взаимосвязь менеджера с другими подразделениями организации;
- выявить основные должностные обязанности, виды деятельности, зоны ответственности менеджера;
- критерии и показатели эффективности работы менеджера;
- существующая система аттестации, повышения квалификации менеджера отдела;
- система мотивации (материальная и нематериальная);
- документооборот, преобладающие виды коммуникаций, применяемых менеджером;
- техническое оснащение рабочего места менеджера, программное обеспечение;
4.2.Проанализировать эффективность распределения рабочего времени менеджера или специалиста на основе проведения фотографии рабочего времени (ФРВ). Оформить наблюдательный лист (образец наблюдательного листа представлен ниже).
Наблюдательный лист
ФРВ деятельности менеджера отдела _____________________________
Подразделение:____________________
Должность: _______________________
Дата: «__»________ 20__ г.
Содержание наблюдения ….
Текущее время….
Продолжительность работы, мин…
Виды деятельности, содержание деятельности, используемые типы коммуникаций….
Общее время наблюдения…
Количество повторений операций…
Удельный вес времени на выполнение работ…
Минимальное количество наблюдений − пять. В качестве объекта наблюдения можно использовать специалиста или менеджера. При обработке данных ФРВ необходимо графически представить результаты по каждому дню наблюдений, а также сводные результаты.
При анализе ФРВ рекомендуется:
- выделить удельный вес времени на выполнение менеджером (специалистом) творческих и нетворческих операций;
- оценить рациональность использования рабочего времени;
- выделить факторы нерационального использования рабочего времени;
- указать причины, усугубляющие перегруженность менеджера;
- оценить график работы специалиста (менеджера);
- определить области улучшения, совершенствования деятельности.
К факторам нерационального использования рабочего времени можно отнести: выполнение работы за подчиненных; неправильные приоритеты; нерациональное делегирование полномочий, отсутствие планирования рабочего времени и т.п.;
Рекомендуется представить копию должностной инструкции данного менеджера, за которым проводилось наблюдение и чьи обязанности выполнялись студентом в период практики.
4.3.Проанализировать организационную структуру предприятия, используя представленную ниже схему:
1. Дайте название организационной структуры организации, подразделения. Нарисуйте ее схему. Чем определяется выбор именно такой организационной структуры?
2. Какие вы знаете виды связей в организации? Какие связи преобладают в данной структуре?
3. Каков масштаб управляемости и контроля?
4. Степень централизации/децентрализации структуры?
5. Сильные и слабые стороны организационной структуры.
6. В чем отличие линейных и штабных полномочий?
7. Какие недостатки делегирования имеют место в организациях?
8. Раскройте процесс делегирования.
9. Объясните тезис «Структура – носитель качества».
10. Как можно усилить горизонтальные связи в организации?
4.4. Составьте профиль должности. Опишите конкретную работу под определенную должность (профессиональную деятельность).
1. Цель и функции
2. Режим работы
3. Взаимодействие
4. Условия труда
5. Критерии и показатели оценки деятельности.
6. Требования к должности
Требования (компетенции) | Как есть | Желательно |
Возраст | ||
1. Индивидуальные качества | ||
2. Знания и умения | ||
3. Коммуникативные умения | ||
4. Мотивация |
Задание для руководителей практики от предприятий
Оценка базовых компетенций руководителем практики от предприятия. Для оценки базовых компетенций студентов для руководителей практики от предприятия (организации) предлагается следующая форма (представлена ниже).
Оценка проводится по 4-х-бальной системе:
1балл - неудовлетворительно,
2 балла - удовлетворительно,
3 балла - хорошо,
4 балла - отлично.