Эвристические методы, основанные на опыте и интуиции исследователя
При аналитической обработке используются традиционные статистические приемы:балльная оценка, сравнения, группировки, расчет относительных и средних величин, факторный анализ, экономико-математические методы.
9.2. Определение коммуникативной эффективности рекламы
Предприятию полезно измерять коммуникативный эффект своей рекламы, то есть фактическое или потенциальное воздействие рекламы на уровень осведомленности потребителей, на их знание о товаре, марке или о самом предприятии. Такое исследование может проводиться по конкретному рекламному объявлению до или после его размещения, публикации или трансляции. До размещения объявления рекламодатель может выяснить, нравится ли потребителям предлагаемое сообщение,
выделяется ли оно среди других. После размещения объявления предприятие может провести замеры узнаваемости или запоминаемости рекламы целевыми потребителями. Существует много различных методов оценки рекламных объявлений. Все они являются разновидностями трех основных методов маркетинговых исследований - опроса, наблюдения, эксперимента. Соответственно, им присущи те или иные достоинства и недостатки.
Рассмотрим некоторые практические методы замера коммуникативного эффекта рекламы.
Метод 1. Метод прямой оценки предлагает изучение мнений потребителей о различных вариантах одного рекламного обращения (оценка способности объявления привлечь внимание покупателей, его рациональное и эмоциональное воздействие, способность влиять на поведение покупателей). Для этого группе потребителей, выбранной из целевой аудитории рекламы, предлагают приведенную ниже анкету (рис. 9.1). Каждую характеристику объявления потребитель может оценить по 10-балльной шкале.
Метод 2. Потребителям предлагают прочесть или просмотреть ряд рекламных объявлений, не ограничивая их во времени. Затем респондентов просят вспомнить все увиденные объявления и их содержание.
Метод 3. Метод парных сравнений. В этом случае потребителям предлагается несколько вариантов рекламного сообщения. Им необходимо сделать парное сравнение сообщений. Первое попарно сравнивается с последующими сообщениями, каждый раз в паре определяется лучшее сообщение и ему присваивается 1 балл. Затем второе сравнивается с последующими сообщениями и так далее. В итоге лучшим будет сообщение, которое наберет большую сумму баллов.
Пример. С помощью метода парных сравнений необходимо выбрать наиболее эффективное рекламное сообщение для фирмы «Донсервис», оказывающей услуги по ремонту автомобилей. Варианты рекламных сообщений:
(Привлечение внимания) | |||
Насколько объявление захватывает Ваше внимание (Читаемость) | (Ю) | ||
Насколько текст стимулирует Вас к дальнейшему чтению (Рациональное восприятие) | (10) | ||
Насколько понятны основная идея и рекламируемые выгоды (Эмоциональное восприятие) | (10) | ||
- | Что кажется особенно привлекательным в объявлении (Поведение) | (10) | |
Насколько объявление вызывает желание купить этот товар | (10) | ||
0 10 20 30 40 | |||
Плохое Заурядное Среднее Хорошее Превосходное | |||
Рис.9.1. Анкета для оценки рекламного объявления |
Только у нас самое лучшее качество ремонта.
«Донсервис» предлагает услуги по ремонту автомобилей.
Наши цены ниже рыночных.
Только в «Донсервисе» - цены умеренные, качество высо-
кое. В таблице 9.1 представлен примерный результат парных сравнений этих сообщений. В столбцах указаны номера сообщений, которые сравниваются с номерами сообщений в строках.
Таблица 9.1 Сравнительная оценка рекламных сообщений (в баллах)
Номера рекламных сообщений | ||||
* | ||||
* | ||||
* | ||||
* | ||||
Сумма баллов |
Как видно из таблицы 9.1, сообщение № 4 является наиболее эффективным.
Метод4. Расположение по достоинству. Респондентам предлагается расположить варианты рекламного сообщения в порядке убывания их привлекательности.
С помощью опроса можно установить, какое рекламное средство оказывает наибольшее влияние на покупателей при продвижении товара конкретного вида или фирмы. Для этого потребителям задается вопрос: «Как Вы узнали о появлении нового товара?» Варианты ответов:
■ от знакомых;
■ из объявления по радио, в газете;
■ увидел в витрине магазина;
■ увидел при рассматривании товаров на полках;
■ из передачи по телевидению.