Цели и задачи освоения дисциплины

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ

«Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда»

Направление подготовки

38.04.01 «Экономика»

Магистерская программа

«Международный бизнес и право»

Уровень образования

магистратура

Форма обучения: заочная

Пособие составлено: Павловым П.В.,

Директором ИУЭС ЮФУ,

д.э.н., д.ю.н., доцентом

Ростов-на-Дону-2016

СОДЕРЖАНИЕ

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5

Цели. 5

Задачи. 5

ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 6

ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 8

ТЕМА 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 15

Статические теории международного бизнеса. 15

Эклектическая парадигма Даннинга. 16

Модель анализа транзакционных издержек. 16

Уппсальская модель интернационализации. 17

Сетевой подход к интернационализации. 17

Теория жизненного цикла товара. 18

ТЕМА 3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 20

ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 26

ТЕМА 5. ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЙ.. 36

ТЕМА 6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 42

Зарубежное производство. 42

Создание международных объединений, осуществляющих совместную производственную деятельность. 46

Аутсорсинг. 48

ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 53

Порядок оформления международной коммерческой сделки. 54

Содержание контракта. 57

Базисные условия поставки Инкотермс-2010. 62

Правила толкования международных торговых терминов Инкотермс-2010 65

ТЕМА 8. МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 66

Экспортно-импортная модель международного бизнеса. 67

Лицензионная модель международного бизнеса. 68

Инвестиционная модель международного бизнеса. 70

ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 72

ТЕМА 10. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 77

Основные модели электронной коммерции и особенности их реализации 78

ТЕМА 11. МАРКЕТИНГ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 81

ТЕМА 12. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 85

Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика. 92

ТЕМА 13. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 97

Основы и особенности ценообразования на мировом рынке. 97

Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов. 100

Практика и методы определения внешнеторговых цен. 102

ТЕМА 14. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 109

ТЕМА 15. СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВЕДУЩИХ СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.. 112

Особенности международного бизнеса в нефтегазовой сфере. 112

Специфика международного бизнеса в металлургической промышленности. 115

Международный банковский бизнес. 118

ТЕМА 16. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЙ.. 120

Формы финансирования международной предпринимательской деятельности. 120

Финансирование международных операций компании с участием институтов страхования и финансирования экспорта. 122

ТЕМА 17. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 124

Расчеты платежными поручениями. 124

Чековая форма расчетов. 125

Вексельная форма расчетов. 126

Аккредитивная форма расчетов. 129

Инкассовая форма расчетов. 131

ТЕМА 18. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 134

Сущность и формы иностранных инвестиций. 134

Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике 140

Необходимость привлечения иностранного капитана и его значение дня экономики России. 142

Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению 143

ТЕМА 19. РИСКИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ 145

ТЕМА 20. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 149

ТЕМА 21. РАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 156

Общие понятия и признаки развитых стран в мировой экономике. 156

Экономика США в системе международного бизнеса. 157

Экономика стран Европейского Союза в системе международного бизнеса 159

Экономика Японии в системе международного бизнеса. 162

ТЕМА 22. КНР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 164

ТЕМА 23. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 169

ТЕМА 24. АРАБСКИЕ СТРАНЫ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 172

ТЕМА 25. РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 176

ЛИТЕРАТУРА.. 181

Основная литература. 181

Дополнительная литература. 181

Список авторских методических разработок. 182

Интернет-ресурсы.. 182

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цели

Целями освоения дисциплины «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» являются:

- ознакомиться с основными положениями ведения бизнеса в зарубежных странах и регионах;

- изучить особенности развития бизнеса за рубежом сравнительно с российской спецификой;

- развить способность выбирать оптимальные черты ведения бизнеса на примере российской и зарубежных моделей.

Задачи

- изучение проблем, возникающие при выходе на внешние рынки и особенности построения маркетинговой политики предприятия;

- овладение методиками разработки внешнеэкономической стратегии предприятия, выбора страны и зарубежного партнера для ведения международного бизнеса;

- формирование знаний о порядке выхода на мировой рынок российских предприятий, государственном регулировании внешнеэкономической сферы, осуществлении валютных операций и международных расчетов, создании и функционировании совместных предприятий;

- овладение современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;

- формирование практических навыков по выбору маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики пред­­приятия на внешнем рынке;

- ознакомление с особенностями внешнеторговых операций по нап­рав­­лениям торговли различными видами товаров и услуг;

- изучение основных форм международных расчетов и способов со­вер­­шенствования валютно-финансовых отношений в международном бизнесе;

- ознакомление с основными формами и особенностями делового об­ще­­­ния с иностранными партнерами.

Наши рекомендации