Цели и задачи освоения дисциплины
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда»
Направление подготовки
38.04.01 «Экономика»
Магистерская программа
«Международный бизнес и право»
Уровень образования
магистратура
Форма обучения: заочная
Пособие составлено: Павловым П.В.,
Директором ИУЭС ЮФУ,
д.э.н., д.ю.н., доцентом
Ростов-на-Дону-2016
СОДЕРЖАНИЕ
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 5
Цели. 5
Задачи. 5
ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ... 6
ТЕМА 1. МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС И МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ: ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ 8
ТЕМА 2. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 15
Статические теории международного бизнеса. 15
Эклектическая парадигма Даннинга. 16
Модель анализа транзакционных издержек. 16
Уппсальская модель интернационализации. 17
Сетевой подход к интернационализации. 17
Теория жизненного цикла товара. 18
ТЕМА 3. ВНЕШНЯЯ СРЕДА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 20
ТЕМА 4. СТРАТЕГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 26
ТЕМА 5. ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЙ.. 36
ТЕМА 6. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 42
Зарубежное производство. 42
Создание международных объединений, осуществляющих совместную производственную деятельность. 46
Аутсорсинг. 48
ТЕМА 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ВЕДЕНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 53
Порядок оформления международной коммерческой сделки. 54
Содержание контракта. 57
Базисные условия поставки Инкотермс-2010. 62
Правила толкования международных торговых терминов Инкотермс-2010 65
ТЕМА 8. МОДЕЛИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 66
Экспортно-импортная модель международного бизнеса. 67
Лицензионная модель международного бизнеса. 68
Инвестиционная модель международного бизнеса. 70
ТЕМА 9. МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОМЫШЛЕННАЯ КООПЕРАЦИЯ И СОВМЕСТНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО.. 72
ТЕМА 10. ЭЛЕКТРОННАЯ КОММЕРЦИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 77
Основные модели электронной коммерции и особенности их реализации 78
ТЕМА 11. МАРКЕТИНГ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 81
ТЕМА 12. КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 85
Оценки международной конкурентоспособности стран и компаний: сравнительная характеристика. 92
ТЕМА 13. ОСОБЕННОСТИ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 97
Основы и особенности ценообразования на мировом рынке. 97
Ценообразование на мировых товарных рынках различных типов. 100
Практика и методы определения внешнеторговых цен. 102
ТЕМА 14. ДЕЛОВАЯ КУЛЬТУРА И ЭТИКА В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ 109
ТЕМА 15. СПЕЦИФИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ВЕДУЩИХ СЕКТОРАХ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ.. 112
Особенности международного бизнеса в нефтегазовой сфере. 112
Специфика международного бизнеса в металлургической промышленности. 115
Международный банковский бизнес. 118
ТЕМА 16. ВОПРОСЫ ФИНАНСИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОПЕРАЦИЙ.. 120
Формы финансирования международной предпринимательской деятельности. 120
Финансирование международных операций компании с участием институтов страхования и финансирования экспорта. 122
ТЕМА 17. ФОРМЫ РАСЧЕТОВ В МЕЖДУНАРОДНОМ БИЗНЕСЕ.. 124
Расчеты платежными поручениями. 124
Чековая форма расчетов. 125
Вексельная форма расчетов. 126
Аккредитивная форма расчетов. 129
Инкассовая форма расчетов. 131
ТЕМА 18. РОЛЬ ИНОСТРАННЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В РАЗВИТИИ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 134
Сущность и формы иностранных инвестиций. 134
Динамика и структура иностранных инвестиций в мировой экономике 140
Необходимость привлечения иностранного капитана и его значение дня экономики России. 142
Инвестиционный климат в России и меры государства по его улучшению 143
ТЕМА 19. РИСКИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНЫХ БИЗНЕС-ОТНОШЕНИЙ 145
ТЕМА 20. МЕЖДУНАРОДНОЕ НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.. 149
ТЕМА 21. РАЗВИТЫЕ ГОСУДАРСТВА В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 156
Общие понятия и признаки развитых стран в мировой экономике. 156
Экономика США в системе международного бизнеса. 157
Экономика стран Европейского Союза в системе международного бизнеса 159
Экономика Японии в системе международного бизнеса. 162
ТЕМА 22. КНР В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 164
ТЕМА 23. СТРАНЫ ЛАТИНСКОЙ АМЕРИКИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 169
ТЕМА 24. АРАБСКИЕ СТРАНЫ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА 172
ТЕМА 25. РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ В СИСТЕМЕ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА.. 176
ЛИТЕРАТУРА.. 181
Основная литература. 181
Дополнительная литература. 181
Список авторских методических разработок. 182
Интернет-ресурсы.. 182
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
Цели
Целями освоения дисциплины «Международный бизнес: внутренняя и внешняя среда» являются:
- ознакомиться с основными положениями ведения бизнеса в зарубежных странах и регионах;
- изучить особенности развития бизнеса за рубежом сравнительно с российской спецификой;
- развить способность выбирать оптимальные черты ведения бизнеса на примере российской и зарубежных моделей.
Задачи
- изучение проблем, возникающие при выходе на внешние рынки и особенности построения маркетинговой политики предприятия;
- овладение методиками разработки внешнеэкономической стратегии предприятия, выбора страны и зарубежного партнера для ведения международного бизнеса;
- формирование знаний о порядке выхода на мировой рынок российских предприятий, государственном регулировании внешнеэкономической сферы, осуществлении валютных операций и международных расчетов, создании и функционировании совместных предприятий;
- овладение современными инструментами и методиками взаимодействия субъектов международного бизнеса с иными субъектами национальной экономики, участвующими в его организации;
- формирование практических навыков по выбору маркетинговой стратегии и разработка сбытовой политики предприятия на внешнем рынке;
- ознакомление с особенностями внешнеторговых операций по направлениям торговли различными видами товаров и услуг;
- изучение основных форм международных расчетов и способов совершенствования валютно-финансовых отношений в международном бизнесе;
- ознакомление с основными формами и особенностями делового общения с иностранными партнерами.