На примере Древнего Египта

Возникновение государства как общественного института имело огромное значение для дальнейшего экономического развития того или иного социума. Роль государства в общественном хозяйстве во многом определяет его эффективность.

Колыбелью человеческой цивилизации стал Древний Восток. Там примерно в середине IV тыс. до н.э. возникли первые государственные образования – сначала в Месопотамии, Египте, затем в Персии, Индии, Китае. Раннему переходу к оседлому земледелию в этих странах благоприятствовали теплый климат, наличие плодородных речных долин. В местах обитания земледельческих общин возникли первые населенные пункты – деревни и села. Наряду с сельским хозяйством там развивались ремесла и торговля.

Некоторые населенные пункты, находящиеся в благоприятных для торговли местах (устья и слияния больших рек, морские заливы и т.д.), стали быстро расти и превратились в города. Центрами городов были храмы, вокруг которых располагались ремесленники и торговцы.

Власть в городах находилась в руках общинной верхушки, на основе которой возникала государственная иерархия. Некоторые города стали не только экономическими, но и политическими центрами – превратились в города-государства (полисы).

История древневосточных государств, возникших в IV тыс. до н. э. в Египте и Китае позволяет изучить один из важных этапов в развитии хозяйства - рас­пад родового строя, возникновение классов, создание государств, начало циви­лизаций и экономики, как организованной сферы деятель­ности человека.

Отделение скотоводства от земледелия, развитие сель­ского хозяйства и выделение из него ремесел, возникнове­ние металлургии вызывали потребность в дополнительной рабочей силе. Ею становились главным образом пленные, которых обращали в рабство. Рост производства дал избы­точный продукт, ставший объектом обмена. Появилась торговля, а затем и деньги. Родовая община постепенно распадалась. Войны и торговля увеличивали имущественное расслоение. Возникло первое деление общества на классы - рабовладельцев и рабов. Для охраны интересов собст­венников, имущества, рабовладельцев и защиты от внешней опасности создается государство.

Первые государства, возникшие на Древнем Востоке, принимают форму деспотии - вся верховная власть при­надлежит царю. Формально и вся земля в государстве принадлежала царю, но фактически значительная ее часть находилась в руках свободных людей - общинников, от­стаивавших в борьбе с центральной властью свои права.

Древнейшее на планете египетское государство возникло в конце IV тыс. до н. э. в долине реки Нил. Территория, на ко­торой создавалась египетская цивилизация, представляла собой узкую полосу земли вдоль реки, зажатую между пустынями Се­верной и Восточной Африки. Нил обеспечил существование людей в этой части планеты со времен древнекаменного пе­риода.

Древние города-государства, возникшие на базе родовой общины, сохранили и основную функциюобщины – ведение общего хозяйства, превратив её в государственную трудовую повинность. Труд рабов в этом периоде играл лишь второстепенную роль. Рабовладение распространилось на большинство видов хозяйства – в Древней Греции и Древнем Риме.

Второстепенными являлись и меновые, товарно-денежные отношения. Общественное хозяйство в основном управлялось посредством вертикальных, централизованно-распределительных связей. Соответственно, управленческая иерархия разрасталась до значительных размеров. Такую хозяйственную систему К.Маркс определил как "азиатский способ производства" (АСП).

Многочисленные мелкие производители эксплуатировались государством через налоги и трудовые повинности. В связи с этим в Древнем Египте регулярно проводились переписи населения, так как государственные повинности распространялись на все население. Сохранились записи об организации людей в "пятерки" и "десятки" во главе с руководителем работ. Управление крупномасштабными "общественными работами" (строительство каналов, пирамид, храмов) требовало мощногобюрократического аппарата.

Ирригационная система состояла из каналов, шлюзов, дамб, окружавших поля, и шадуфов - подъем­ных сооружений, подобных колодцам «журавлям», с помощью ко­торых воду поднимали на поля, расположенные выше водного уровня. Государственные чиновники были ответственны за разви­тие и содержание ирригационной системы, наблюдали за подъе­мом воды в Ниле. Государство проводило большие строительные работы по созданию каналов и водохранилищ. Уже в период Среднего царства была создана система регулирования движения воды из Нила в водохранилища, которая позволила создать боль­шой Фаюмский оазис, где был построен город Кахун.

В условиях господства государственной формысобственности, рядовой гражданин, формально считавшийся "со-собственником", совладельцем, как отмечал К. Маркс, "на деле лишен собственности…" а "действительным собственником и действительной предпосылкой общей собственности является "единое начало", реализованное в деспоте" [173, с. 463]. Таким образом, собственность и власть в крупных иерархически организованных хозяйственных системах сливается воедино.

Основой эффективности данной системы была простая кооперация, применяемая в широких масштабах, т.е. положительный эффект масштаба. При строительстве гигантских сооружений применялся почти исключительно человеческий труд. Это были вовсе не рабы, а рядовые граждане, привлекаемые на основе всеобщей трудовой повинности. Управление огромными массами рабочей силы нуждалось в сложной, многоступенчатой иерархической организации. В качестве таковой изначально выступала община, а в дальнейшем – государство.

Древнейшее население Египта жило общинами во главе со старейшинами. Необходимость ведения орошаемого земледелия заставляла общины объединяться для создания ирригационных сетей. Из родовой знати выделялись местные властители, возникали города-государства, которые в дальнейшем объединились в единое государство. Вся земля принадлежала фараону, который жаловал "наделы" чиновникам, военачальникам, жрецам, номархам (наместникам фараона, возглавлявшим административный аппарат, суд и войско нома, ведавшим ирригацией, сбором налогов) и т.д. С тех пор строительством каналов и водохранилищ занималось государство; кроме них строились судоходные каналы, дороги, храмы, дворцы, пирамиды.

Первые пирамиды стали строить еще в XXVII в. до н. э. О знании в те времена астрономии и геометрии свидетельст­вует тот факт, что все пирамиды имеют одинаковое направле­ние осей, а стороны пирамид сориентированы по странгм све­та, при этом отклонения от севера не превышают десятой доли градуса. Ежегодно строительные работы выполняли примерно сто тысяч человек, сменяемые через каждые три месяца. На­пример, пирамида Хеопса сооружалась 20 лет. Длина основания пирамиды 232,4 м, высота 146,7 м. Гробница сложена примерно из 2500 каменных плит, весом каждая 2,5 т. По расчетам Геро­дота, строительство этой пирамиды обошлось в 1600 талантов серебра (от 40300 до 60100 кг). Во времена Геродота за талант серебра можно было купить 3000 свиней.

Объективной причиной возникновения крупномасштабной централизованно-распределительной системы был засушливый климат. По этой же причине строились гигантские ирригационные сооружения. В условиях применения самой примитивной техники это стало возможным благодаря кооперация труда в крупных масштабах.

В ремесле в течение долгого времени в качестве орудий и предметов труда применялся камень и глина. Бронза в основном использовалась для производства оружия и украшений, а не для изготовления орудий труда. Лишь в самом конце истории Древнего Египта там появилось железо как редкий импортный материал. Таким образом, медленное распространение технических и технологических достижений при высоком уровне науки и культуры – характерная черта крупномасштабного иерархически организованного хозяйства (мегаиерархии) – проявилась еще в экономике Древнего Египта. В частности, там уже знали паровую турбину, но она применялась очень ограниченно – для открывания тяжелых дверей гигантских храмов.

Таким образом, основной причиной возникновения азиатского способа производства в виде мегаиерархии в Древнем Египте было его географическое положение, а не развитие производительных сил. Данное обстоятельство не согласовывается с формационным подходом, поэтому, в историографии советского периода АСП не включался в официально признанные схемы развития общественно-экономических формаций, и, во-вторых, игнорировалась изоморфность производственных отношений данного типа, имевших место в разных странах и в разное время. С точки зрения системного подхода, возникновение АСП (как и общины) в Древнем Египте было обусловлено необходимостью решения общих крупномасштабных задач, что при данных обстоятельствах возможно только посредством образования мегаиерархии.

Наши рекомендации