Методические указания к выполнению курсовой работы 1 страница
ЭКОНОМИКА
Методические указания к изучению дисциплины
для студентов заочной формы обучения направлений – ИВТ, ПРО, СЦ, ИСТ
Брянск 2014
УДК 330.1; 330.8
Экономика: Методические указания к изучению дисциплины для студентов заочной формы обучения направлений – ИВТ, ПРО, СЦ, ИСТ – Брянск: БГТУ, 2014. – 60 с.
Разработала
В. В. Нагоркина, канд. техн. наук, доц.
Рекомендовано кафедрой "Экономика и менеджмент" БГТУ
(протокол № 5 от 18.01.14)
Предисловие
Курс "Экономика" является базовым для экономического образования, с него начинается обучение студентов всех экономических специальностей. В частности, экономическая теория анализирует хозяйственную жизнь на двух уровнях: микроэкономическом (рассматривается экономика конкретной фирмы, домохозяйства, отрасли) и макроэкономическом (рассматривается экономика в целом или составляющих ее основных подразделений).
Конечная цель курса – формирование у студентов теоретических экономических знаний, которые являются основой всех конкретных экономических дисциплин.
Главными задачами изучения курса являются:
· раскрыть сущность экономических процессов и явлений;
· показать закономерный характер развития экономических систем;
· заложить теоретическую основу для изучения специализированных экономических дисциплин и формирование современного экономического мышления.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
а) иметь представление:
– о факторах, влияющих на принятие отдельных экономических решений в различных условиях хозяйствования;
– особенностях функционирования фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции;
– роли государства в рыночной экономике, методах государственного регулирования экономики;
б) знать:
– сущность основных экономических процессов и явлений;
– основные тенденции развития экономики;
– экономические механизмы, определяющие поведение субъектов рыночного хозяйства;
в) уметь:
– разбираться в микро- и макроэкономических процессах и явлениях;
– анализировать эти процессы и явления и давать им оценку;
– проводить сравнительный анализ концепций представителей различных экономических школ.
Рабочая программа дисциплины
Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта, который включает рассмотрение следующих разделов.
Микроэкономика
Введение в курс экономической теории
1. Понятие и задачи экономической теории.
2. Методы экономического анализа. Краткосрочные и долгосрочные периоды в экономическом анализе.
Тема 1. Основы экономической теории. Общие понятия
1. Экономические потребности и блага, их классификация. Взаимодополняемость и взаимозамещение благ.
2. Ресурсы. Граница производственных возможностей. Проблема выбора оптимального решения. Альтернативные издержки.
3. Экономическая эффективность. Эффективность и равенство. Выбор между потреблением и досугом.
4. Экономические агенты. Экономические интересы и их согласование. Экономическая стратегия и экономическая политика.
5. Собственность и доходы. Фактор времени и дисконтирование. Номинальные и реальные величины.
6. Экономический кругооборот благ, доходов и ресурсов. Затраты и результаты: общие, предельные и средние величины.
Тема 2. Общая характеристика рыночной системы
хозяйствования
1. Сущность рынка, его признаки и условия возникновения.
2. Конкуренция и её виды.
3. Виды рынков и их структура.
4. Оценка рыночной системы хозяйствования.
Тема 3. Теории стоимости и денег
1. Теории стоимости: трудовая теория стоимости и теория предельной полезности.
2. Возникновение, сущность и функции денег. Теории денег.
Тема 4. Основы теории спроса и предложения
1. Спрос, предложение и цена.
2. Рыночное равновесие. Излишки потребителя и производителя.
3. Эластичность спроса и предложения.
Тема 5. Теория потребительского поведения
1. Анализ потребительских предпочтений. Кривые безразличия, норма замещения.
2. Бюджетные ограничения.
3. Оптимум потребителя.
Тема 6.Фирма как объект микроэкономического анализа
1. Предприятие. Фирма. Внешняя и внутренняя среда. Диверсификация, концентрация и централизация производства.
2. Предпринимательство и его формы.
2. Экономические риски и неопределенность. Санация и банкротство. Страхование.
Тема 7. Основы теории производства
1. Производство и его факторы. Затраты и результаты. Производственная функция. Изокванта.
2. Производительность факторов производства и отдача от масштабов производства.
3. Издержки и прибыль: экономическая и бухгалтерская. Приведенная (дисконтированная) стоимость. Классификация издержек: постоянные и переменные, общие, средние и предельные.
Тема 8. Фирма в условиях совершенной конкуренции
1. Условия максимизации прибыли в краткосрочном периоде.
2. Экономическое равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
Тема 9. Фирма в условиях несовершенной конкуренции
1. Несовершенная конкуренция и её типы: абсолютная монополия, олигополия и монополистическая конкуренция. Их черты. Ценовая дискриминация. Барьеры.
2. Определение объема и цены производства в условиях чистой монополии.
3. Модели олигополистического ценообразования.
4. Ценообразование в условиях монополистической конкуренции.
Тема 10. Ценообразование на рынке факторов производства
1. Рынок факторов производства и спрос на ресурсы.
2. Рынок труда. Заработная плата.
3. Рынок капитала. Капитал и процент.
4. Рынок природных ресурсов. Рента.
Тема 11. Роль государства в рыночной экономике
1. Общественное воспроизводство, резидентные и нерезидентные институциональные единицы.
2. Необходимость вмешательства государства в рыночную экономику.
3. Направления деятельности государства в рыночной экономике.
Макроэкономика
Тема 1. Система национальных счетов
и ее основные показатели
1. Система национальных счетов.
2. Основные показатели национальной экономики: валовой внутренний продукт, личный располагаемый доход, конечное потребление.
3. Валовой внутренний продукт и способы его измерения.
Тема 2. Концепции макроэкономического равновесия
1. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения. Модель АД-АS.
2. Концепции макроэкономического равновесия.
3. Потребление, сбережения, инвестиции. Мультипликатор автономных расходов. Адаптивные и рациональные ожидания.
4. Модель IS-LM.
Тема 3. Структурные сдвиги в экономике.
Экономическое развитие общества
1. Теории циклов. Стабилизационная политика.
2. Экономический рост: сущность, цели, типы.
3. Структурные изменения в экономике. Секторальная и отраслевая структура национальной экономики. Межотраслевой баланс. Теневая экономика.
Тема 4. Занятость и безработица
1. Занятость: сущность и формы.
2. Безработица: понятие, показатели, формы и последствия.
3. Государственная политика в области занятости.
Тема 5. Монополизм
1. Понятие и типы монополизма.
2. Последствия монополизма.
3. Антимонопольная политика.
Тема 6. Инфляция
1. Денежная масса и денежное обращение.
2. Понятие инфляции и ее измерение.
3. Механизм инфляции, ее виды и типы. Стагфляция.
4. Причины и последствия инфляции.
5. Антиинфляционная политика.
Тема 7. Современная кредитная система
1. Современная кредитная система и ее основные элементы: центральный банк и коммерческие банки. Характеристика их деятельности.
2. Денежно-кредитная политика: ее цели, инструменты и эффективность.
Тема 8. Финансовый рынок и механизм его функционирования
1. Характеристика финансового рынка.
2. Механизм функционирования денежного рынка. Валюта и курсы валюты: фиксированный и плавающий.
3. Фондовый рынок. Ценные бумаги и их классификация.
Тема 9. Государственные финансы
1. Финансы: сущность, функции и структура.
2. Государственный бюджет. Структура доходов и расходов.
Тема 10. Фискальная политика государства
1. Фискальная политика: ее цели, типы и эффективность.
2. Налоги. Виды налогов: прямые и косвенные. Способы и принципы налогообложения.
3. Дефицит госбюджета. Государственный долг и способы его погашения.
Список рекомендуемой литературы
а) Основная литература
1.Экономическая теория:учеб. для вузов/под ред. Е. Н. Лобачевой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт : Высш. образование,2010.-515 с.
2.Камаев, В.Д Экономическая теория: краткий курс: учеб. Для вузов /В.Д. Камаев, М.З. Ильчиков, Т.А. Борисовская. - 6-е изд. Стер. –М.: Кнорус, 2012 -382 с.
3. Микроэкономика: учеб. для бакалавров/ И.Э. Белоусова [ и др.]; под ред. Г.А. Родиной, С.В. Тарасовой. – М.: Юрайт, 2012. -262 с.
4. Микроэкономика: учеб. для бакалавров /А.В. Аносова[ и др.]; под ред С.Ф. Серегиной. –М.: Юрайт, 2012. -522 с.
5.Абрамов В.Л. Мировая экономика: учеб. пособие для вузов.-5-е изд., перераб.-М.:Дашков и ко, 2008 .- 309 С.
6. Микроэкономика. Теория и российская практика: учеб. для вузов / под ред. А. Г. Грязновой, А. Ю. Юданова.-изд. 7-е, стер.-М. :Кнорус, 2007.-619 с
б) Дополнительная литература
1. Гальперин, В.М. Макроэкономика: учебник: в 3т. Т.2 / В.М. Гальперин, С.М. Игнатьев, В.М. Моргунов; общ. Ред. В.М. Гальперина. СПб: Эконом. Шк.,2008. -512 с.
2. Гукасьян, Г.М. Экономическая теория: [учеб. пособие]/Г.М. Гукасьян. -2-е изд.-М.: Питер, 2—7. -476 с.
3. Борисов, Е.Ф. Экономическая теория: учебник / Е.Ф. Борисов. -2-е изд., перераб. и доп. –М.: Проспект, 2008. -535 с.
4.Борисов, Е.Ф. Экономика:учеб. и практикум для вузов / Е.Ф. Борисов. – М.: Юрайт, 2010. -595 с.
5. Бардовский,В.П. Экономика: учеб. для вузов /В.П. Бордовский, О.В. Рудакова, Е.М. Самородова. –М.: ФОРУМ-инфра-М, 2009. -671 с.
6. Вечканов, Г.С. Экономическая теория: учеб. для вузов / Г.С. Вечканов -2-е изд. – М.: Питер, 2009 -445 с.
7.Войтов. А.Г. Экономика: общ. Курс: учеб. фундам. теории экономики / А.Г. Войтов. – Изд.10-е, перераб. и доп.. –М.: Дашков и Ко, 2008..
8. Ерохин, Д.В. Экономика: практикум для технических специальностей. /Д.В. Ерохин, Н.О. Радькова. – Брянск: БГТУ, 2007. – 116 с.
9. Елисеев,А.С. Экономика: бизнес-курс МВА / А.С. Елисеев. –М.: Дашков и Ко, 2008. -497 с.
10. Ефимова, Е.Г. Экономическая теория: учеб. пособие /Е.Г. Ефимова. –М.: Изд-во МГИУ, 2007. -197 с.
11. Нагоркина В.В., Логвинов К.В. Экономическая теория: практикум: учебник. ч. 1/Брян. гос. техн. ун-т.-Брянск: изд-во БГТУ, 2009.153 с
12. Нагоркина В.В. и др. Экономическая теория: практикум:учеб. изд.[ч. 2] / Нагоркина В.В., Нифаева О.В., Логвинов К.В.; Брян. гос. техн. ун-т.- Брянск:изд-во БГТУ, 2010.-238 с.
13. Сборник задач по экономической теории. Микроэкономика и макроэкономика/Чепурин М.Н., Киселева Е.А., Ермилова С.В., Стрелец И.А.-изд. 5-е, доп. и перераб.- М.:Аса, 2011.-245 с.
14. Симкина Л.Г. Экономическая теория:учебник.-2-е изд.-М. [и др. ]:Питер, 2008.-381 с.
15. Таранов А.В. Основы экономической теории: учеб. пособие/Брян. гос. техн. ун-т.- Брянск:изд-во БГТУ, 2008.-103 с.
16. Экономическая теория:учеб. для вузов/под ред. Е. Н. Лобачевой.-2-е изд., перераб. и доп.-М.:Юрайт : Высш. образование,2010.-515 с.
в) Программное и коммуникационное обеспечение
При проведении практических занятий, а также в целях организации самостоятельной работы студентов рекомендуется использовать программные интернет-публикации ведущих российских маркетинговых изданий, органов государственной власти, профессиональных российских и международных торговых, рекламных и маркетинговых организаций:
1. Журнал «Справочник экономиста» http://www.profiz. ru
2. Журнал «Вопросы экономики» http:/www.m.vopreco. ru
3. Журнал «Проблемы современной экономика» http://www economy. ru
4. Федеральная служба государственной статистики http://www.gks.ru/
5. Официальный сайт Брянской обл. http://www.bryanskobl.ru/
Содержание И УКАЗАНИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ
КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1
"Микроэкономика"
Данная контрольная работа состоит из пяти заданий, одно из которых представляет расширенный письменный ответ на заданный вопрос, второе задание предполагает ответы на вопросы в тестовой форме, а три связаны с решением задач.
Задание 1
Ответить на поставленные вопросы в соответствии с вариантом.
1. Перед ответом на вопрос дать его точную формулировку с соответствующим номером согласно перечню вопросов к заданию 1.
2. В ответах на вопрос необходимо привести схемы, рисунки, таблицы и ссылки на источники.
3. Ответ излагается в объёме не менее 2-х страниц.
4. В конце ответов на вопросы дать перечень использованной литературы.
Номера вопросов выбираются в соответствии с порядковым номером по списку группы. Например, номер по списку группы – 17. В этом случае вопрос задания – № 17.
Вопросы к заданию 1
1. Этапы эволюции экономической науки.
2. Функции и методы экономической науки.
3. Потребности, блага и ресурсы: сущность, виды, взаимосвязь.
4. Сущность и виды экономических систем.
5. Экономический кругооборот.
6. Модель кривой производственных возможностей.
7. Вмененные издержки: экономический и бухгалтерский аспекты. Закон возрастания вмененных издержек.
8. Экономические отношения собственности и её основные формы.
9. Натуральное и товарное производство.
10. Товар, его свойства и стоимость.
11. Происхождение, эволюция и функции денег.
12. Рынок: условия возникновения, сущность, функции.
13. Основные элементы и типы рынков.
14. Спрос. Закон спроса. Кривая спроса.
15. Предложение. Закон предложения. Кривая предложения.
16. Рыночное равновесие спроса и предложения. Равновесная цена.
17. Эластичность спроса по цене и по доходу.
18. Эластичность предложения.
19. Принципы и цели государственного регулирования экономики.
20. Предельная полезность и закон убывающей полезности.
21. Фирма: понятие, природа возникновения, функции.
22. Виды издержек производства.
23. Равновесие фирмы в краткосрочном периоде. Равновесие фирмы в долгосрочном периоде.
24. Поведение фирмы на конкурентном рынке.
25. Монополия: сущность и виды.
26. Антимонопольное регулирование.
27. Олигополия: сущность, особенности поведения.
28. Предпринимательская деятельность: сущность, содержание, специфика.
29. Производство: понятие, прибыльность, производственная функция.
30. Ресурсы и факторы производства.
Задание 2
Выберите правильные ответы на предлагаемые в тесте вопросы.
Номер теста выбирается в соответствии с вариантом (последняя цифра шифра зачетной книжки).
Вариант 0
1. Экономические проблемы могут быть решены:
а) с помощью экономических моделей;
б) с учетом политических соображений;
в) с помощью экономических наук;
г) с учётом мнения и ценностных ориентаций каждого человека.
2. Что из перечисленного изучает микроэкономика?
а) производство в масштабе всей экономики;
б) общий уровень цен;
в) численность занятых в хозяйстве;
г) производство продукта и динамику его цены.
3. Какова экономическая цель, если общество стремится минимизировать издержки и максимизировать прибыль?
а) достижение полной занятости;
б) поддержание экономического роста;
в) экономическая безопасность;
г) экономическая эффективность.
4. Среди перечисленных ниже утверждений определите неверное (некорректное):
а) каждая точка на кривой производственных возможностей соответствует различным комбинациям максимально возможного выпуска товаров при условии полного использования ресурсов;
б) точки, расположенные правее (выше) границы производственных возможностей, недостижимы для моделируемой экономической системы при данном количестве ресурсов и данной технологии их использования;
в) нисходящий характер кривой производственных возможностей объясняется тем, что экономика функционирует в условиях ограниченности и полной занятости ресурсов;
г) выпуклость (от начала координат) кривой производственных возможностей объясняется действием закона возрастающих альтернативных издержек;
д) действие закона возрастающих альтернативных издержек обуславливается отсутствием абсолютной взаимозаменяемости экономических ресурсов при использовании их при изготовлении различных товаров (услуг);
е) все выше перечисленные утверждения верны.
5. Какая из школ экономической теории была исторически первой:
а) марксизм;
б) меркантилизм;
в) мелкобуржуазная политэкономия;
г) кейнсианство;
д) классическая политэкономия;
е) физиократы.
6. "Положительная наука, – писал Дж. М. Кейнс, – может быть определена как совокупность систематических знаний, относящихся …" (продолжите):
а) к тому, что есть;
б) к тому, что должно быть;
в) к положительным тенденциям в экономическом развитии;
г) к оценочным суждениям.
Вариант 1
1. Решение экономического субъекта оптимально, если:
а) предельные издержки больше предельной выгоды;
б) предельные издержки равны предельной выгоде;
в) предельные издержки меньше предельной выгоды;
г) издержки минимальны при максимальной выгоде.
2. Альтернативные издержки новой библиотеки – это:
а) оплата ее персонала;
б) цена строительства еще одной библиотеки в будущем;
в) повышение интеллектуального уровня жителей;
г) цена других благ, производство которых принесено в жертву строительства библиотеки.
3. Проблему редкости можно решить, если:
а) открыть новые, практически неисчерпаемые источники энергии;
б) люди сумеют отказаться от конкуренции в пользу сотрудничества;
в) все страны станут постиндустриальными обществами;
г) проблему решить нельзя.
4. Цена товара возросла на 10 %, а объем производства – на 5 %. Это означает, что предложение:
а) эластично;
б) неэластично;
в) с единичной эластичностью;
г) с бесконечной эластичностью.
5. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше 0, то товары являются:
а) субститутами;
б) комплиментами;
в) независимыми;
г) нормальными.
6. На какую категорию товара падает спрос при росте доходов населения?
а) товары первой необходимости;
б) предметы роскоши;
в) товары низшего качества;
г) товары с единичной эластичностью спроса.
Вариант 2
1. Кривая предложения фирмы сдвинулась таким образом, что предложение товара упало, а выручка фирмы увеличилась. Это возможно, если:
а) предложение неэластично по цене;
б) спрос неэластичен по цене;
в) предложение эластично по цене;
г) спрос эластичен по цене.
2. В каком случае нарушена аксиома транзитивности:
а) А > В > С; А > С;
б) А ~ В > С; А > С;
в) А > В ~ С; С > А;
г) А ~ В ~ С; С ~ А.
3. Предельная полезность – это:
а) максимальный уровень полезности, который хочет получить потребитель;
б) полезность, которую потребитель получает от потребления дополнительной единицы блага;
в) максимальная полезность, которую можно получить при потреблении данного количества блага;
г) максимальный уровень полезности, который можно достигнуть при расходовании данной суммы денег.
4. Изменение цены одного из товаров при прочих равных условиях:
а) вызовет параллельный сдвиг бюджетной линии;
б) вызовет изменение наклона бюджетной линии;
в) не изменит положения бюджетной линии;
г) приведет к угловому решению.
5. Эффектом замены называют:
а) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением реального дохода при неизменности относительных цен;
б) изменение объема спроса, вызванное изменениями реального дохода и относительных цен товаров при неизменности номинального дохода;
в) изменение объема спроса, вызванное исключительно изменением относительной цены товара при неизменном реальном доходе.
6. Если товары жёстко дополняют друг друга в удовлетворении некоторой потребности, то:
а) предельная норма замены убывает;
б) кривая безразличия имеет вид прямого угла;
в) кривая безразличия имеет вид прямой линии;
г) кривая безразличия имеет положительный наклон.
Вариант 3
1. Рыночный спрос на конкретное благо зависит от:
а) дохода потребителей;
б) предпочтений потребителей;
в) эластичности;
г) цен на взаимозаменяемые товары;
д) неверного ответа нет.
2. Может ли уменьшение цены блага приводить к уменьшению его потребления?
а) в виде исключения;
б) когда эффект дохода больше эффекта замены и оба разнонаправлены;
в) когда эффект замены больше эффекта дохода и оба одинаково направлены;
г) не может быть в указанных случаях.
3. Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории?
а) эффективное использование ресурсов;
б) неограниченные производственные ресурсы;
в) максимальное удовлетворение потребностей;
г) материальные и духовные потребности;
д) редкость блага.
4. Какая из перечисленных целей имеет точное количественное измерение?
а) экономическая гарантия;
б) полная занятость;
в) экономическая свобода;
г) справедливое распределение доходов.
5. Экономическая теория:
а) занимается исключительно прогностическими характеристиками развития экономических систем;
б) содержит положения, которые всегда принимаются всеми экономистами;
в) не является наукой;
г) не может предсказать будущего, но может объяснить последствия определенных явлений в развитии экономики.
6. Какая из школ экономической теории основывала свои идеи на эффективном использовании земли:
а) марксизм;
б) меркантилизм;
в) мелкобуржуазная политэкономия;
г) кейнсианство;
д) классическая политэкономия;
е) физиократы.
Вариант 4
1. Кто не является лауреатом Нобелевской премии по экономике?
а) Пол Самуэльсон;
б) Василий Леонтьев;
в) Джон Мейнард Кейнс.
2. Альтернативные издержки получения образования не включают в себя:
а) заработную плату, которую бы вы получали, если бы вам не надо было учиться в университете;
б) деньги на учебники;
в) деньги на еду;
г) плату за обучение.
3. Ценовая эластичность спроса на товар измеряется чувствительностью величины спроса к изменению:
а) цены товара;
б) дохода потребителей;
в) вкусов и предпочтений;
г) цен на другие товары.
4. Что произойдет с кривой спроса на соковыжималки, если вырастет цена фруктов?
а) ничего;
б) сдвинется вправо;
в) сдвинется влево;
г) изменит наклон.
5. Гипотеза о рациональном поведении потребителя заключается в том, что:
а) потребитель делает только то, за что ему платят;
б) потребитель заботится не только о себе, но и об обществе;
в) потребитель стремится к максимуму полезности при ограниченном доходе;
г) потребитель сравнивает все варианты выбора и останавливается на лучшем.
6. Изменение спроса и изменение объема спроса различаются тем, что:
а) изменение спроса состоит из суммы изменений объемов спроса;
б) изменение спроса происходит при изменении факторов, его определяющих, кроме цены данного товара;
в) изменение объема спроса происходит в результате изменения неценовых факторов;
г) изменение объема спроса – это сдвиг кривой спроса.
Вариант 5
1. Предположение о транзитивности заключается в том, что потребитель, предпочитающий набор А набору В, а набор В – набору С:
а) предпочтет набор А набору С;
б) предпочтет набор С набору А
в) будет безразличен в выборе между наборами А и С.
2. Если коэффициент перекрестной эластичности спроса по цене больше нуля, то товары являются:
а) взаимозаменяемыми;
б) взаимодополняющими;
в) независимыми;
г) нормальными.
3. Кардиналистский подход к понятию полезности в отличие от ординалистского подхода:
а) не требует сравнимости полезностей различных благ;
б) не требует измерения величины полезности;
в) не требует независимости полезностей друг от друга;
г) предполагает возможность определения количественной величины полезности.
4. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на первый вызовет:
а) падение спроса на второй товар;
б) рост спроса на второй товар;
в) увеличение объема спроса на второй товар;
г) падение объема спроса на второй товар.
5. Закон спроса предполагает, что:
а) превышение предложения над спросом вызовет снижение цен;
б) если доходы у потребителей растут, они обычно покупают больше товаров;
в) кривая спроса обычно имеет положительный наклон;
г) когда цена товара падает, объем планируемых покупок растет.
6) Какой термин отражает способность и желание людей платить за что-либо:
а) потребность;
б) спрос;
в) необходимость;
г) желание?
Вариант 6
1. Рыночный спрос не испытывает влияния:
а) доходов потребителей;
б) цен на взаимосвязанные товары;
в) цен на ресурсы;
г) численности покупателей.
2. Ценовая эластичность спроса будет выше:
а) на товары первой необходимости, чем на предметы роскоши;
б) в тех случаях, когда потребители используют данный товар с наибольшей пользой для себя;
в) чем больше альтернативные издержки производства товаров;
г) чем менее необходим товар потребителю;
д) ни в одном из перечисленных случаев ценовая эластичность не будет выше.
3. Сокращение предложения товара ведет к увеличению:
а) спроса на взаимодополняемые товары;
б) общей выручки продавца, если спрос на товар является эластичным по цене;
в) общей выручки продавца, если спрос на товар является неэластичным по доходу;
г) спроса на этот товар;
д) спроса на взаимозаменяемые товары.
4. Какое из следующих утверждений не относится к характеристике эластичного спроса на товар:
а) коэффициент ценовой эластичности меньше 1;
б) общая выручка продавца сокращается, если цена растет;
в) покупатели относительно чутко реагируют на изменения цены;
г) относительное изменение объема спроса больше, чем относительное изменение цены;
д) общая выручка продавца растет, если цена уменьшается?
5. Среди перечисленных ниже утверждений определите правильное (корректное):
а) вопросы "что, как, и для кого производить" должны решаться только в условиях рыночной экономики;
б) если экономика эффективна, то в ней не действует закон убывающей производительности факторов производства;
в) дефицитность (редкость) ресурсов обуславливается безграничностью материальных потребностей населения;
г) при увеличении объемов выпуска какой-либо продукции альтернативные издержки ее производства снижаются;
д) все вышеперечисленные утверждения неверны.
6. Альтернативные издержки – это: