Стратегические альянсы в глобальной экономике
Стратегические альянсы позволяют крупным и средним фирмам, быстро приспосабливаться к переменам, в частности к технологии, осуществлять инновационные прорывы на стыке отраслей, преодолевать границы стран экономических союзов, осваивать зарубежные рынки, разделяя с партнерами выгоды и риски, и обходить ограничения накладываемые законодательством, в частности области поглощения и слияния.
Конкуренция в одних сферах не исключает кооперации в других.
Современные стратегические альянсы, отличаются рядом особенностей:
1.в рамках стратегического альянса, компания развивает усилия, сохраняя при этом юридическую, хозяйственную самостоятельность;
2.альянсы позволяют участникам, решать стратегические задачи, укреплять свои конкурентные преимущества;
3.предпологают развитую систему управления, совместными ресурсами и межфирменными связями;
Участники получают более полную информацию друг о друге, о выполнении контрактов.
Стратегический альянс - это доверительные , долгосрочные, взаимовыгодные отношения между фирмами, позволяющие каждой из них, достигать долговременных целей, координировать и оптимизировать использование совместных ресурсов и минимизировать транзакционные издержки.
Важной особенностью современного международного бизнеса, является рост числа трансграничных, межфирменных союзов, межотраслевого характера.
Виды стратегических альянсов:
1.международный стратегический альянс горизонтального типа - он создается с организациями, ведущими производственную деятельность, на одной и той же стадии технологического процесса или производящие однородные товары и услуги.
2.международный стратегический альянс вертикального типа - он заключается с поставщиками, комплектующих изделий или услуг для фирмы.
3.международный альянс с дестрибьютарами или заказчиками (долговременное сотрудничество).
4.родственные диверсифицированные международные стратегические альянсы – они создаются с организациями производящими, как взаимозаполняемые товары и услуги, так и товары заменители.
5.перспективные диверсифицированные международные стратегические альянсы – создаются с организациями, первоначально не связанных между собой отраслями, между которыми потенциально возможно размывание границ, как правило, вследствие инновации.
В основе создания альянса лежит механизм доверия. Доверие между партнерами это одна из черт альянсов. Участники альянсов не предпринимают друг против друга, ни каких действий. На начальном этапе взаимоотношений между партнерами, как правило, оформляется рамочным соглашением. В дальнейшем по мере укрепления доверия, компании обмениваются, как правило, 20% пакетами акций. Альянсы носят долговременный характер. Механизм доверия предполагает выработку разрешения споров и конфликтов.
Стратегический альянс не панацея, а лишь один из инструментов стратегического развития компании. Их эффективность зависит от отраслевых условий, от конкурентного потенциала фирмы, и от способности устраивать доверительные взаимовыгодные отношения.
Т. о. альянс – это есть успешный международный альянс; неуспешный международный стратегический альянс, эффективность которых зависит от профессионализма в создании и управлении этой формы бизнеса.
«Промежуточные» формы международного бизнеса.
1.картель – объединение сохраняющих свою самостоятельность организации (как правило, одной отрасли), заключающих соглашение о ценах, объемах производства и рынках сбыта.
2.синдикат – это форма картеля, в рамках которого осуществляется, сбыт продукции. Обычно образуется в отраслях с однородной массовой продукцией. Выигрыш от вступления в синдикат достигается за счет централизации сбыта.
3.пул – это временное объединение разных организаций, при котором прибыль поступает в общий фонд и распределяется согласно квотам установленными участниками пула заранее.
4.трест – это объединение, при котором все стороны деятельности, входящих в него организаций объединяются, а участники теряют свою самостоятельность. Реальная власть при этом закрепляется за головной организацией.
5.концерн – это объединение компаний одной и нескольких отраслей промышленности или торговли, страховых компаний, транспорта, связи и банков. Участники концерна передают концерну выполнение части своих функций, тех функций, которые они не могут выполнить самостоятельно, и тех, централизация которых приводит к дополнительному эффекту масштаба.
Самым эффективным партнерством является финансово-промышленаягруппа (ФПГ) – это объединение нескольких юридических лиц, функционирующих, как основное и дочернее общество, либо полностью, либо частично объединившие свои ресурсы, на основе договора о создании ФПГ.
Договором определяется центральная компания. Участники ФПГ – это коммерческие и другие организации, в т. ч. иностранные. Процесс создания конкуренции финансово-ромышленных объединений, он объективен, но специфичен в разных странах.
На начальном этапе, как правило, развивается горизонтальное объединение. Как только не большая или средняя фирма добивается успеха, она старается диверсифицировать свое производство. В результате из отраслевых объединений, появляются многоотраслевые объединения, темпы роста, которых ускоряются. Стремясь увеличить оборот своего капитала, компании уже не ограничиваются одним производством, не берутся за сбыт и транспортировку.
Главной причиной, по которой фирмы теряют свою независимость – это нехватка капитала и необходимость объединений, усилий при разработке новой техники, технологии и т. д.
Образование ФПГ происходило многообразно, в 3 этапа:
1.после первой мировой войны;
2.после второй мировой войны;
3.80, 90-е годы ХХвека;
Стремясь к поглощению конкурентов, ФПГ приобретали готовые мощности в месте с обученным персоналом. В результате они приобретали не только компании с мощным ресурсным капиталом, аппаратом сбыта и дополнительным капиталом. В состав ФПГ включались и заведомо-убыточные фирмы, ради получения налоговых льгот.
Однако законодательством ряда стран, запрещалось банкам скупать промышленные фирмы и их акции. Это разрешалось только холдингам, контролирующим 1 банк. Банки фиксировались в качестве филиала и развивали свою деятельность.
Холдинговые компании – это акционерные компании, которые используют свой капитал для приобретения контрольного пакета акций другой компании, с целью установления контроля и господства над ней.
Существует 2 вида холдинга:
1.чистый (финансовый) холдинг;
2.смешанный холдинг;
Чистый холдинг – он создается с целью реализации функций финансового контроля и управления.
Смешанный холдинг – он создается с целью реализации функций финансового контроля и управления, и занимается различной предпринимательской деятельностью.
В отличие от банков, холдинг не ограничен диверсифицированными вложениями в акции разных стран.