Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Тема 1. Народы и древнейшие государства на территории России

Восточнославянские племена и их соседи

Занятия, общественный строй, верования восточных славян

Даты:

VII - VIII вв. н.э. – появление славян на Днепре;

Термины и понятия:

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ - одна из трех (наряду с западными и южными) основных групп древних славян, образовавшаяся после распада их этнической и языковой общности. Сложилась в 6-9 вв. на территории Вост. Европы. В 1-й пол. 9 в. основатели раннегосударственные объединения в Ср. Поднепровье и Приильменье, ставшие основой Киевской Руси, в которой сформировалась древнерусская народность.

БОРТНИЧЕСТВО – (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев.

ВЕЧЕ – народное собрание городской, родоплеменной и/или союзнической общины в древней и средневековой Руси. Форма народовластия и самоуправления во всех народах славянского происхождения.

ЯЗЫЧЕСТВО – (от слав. «языцы» – народы) – 1. некорректный термин, обычно используемый представителями авраамических религий по отношению религиям «народов, забывших Бога» и поклоняющихся «твари, а не Творцу» чаще всего обозначает политеизм; 2. название дохристианских религиозных традиций у народов, принявших христианство.

ДРУЖИНА – 1) Вооруженный отряд при князе, составлявший ядро его войска и помогавший ему в управлении княжеством (на Руси IX-XIII вв.). 2) устар. Войско, рать. 3) Воинское подразделение в нерегулярных ополченских войсках (в Российском государстве до 1917 г.). 4) Группа, отряд, созданные на добровольной основе с какой-л. целью.

РОДОВАЯ И СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА – в родовой общине все члены родственники – члены одного рода. Они совместно ведут хозяйство и владеют имуществом. В соседской общине основой становится не кровное родство, а близость проживания. Соседи ведут хозяйство индивидуально, имеют частную собственность.

Материал к прочтению:

Многие ученые полагают, что на большей части территории Восточной Европы славяне появились в VII - VIII вв. н.э.

Археолог И.И. Ляпушкин высказал предположение, что продвигались они двумя путями:

1) Приднепровье заселялось выходцами с Карпат,

2) Север - с побережья Балтийского моря.

Вне зависимости от того, являются ли восточные славяне автохтонами (то есть исконным населением) Восточной Европы или пришельцами, в VII - VIII вв. они уже составляют значительную часть населения этой территории. Проникновение славянских племен на эту территорию не было завоеванием. Плотность населения здесь была очень низкой, и славянам не приходилось вступать в конфликты с местными жителями - угро-финнами и балтами.

Отношения славян с другими соседями были более сложными. В IV - VII вв. из степей Центральной Азии в Европу вторгаются орды кочевников. Вслед за гуннами(IV - V вв.) пришли авары и в середине VI в. возник Аварский союз кочевых племен. Сами авары были тюрками, но в их состав входили также монгольские и угро-финские племена. Образовав свою державу - каганат, авары вступили в борьбу с Византией, однако в 626 г. потерпели сокрушительное поражение. Аварский каганат распался.

Аварский каганат подчинил себе и славянский племенной союз дулебов, живших в Прикарпатье. Древнейшая русская летопись «Повесть временных лет» сохранила предание о насилии аваров над дулебами во времена «Ираклия царя» (византийского императора, царствовавшего в 610 - 641 гг.).

В середине VII в. в южных степях складывается Болгарское государство - объединение разных племен, где основным источником богатства знати была военная добыча. Внутренние усобицы быстро привели к распаду государства. Часть болгар во главе с ханом Аспарухом откочевала на Дунай, где заняла Добруджу, подчинив себе местные славянские племена. Другая часть болгар во главе с ханом Батбаем двинулась на северо-восток и осела в среднем течении Волги и на нижней Каме, создав крупное государство - Волжско-Камскую Болгарию (или Булгарию).

В VII в. на юге появился другой тюркский народ - хазары. Они создали свой каганат, расположенный на Северном Кавказе, в Нижнем Поволжье, Северном Причерноморье и частично в Крыму. Хазарам удалось установить свое господство и над восточнославянскими племенами. Многие из них платили им дань вплоть до конца IХ в.

В VII - IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах - полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Из древнейшей летописи «Повести временных лет» мы знаем о крупных восточнославянских племенных группах: полянах, живших в среднем Поднепровье (среди полей), их соседях древлянах, находившихся южнее Припяти (среди лесов), волынянах (или бужанах) - до Западного Буга, хорватах - в верховьях Днестра, тиверцах - ниже по Днестру, уличах, живших в южном Поднепровье, северянах - северных соседях полян, радимичах, живших в бассейне р. Сож, дреговичах, селившихся между Припятью и Двиной (от «дрягва» - болото), кривичах, главным городом которых был Смоленск, словенах, живших у озера Ильмень, и других.

Основу экономики восточных славян составляло земледелие. Носило оно первоначально экстенсивный характер. В лесостепях господствовала переложная система земледелия, при которой траву выжигали, золой удобряли землю, потом использовали ее до истощения и переходили («перекладывались») на новые участки. В лесах же применялась подсечно-огневая система: в первый год деревья подрубали, они сохли на корню, а во второй год - выкорчевывали и сжигали вместе с выкорчеванными пнями, полученный участок также использовали до истощения. Пахоты не велось, землю лишь рыхлили. С VIII в. в лесостепи и степи появляется пашенное земледелие. Основными сельскохозяйственными культурами были пшеница, ячмень, просо. Было распространено и скотоводство. Славяне разводили коров, свиней, в качестве тяглового скота на юге использовались волы, на севере - лошади.

У славян были распространены также лесные и речные промыслы. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Добывание меда диких пчел из естественных дупел называлось бортничеством(борть - дупло дерева). Из ремесел наиболее распространенными были кузнечное, гончарное, ювелирное. О развитии торговли говорит упоминание в «Повести временных лет» торгового пути, которым пользовались еще древние греки - пути «из варяг в греки». Торговали славяне преимущественно мехами, медом, покупали у иноземных купцов ткани, ювелирные изделия, вино, пряности.

Большую роль в экономике восточных славян играла военная добыча: вожди славянских племен совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Постепенно вокруг князей складывается дружина - группа постоянных боевых соратников, друзей (слово «дружина» происходит от слова «друг») князя, своего рода профессиональных воинов и советников князя. Выделение дружины было важным этапом формирования у славян государственности. Однако в VI - VIII вв. важнейшими элементами политической организации славянских племен оставались совет старейшин и вече- общее собрание свободного мужского населения племени. Основной общественной организацией славян была вначале родовая, а затем соседская община, называвшаяся мир или вервь (от слова «веревка», которой измеряли землю).

Селились славяне преимущественно по берегам рек. В небольших поселках жило от нескольких до нескольких десятков семей. Поселки объединялись в «гнезда» из 3 - 4 поселков. Жилище славян представляло собой полуземлянку, площадью 10 - 20 м . Пол в таком жилище был на 1 - 1,5 м ниже уровня земли, стены были деревянными, крыша обмазана глиной. Внутри дома находилась глинобитная или каменная печь, которая топилась по-черному.

Славяне были язычниками. В их верованиях различают два направления: поклонение явлениям природы и культ предков. Языческая мифология славян является предметом научных дискуссий. Славяне не имели храмов, только языческие святилища, где стояли изображения наиболее почитаемых богов. Не было и особого сословия жрецов, хотя волхвы и кудесники, по-видимому, выполняли определенные функции служителей этих богов и толкователей их воли. Наиболее почитаемыми богами славянского пантеона были: Даждьбог - Бог Солнца, Перун - Бог грома и молний, Стрибог - Бог ветра, Волос(Велес) - покровитель скотоводства. Культ предков выражался в поклонении различным духам. Ими выступали умершие предки, которые в представлении славян покровительствовали роду и впоследствии отдельным семьям.

Наши рекомендации