Основные категории товарного хоз-ва: благо и товар
Основные черты товарного хозяйства:
- Продукция производится с целью продажи отдельными, обособленными производителями, каждый из которых специализируется на выработке одного продукта
- Общественное разделение труда
- Для удовлетворения общ. потребностей необходима купля-продажа на рынке, их товарно – денежн. обмен
Условия и причины возникновения:
пройдя через естествен. разделение труда по полу и возрасту, об-во в результате длит. эволюции пришло к обществен. разделению труда:
-скотоводство отделилось от земледелия (выделение пастушеских племен);
-появление ремесленников как сословия, способствующих переработке продуктов труда, как скотоводов, так и земледельцев;
-появление класса купцов (посредники при обмене).
Обществен. разделение труда предполагает, что отд. производители специализируются на выработке одного продукта. Для удовлетворения своих потребностей необходимо вступать в эк. отношения с др. Так возникает товарн. обмен и продукты принимают форму товара. Продукт труда обменивают на др. продукт, но для регулярн. обмена недостаточно лишь ОРТ, необходимо обособление товарн. производителей, т.е. появление частн. собственности на ср-ва произ-ва.
2 вида товарн. произ-ва:
-простое (основано на личн. труде)
- капиталистическ. (основано на наемн. труде)
Базой для них явл-ся частн. собственность, разделение и кооперация.
Основн. категория рыночного хоз-ва – товар, которому исторически предшествовала категория «благо».
Благо – все, что способно удовлетворять повседневные жизненные потребности людей, приносить людям пользу, доставлять удовольствие.
Товар – это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена.
Изначально под рынком подразумевалось место торговли, торговая площадь. Такое понимание рынка сохранилось и до наших времен как одно из значений слова.
Рынок – это совокупность экономических отношений между покупателями и продавцами, связанных с продажей товаров и услуг.
В более широком смысле, рынок – система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: производство, распределение, обмен и потребление.
Эволюция взглядов на понятие «рынок»
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. И объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становился более или менее регулярным и приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля расширяется, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади. Такое понимание рынка сохранилось и до наших дней как одно из его значений.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства это понятие приобретает все более сложное толкование, которое находит отражение и в современной экономической литературе.
С дальнейшим развитием товарного обмена возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения), которое получило наибольшее распространение в советской экономической литературе. Здесь очень важно подчеркнуть, что рынок - это не сфера товарного обмена, а сфера обращения. С появлением товара "рабочая сила" рынок приобретает всеобщий характер, он проникает во все большей степени в само производство - покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится условием производства и определяет форму соединения его факторов в условиях высокоразвитого товарного производства и рынка.
Рынок сегодня рассматривают как тип хозяйственных связей между субъектами хозяйствования
Рыночная экономика – организация экономики, при которой координация действий осуществляется на основе взаимодействия на рынках свободных частных производителей и свободных потребителей.
Основные черты: господство частной собственности; свободное предпринимательство; многообразие форм собственности на средства производства; рыночное ценообразование договорные отношения между субъектами экономики; упор на личные интересы (главный мотив эконом деятельности); вмешательство гос-ва в экономику ограничено.
3. Сущность рынка: функции и роль в экономической системе. Типология рынка. Специфика вхождения России в рыночную экономику.
Рынок,во-первых, универсальным средством перемещения жизненных благ между людьми, территориями, государствами. Товарно-денежные отношения существенно ускоряют процесс движения товаров от производителей к потребителям. Во-вторых, уникальным регулятором экономики, прежде всего предложения и спроса.
Рынок стимулирует производство товаров и услуг, обеспечивает равновесие спроса и предложения без принуждения и приказов, а с помощью « невидимой руки» (А. Смит).
В третьих, независимым распределителем жизненных благ между потребителями на эквивалентной и возмездной остове: каждый дает, только беря, и берет, только давая.
В четвертых, объективным оценивателем способностей каждого человека в роли потребителя, предпринимателя, производителя и, выявляя «пользу для общества», объективно вознаграждает человека.
В пятых, всеобщим средством общения людей. Достаточно нескольких жестов, чтобы продавцам и покупателям понять друг друга на общедоступном языке – товарном. Мгновенно отзываясь на все рыночные стимулы, он материалистичен и бесстрастен.
Рынок выполняет определенные функции:
1)Информационная (Р. рассматривается как откр. сист. ведения хоз-ва, где производители и потребители, продавцы и покупатели выступают на свой страх и риск, их деятельность происх. в рамках информ. поля о ценах на этом рынке. Уровень цен либо побуждает к действ, либо наоборот).
2) Регулирующая (логич. продолжение первой, т.к. на Р. происходит распределение ресурсов: природ, капит, финанс (факторов произ-ва:труд,земля, капитал) – в соответствии с платежеспособн. спросом, а спрос обусловлен ценами на товары и усл, а также соответствием м/у предложением и спросом.
3) Стимулирующая (те субъекты рыночн. отношен, котор. сумели эффективно организовать произ-во, вознаграждаются прибылью)
4) Интегрирующая (на Р. происходит как интегрирование рыночн. субъектов, так и отбор наиболее успешных, оптимальных).
5)Дифференцирующая – способствует разделению производителей, обогащению одних и разорению других.
6)Ценообразующая – связана с образованием цен в зависимости от спроса и предложения.
7)Распределительная – обеспечивает пропорциональное развитие между производством и обменом, обменом и потреблением, между регионами/, сферами и отраслями.
8)Санирующая – означает возможность и способность рынка самостоятельно восстанавливаться.
Типология рынка
-Неразвитый рынок (первобыт и общ строй произв-ва)
-Свободный( классич.)
- Регулируемый
- Информационный
Свободный рынок характеризуется следующими чертами:
- неограниченным числом участников рыночных отношений и свободной конкуренцией между ними;
- свободным доступом к любым видам хозяйственной деятельности всех членов общества;
- неограниченной свободой продвижения капитала и рабочей силы;
- наличием у каждого участника полной информации о рынке;
- стихийным установлением цен в ходе свободной конкуренции;
- на свободном рынке ни один участник не в состоянии изменить рыночную ситуацию по своему усмотрению.
Формы рынков:
· Личный контакт (цены устанавливаются заранее, до процесса купли-продажи)
· Безличный контакт (цены складываются непосредственно в процессе купли-продажи)
Специфика вхождения России в рыночную экономику:низкий уровень развития производственных сил по сравнению с развитыми странами; ослабленность мирохозяйстенных связей; сохраняющееся засилье элементов административно-командной системы хозяйствования; высокий уровень концентрации производства при малой концентрации малого и среднего бизнеса; монополизированная структура экономики и основных рынков; несбалансированность экономики; необходимость сочетания общефедеральных и региональных интересов. Так же очень сильны противоречия во взглядах на рынок: кто то считает что это тупиковый путь развития, другие именно в рынке видят путь выхода из кризиса.
4. Многокритериальный характер системы и структуры рынка. Сущность, происхождение и основные элементы инфраструктуры рынка.
Рынок как развитая система отношений товарного обмена представляет собой систему отдельных взаимосвязанных рынков, а значит, имеет собственную структуру и инфраструктуру.
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем объеме рынка.
Классификация структуры рынка
· по экономическому назначению объектов рыночных отношений - рынок товаров и услуг; рынок средств производства; рынок труда; рынок инвестиций; финансовый рынок.
· по географическому положению - местный рынок; региональный рынок; национальный рынок; мировой рынок.
· по степени ограничения конкуренции - монополистический рынок; олигополистический рынок; рынок монополистической конкуренции; рынок совершенной конкуренции.
· по отраслям - автомобильный рынок; компьютерный рынок; текстильный рынок; рынок сельхозпродукции и т.д.
· по характеру продаж -оптовый рынок; розничный рынок.
Инфраструктура рыночной экономики - это совокупность связанных между собой специализированных институтов, действующих в пределах особых рынков и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима их функционирования. Под институтами инфраструктуры рынка понимается совокупность предприятий, обеспечивающих функционирование рыночных отношений, успешную деятельность всех видов рынка. При этом инфраструктурная деятельность включает:
деятельность по сбору, обобщению и распространению экономической информации;
деятельность по специальному изучению рынка с целью увеличения продаж; деятельность по публичному представлению информации о хозяйствующих субъектах, товарах и услугах;
деятельность по оценке отдельных хозяйствующих субъектов и инструментов их деятельности.
Основные элементы:
- биржа (товарные, сырьевые, фондовые, валютные, биржи труда) – место, где встречаются биржевые маклеры для заключения сделок с ценными бумагами или товарами
- аукционы, ярмарки (регулярный рынок широкого значения, который организуется в определенном месте)
- кредитная система
- система регулирования занятости населения
- консалтинговые компании
- рекламные агентства
- аудиторские компании
- налоговая система и налоговая инспекция
- система страхования и страховые компании
- информационные центры, агентства СМИ
- торговые палаты, другие общественные, добровольные и государственные ассоциации деловых кругов
- таможенная система
5. Биржи и их роль в рыночной экономике.
В России первую биржу учредил Петр1 в Санкт-Петербурге в 1703г.
Биржа – организационная форма оптовой торговли массовыми стандартными товарами систематических операций по купле-продаже валюты, раб. силы и ценных бумаг.
Функции биржи: 1. Предоставление места для торговли 2. Организация биржевого торга 3. Установление правил торговли и в том числе стандартов на продукцию, реализуемую через биржу. 4. Разработка пакетов типовых контрактов по сделкам купли-продажи. 5. Котирование цен (публичное предложение цен покупателем и продавцом на бирже с их последующей регистрацией.) 6. Урегулирование и арбитраж споров. 7. Информационная деятельность 8. Предоставление определенных гарантий при сделках с ценными бумагами или товарами, получение за это определенных комиссионных.
Сделка –соглашение о взаимной передаче прав и обязанностей в отношении биржевого товара, сопровождаемого переходом финансового инструмента от одного лица другому.
Сделки на бирже бывают: 1. Сделки с реальным товаром 2. Фьючерсные сделки (например, сделки на урожай будущего года) то есть товара еще нет в наличии 3. Сделки с премией (плательщик может выполнить обязательство или отказаться от него в рамках срока, установленного в договоре) 4. Подстраховочные операции или хеджирование (это инструмент защиты доходов от риска при колебании цен) 5. Сделки с последующей фиксацией цен (одна сторона предоставляет другой право устанавливать цену в любой момент между подписанием контракта и поставкой товара).
Биржи бывают:
- товарная биржа (предмет сделок – товар)
- фондовая биржа (купля-продажа ценных бумаг)
- биржа труда (урегулирование спроса и предложения раб силы)
- фьючерсные биржи
6. Виды и формы собственности в современной экономике. Разгосударствление и приватизация. Опыт зарубежных стран и России.
На протяжении истории существовало множество форм собственности. Существует классификация по признаку субъектов собственности, когда собственниками являются отдельные граждане, коллективы, семьи, государство и т. д. В соответствии с этим признаком можно говорить о партийной, профсоюзной, банковской собственности, собственности общественных организаций и т. д.По форме присвоения выделяют индивидуальную, коллективную и государственную собственность.По составу субъектов или по степени социализации собственности можно выделить индивидуальную, групповую и общественную.
Отношения частной собственности предполагают обособление собственника, который независимо от других людей осуществляет свои права. Отличительной чертойиндивидуальной собственности (частно-трудовой собственности) является то, что собственник самостоятельно реализует права владения, распоряжения, пользования и присвоения.В случае капиталистической частной собственности, основные права по-прежнему реализуются собственником, но некоторые правомочия могут сосредотачиваться в руках других людей.Коллективная собственность основана на объединении индивидуальных собственников. В России коллективная собственность представлена различными видами кооперативной собственности (собственность потребительской кооперации, колхозов и др.), а также акционерной и партнерской собственностью. Кооперативная собственность — коллективный вид собственности, сохранившей черты индивидуальной. Разновидность коллективной формы собственности —акционерная собственность, Акционерная собственность — собственность многих юридических и физических лиц, предполагающая добровольное объединение их денежных средств. Партнерская собственность возникает в результате объединения капиталов двух и более лиц. Пайщики предприятия — совладельцы созданного за счет паевых взносов имущества, получающие долю прибыли, соответствующую размерам их собственности.
Государственная собственностьсосредотачивает права собственности у государственного института власти. Верховный распорядитель собственности — государство, а управляют ею назначенные руководители. Собственность общественных организаций предполагает, что ею распоряжаются и ее присваивают члены этих объединений на равных для всех основаниях.
Широкое распространение получили смешанные формы собственности, когда внутри отдельных форм сочетаются черты разных форм собственности.
Разгосударствление-это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Оно означает снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, передачу полномочий на уровень предприятий, замену вертикальных хозяйственных связей горизонтальными. Оно не предполагает полного ухода государства из экономической сферы. Разгос.направлено на преодоление монополизма,развитие конкуренции и предприн-ва.
Разгосударствление осуществляется по направлениям:
-разгосуд. процессов присвоения, демонополизация;
-создание многообразных форм хозяйствования, признание всем формам предприятий равных прав на свободу хоз. деятельности в рамках закона;
-возникновение новых организац. структур (ассоциации,концерны),между которыми ведущ.роль играют горизонт-е .связи.
Приватизация-одно из направлений разгосуд-ия собств-ти,заключающ.в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц. Приватизация госуд.и муниципальных предпр-ий в России означает приобретение гражданами,акционер.обществами у государства местных органов власти в собственность:
-предприятий и их подразделений;
-материальн.и нематериальн-х активов предприятий;
-долей госуд. и мест. органов власти в капитале акцион.обществ.;
Различие между приватизацией и разгосуд-ем в том,что первая отражает процесс коренной трансформации отношений собств-ти, а вторая является понятием, охватывающим весь комплекс преобразований существ. Хозяйс.системы.,направленных на разрушение в ней госуд.диктата.
7. Домохозяйство и семья как субъекты рыночной экономики. Семейный бюджет.
Домашнее хозяйство – это экономическая единица в составе одного или нескольких человек. Она обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала. Термин “домохозяйство” тесно пересекается с термином “семья”.. “домохозяйство” – это хозяйственная единица, а “семья” – социальная единица.
Семья, или более обобщенно домашнее хозяйство, в рыночной экономике представляет собой экономическую единицу в составе одного или нескольких лиц, которая самостоятельно принимает решения, стремится максимальному удовлетворению своих потребностей, отдавая им определенные предпочтения, является собственником какого-либо фактора производства (чаще всего рабочей силы), обеспечивает производство воспроизводство «человеческого капитала».
В любом известном обществе семья всегда оставалась главной силой в производстве и распределении товаров и услуг.
Семья испытывает на себе влияние экономических, правовых, идеологических, нравственных отношений. Традиционно семья начинается с брака. Браки, можно сказать, совершаются на «рынке», который «предназначает» мужчин и женщин друг другу или оставляет их одинокими до появления лучших возможностей. /13, с.99/
Семейный бюджет делится на 2 части: доходы,
расходы. Доходы включают: зарплату, предприним.доход, доход от собств-ти(рента,дивиденты,процент),госуд.трансфертные платежи(пенсии, стипендии и т.д), доходы от прочих источников( наследство). Расходы состоят из: соцстрахование, питание, налоги, квартплата, транспорт, промтовары и т.д и т.п.
Среди доходов населения наибольший удельный вес в большинстве семей составляет зарплата и предпринимательский доход.