Состояние развития социально-экономической системы регионов Приволжского федерального округа.
Анализ статистических данных по регионам ПФО показал, что 14 регионов ПФО разделились на три явно выраженные группы, в том числе (см. табл.5.15):
– регионы с высоким уровнем обрабатывающих отраслей и добывающих производств (Самарская, Нижегородская области, Пермский край, республики Башкортостан, Татарстан);
– регионы с высоким уровнем добывающих производств (республика Удмуртия, Оренбургская и Саратовская области);
– регионы с высоким уровнем сельскохозяйственного производства – остальные 6 регионов (республики Мари Эл, Мордовия, Чувашия, Кировская, Пензенская, Ульяновская области).
Таблица 5.15.Основные показатели функционирования социально-эконо-мических систем регионов Приволжского федерального округа за 2007 год [82]
Основные показатели | Средн. показат. по ПФО | Средние показатели по группам регионов, в их числе: | ||
регионы с высокой долей обра-батывающ. отраслей | регионы с высокой долей добывающ. производств | регионы с высокой долей с/х производ- ства | ||
1. Доля обрабатывающих производств в структуре ВРП (%), в том числе: | 24,3 | 27,5 | 17,1 | 21,8 |
2. Доля сельскохозяйств. производства | 8,3 | 6,3 | 10,2 | 15,6 |
3. Доля услуг в структуре ВРП | 43,1 | 41,3 | 37,7 | 50,3 |
4. ВДС на душу населения, тыс. руб. | 115,6 | 139,1 | 107,8 | 67,7 |
5. Доходы на душу населения, руб. в мес. | ||||
6. Финансовые результаты, млн. руб. | ||||
7. Основные фонды на душу населения, млн. руб. на душу населения | ||||
8. Инвестиции на душу населения, тыс. руб., в т. ч: | ||||
– инвестиции в обрабатыв. произ-ва, % | 22,6 | 14,8 | 15,8 | |
9. Источники: – собственные, % от общ. | 47,2 | 51,4 | 49,7 | 26,6 |
– привлеченные, %, в т.ч: – из федерального бюджета, % – из регионального бюджета | 52,8 9,8 10,3 | 48,6 5,2 11,7 | 50,3 9,6 5,7 | 70,4 19,4 12,6 |
Регионы первой подгруппы имеют самые высокие показатели по основным фондам на душу населения, валовой добавленной стоимости, годовым финансовым результатам, среднедушевым доходам населения, инвестициям, в том числе из собственных источников, по инвестициям на развитие обрабатывающих производств.
Регионы второй подгруппы имеют сравнительно высокие финансовые результаты, инвестиции из собственных средств на развитие региона, но доходы населения значительно ниже, чем в регионах первой подгруппы.
Регионы третьей подгруппы имеют худшие показатели по валовой добавленной стоимости на душу населения, финансовым результатам года, инвестициям за счет собственных источников, среднедушевым доходам населения, да и по основным фондам на душу населения эти регионы значительно уступают показателям и первой и второй подгрупп регионов.
Из данных таблицы следует, что в регионах с высокой долей обрабатывающих производств обеспечиваются самые высокие социально-экономические показатели. В этих регионах самый высокий уровень добавленной стоимости, высокие среднедушевые доходы населения, высокий уровень финансовых результатов, что позволяет формировать достаточно высокий уровень региональных бюджетов и, соответственно высокий уровень собственных источников на развитие региона, включая и на развитие обрабатывающих отраслей и производств.
Возможно предположить, что мероприятия, обеспечивающие, путем увеличения инвестиций в обрабатывающие производства, постепенно позволят повысить долю товарной массы в структуре регионального продукта в планируемом периоде (2008-2012 гг.).
Вопросы для обсуждения:
1. Региональные и муниципальные пути развития предпринимательства.
2. Финансовая база местного самоуправления.
3. Система межбюджетных отношений и формирование бюджетов органов самоуправления. Доходные и расходные части бюджетов муниципальных образований.
4. Экономическая основа местного самоуправления. Роль собственности территорий в формировании собственных источников доходных статей бюджетов органов самоуправления.
5. Налоги для формирования бюджетов региона и муниципальных образований.
6. Качество жизни населения и качество управления территориями. Назовите основные показатели, характеризующие уровень жизни населения. Как их реализовать на практике?
7. Назовите основные положения Федерального Закона № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
8. Прокомментируйте основные меры, предпринимаемые в регионах по снижению негативного влияния кризиса на социально-экономическое положение в регионах.
9. Проанализируйте динамику отдельных направлений расходов населения Ульяновской области.
10. Каковы основные положения Жилищного Кодекса, принятого Государственной Думой РФ?
Коррупция.Коррупция в России перестала быть проблемой, а стала системой.Она сковала экономическую и социальную жизнь страны. Ежегодный коррупционный оборот в нашей стране достиг 300 млрд долл., что сопоставимо с годовым российским бюджетом и составляет 25% ВВП страны. По уровню коррупции Россия находится на 154-м месте из 178 стран. Такие данные приведены влиятельной международной организацией Transparency International за 2010 год. (см. рис.2) [83]. Рост тарифов и цен также во многом связан с коррупционной деятельностью чиновников всех уровней и путинских монополий. Откаты, распилы и поборы достигают 50 и выше процентов от стоимости работ. Вот почему стоимость строительства газопроводов в системе «Газпрома» в три раза выше, чем в Европе. Прокладка нефтепроводов также сопровождается воровством и откатами на десятки миллиардов рублей. В себестоимости строительства жилья взятки составляют до 30%. Очевидно, чтобы покрыть все эти постоянно растущие издержки монополий, руководство страны непрерывно повышает тарифы на газ, тепло, электроэнергию, растут цены на все.
Коррупционные откаты и прочееворовство «перекладываются» на доходы населения. Вышеназванные коррупционные схемы показываютсращивание чиновников и бизнеса, участие родственников, друзей и знакомых в освоении бюджетных средств.
Из рис.5.3 видно, как стремительное растет коррумпированность России среди стран мира.
Рис.5.3. – Место России в списке коррумпированных стран
«Стране срочно нужна Национальная программа борьбы с коррупцией» – считает Партия народной свободы. Она предлагает меры по борьбе с коррупцией в стране, в том числе:
В политической сфере:
1. Ограничить пребывание на посту президента, губернаторов и мэров двумя сроками – не только подряд, но и с перерывом.
2. Отменить фактическую политическую цензуру. В первую очередь – на телевидении и в массовых изданиях.
3. Вернуть честные свободные выборы с участием в них реальной политической оппозиции.
4. Вернуть выборы губернаторов и мэров городов.
5. Обеспечить институт парламентских расследований.
6. Добиться реальной независимости судебной системы и ответственности судей за принимаемые решения.
В законодательной сфере:
1. Обязать чиновников декларировать не только доходы, но и расходы, а также имущество. В случае выявления несоответствия расходов и имущества доходам имущество конфисковывать в судебном порядке.
2. Ратифицировать 20-ю статью Декларации ООН о противодействии коррупции. В этой статье говорится о конфискации имущества коррупционеров в случае несоответствия доходов расходам и имуществу.
3. Ввести в действие дополнительные законодательные гарантии для запрета родственникам чиновников заниматься предпринимательской деятельностью.
4. Принять закон об обязательной публикации и доступе любого гражданина ко всем без исключения решениям властей.
В правоохранительной сфере
1. Провести независимое расследование деятельности Путина и его приятелей – чиновников и бизнесменов на предмет коррупции.
2. Реформировать МВД, ФСБ, прокуратуру.
3. Социальный пакет для работников правоохранительных органов должен стимулировать к честной и продолжительной работе.
В экономической сфере:
1. Сократить число чиновников на 800 тыс. человек.
2. Премьер-министр должен быть одновременно и руководителем антимонопольного ведомства.
3. Упразднить госкорпорации. Расследовать деятельность руководства и менеджеров государственных монополий.
4. Провести акционирование и приватизацию на свободном рынке государственной муниципальной собственности, оставив госконтроль исключительно в естественных монополиях.
5. Не допустить повышения налогов. Отменить повышение социального налога до 34% как коррупционное, уводящее бизнес в тень.
Эти меры гарантированно и в короткие сроки приведут к снижению коррупции с уровня Гвинеи-Биссау до восточно-европейского (грузин-ского). Для их реализации необходимо только одно – политическая воля и честность высшего руководства страны» [84].
«И не возникает ли перед сегодняшним поколением вопрос о том, что битва в Великой войне российского народа еще далеко не закончена?» – спрашивает С. Сулакшин в высказывании в связи с 70-летием Победы, и, далее продолжает: «Перед каждым из нас сегодня стоит такой же вопрос: куда идти? Туда, где под звоны фанфар с «барского стола» разграбления России перепадет и тебе что-нибудь в карман? Или туда, куда ведет совесть и память о наших отцах, дедах и об этой Великой Победе?
Я не хочу даже давать ответа на этот вопрос. Его каждый должен дать себе сам» – пишет С. Сулакшин [85].
«О мерах по противодействию коррупции» – Федеральная Программа, утвержденная Президентом РФ 31 июля 2008 г. (Пр-1568).
Программа разработана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 815, положениями «Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации» от 5 ноября 2008 года и на основании «Национального плана противодействия коррупции», утвержденного Президентом РФ 31 июля 2008 г. (Пр-1568).
Программа предусматривает решение следующих задач:
– развитие института общественного контроля за соблюдением антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
– реализация прав граждан на получение достоверной информации;
– расширение общественного контроля за использованием средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов;
– содействие повышению независимости средств массовой информации;
– создание системы контроля деятельности государственных и муниципальных служащих со стороны институтов гражданского общества;
– разработка и внедрение оптимальной системы взаимодействия институтов гражданского общества и средств массовой информации с государственными органами, исключающей возможность неправо-мерного вмешательства в деятельность государственных служащих.
________
Вопросы к зачетам.
1. Дайте характеристику основных функций государства.
2. Каковы отличительные черты унитарного и федеративного государства, примеры?
3. Суть политических режимов?
4. Дайте характеристику концепций, определяющих роль государства в управлении обществом.
6. В чем суть белорусской модели развития общества?
7. Государственное управление: основы конституционного строя РФ, основные формы территориального устройства, типы политических режимов.
8. Принципы и конституционное построение ветвей власти в Российской Федерации.
9. Сущность трехуровневой системы управления государством. Какое место в этой системе занимают Территориальные федеральные округа.
10. Полномочия властных структур: Президента, Правительства, Федерального Собрания РФ.
11. Полномочия региональных представительных органов власти.
12. Система государственного регулирования экономикой, социальной сферой.
13. Дайте свое суждение по предложениям по совершенствованию государственного регулирования социально-экономическими процессами в регионах, приведенных в табл.2.1.
14. Местное самоуправление: понятие, признаки, характеристика.
Принципы местного самоуправления.
15. В чем заключается роль общин в становлении местного самоуправления?
16. Основные черты континентальной и англосаксонской модели само-управления.
17. Система местного самоуправления в России. Какова была организационная структура Новгородской республики?
18. Реформы царя Ивана IV. Роль Земского Собора в развитии самоуправления.
19. Что составляет экономическую основу местного самоуправления?
20. Как устроены межбюджетные отношения в РФ? Какое место занимает
экономика в формировании местного бюджета?
21. Проанализируйте состояние доходов и расходов местных бюджетов России за 2009 г. (табл. )
22. Доходы населения. Источники доходов. Тенденции в динамике. Доля расходов на питание в доходах населения.
23. Каковы основные положения Жилищного Кодекса?
24. Система межбюджетных отношений и формирование бюджетов органов самоуправления. Доходные и расходные части бюджетов муниципальных образований (на примере бюджетов гор. Ульяновска).
25. Экономическая основа местного самоуправления. Роль собственности территорий в формировании собственных источников доходных статей бюджетов органов самоуправления.
26. Прокомментируйте основные сведения России и регионов по положению в промышленности и в сельском хозяйстве.
27. Экономическая основа местного самоуправления. Роль собственности территорий в формировании собственных источников доходных статей бюджетов органов самоуправления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян, С.А. Состояние, проблемы и перспективы местного самоуправления в России / С.А. Авакьян // Местное самоуправление в России: состояние, проблемы, перспективы. – 2004. – 210 с. |
2. Агропромышленный комплекс Ульяновской области: [стат. сб.] / отв. за вып. Т. Т. Костина]; Территориальный орган Федеральной службы гос. статистики по Ульян. обл. – Офиц. изд. – Ульяновск, 2006. – 60 с. |
3. Алексеев, Ю.П., Алисов А.Н., Багрова Н.Б. и др. Муниципальное управление и поддержка предпринимательства / Ю.П. Алексеев, А.Н. Алисов, Н.Б Багрова. Под ред. Белянского В.П., Воронина А. Г., Пономаренко А.Т. – М.: Логос, – 2001. – 392 с. |
4. Атаманчук Г. В. Теория государственного упрвления. Курс лекций. – М.: Издательство Омега-Л. |
5. Бондаренко, Л. В. Российское село в эпоху перемен / Л. В. Бондаренко. М.: ВНИЭСХ, – 2003. – 510 c. |
6. Винарчик, П. Спасение идей: Й. Шумпетер и ключевые проблемы противоборствующих экономических теорий / П. Винарчик. // Вопросы экономики, №11, 2003. |
7. Воронин, В.П. Мировое хозяйство и экономика стран мира : учеб. пособие / В. П. Воронин, Г. В. Кандакова, И. М. Подмолодина ; под ред. В. П. Воронина. – М. : Финансы и статистика, 2007. – 236 с. |
8. Гапоненко, А. Г. Стратегия социально-экономического развития: страна, регион, город. / А. Г. Гапоненко – М.: РАГС, 2001. |
9. Гелбрейт, Дж.К. Интервью журналу «Проблемы теории и практики управления». – 1999.– № 5. |
10. Глазьев, С.Ю. Выбор будущего / C. Ю. Глазьев. – М.: Алгоритм, 2005. – 350 с. |
11. Государственная политика промышленного развития России: от проблем к действиям. / Сулакшин С. С. [и др.] ; под ред. Е. М. Примакова и В. Л – М. : Наука, 2004. – 215 с. |
12. Гранберг, А.Г. Дифференциация региональных уровней доходов населения / Гранберг А.Г.// Региональное развитие: опыт России и Европейского Союза /отв. ред. А.Г. Гранберг.– М.: Экономика, 2000. – 438 с. |
13. Гурова, И.П. Мировая экономика: учебник / И. П. Гурова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2008. – 393 с. 14. Дроздовский, Э. Е. Некоторые принципы формирования региональных программ устойчивого развития. Методологические материалы к исслед. и реализации практ. разработок и действий в сферах регион. управления, инновац. менеджмента, рационального ресурсоприродопользования : учеб. пособие / Э. Е. Дроздовский, Е. С. Баландин, А. В. Назаренко. – Ульяновск : УлГТУ, 1999. – 130 с. |
15. Дружинин, А.И. «Невидимая рука» и государственное регулирование экономики: диалектика взаимодействия / А.И. Дружинин, И.Я. Кац, А.П. Пинков и др. – М.: ООО «Юрайт», 1999. – 379 с. |
16. Жилищно-коммунальное хозяйство области / Российское статистическое агентство Ульяновского областного комитета государственной статистики. - Ульяновск, – 1999. 17. Закон ЗС Ульяновской области «О внутриобластной производственной кооперации в Ульяновской области» № 036 – 30 от 30 ноября 1999 г. Ведомости Законодательного Собрания Ульяновской области. № 9 (часть 1). – Ульяновск, 2004. |
18. Закон ЗС Ульяновской области «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического управления экономикой». Ведомости Законодательного Собрания Ульяновской области. № 9 (часть 2). – Ульяновск, 2004. |
19. Закон ЗС Ульяновской области «Об организации местного самоуправления в Ульяновской области» № 055 – ЗО. Ведомости Законодательного Собрания Ульяновской области. № 9 (часть 1). – Ульяновск, 2004. |
20. Итоги приватизации. Аналитическая записка. Изд. Центр «Социономия» М., 2005. – 143 с. |
21. Казначеев, В. П. Выживание населения России: Проблемы «Сфинкса ХХI века» / В.П. Казначеев, А.И. Акулов, А.А. Кисельников, И.Ф. Мингазов, Новосибирский Государственный университет. – Новосибирск,– 2002. |
22. Карасев Д. Экономическая свобода и социальная справедливость // http: //www.prof.msu.ru/publ/conf/ |
23. Качановский, Ю. Не разбирая дороги / Ю Качановский // Советская Россия. – 2002. – нояб.19. |
24. Комкова Г.Н., Крохина Ю.А., Новоселов В.И. Государственная власть и местное самоуправление в Российской Федерации / под общ. ред. Новоселова В.И. Саратов. – 1998. |
25. Крашаков, А. Страна на крючке у западных производителей еды и техники / А. Крашаков // АиФ – 2003. - № 24. |
26. Кузнецов, В.В. Проблемы развития сельскохозяйственного производства в муниципальных образованиях Ульяновской области / В.В. Кузнецов // Регионология. – Саранск, – 2006. - № 3. – 101- 115. |
27. Кузнецов, В.В. Взаимообусловленность развития экономики и социальной жизни населения муниципальных образований / В.В. Кузнецов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2007.- № 16 (2). – С.75-77. |
28. Кузнецов, В.В. Вопросы управления развитием региона / В.В. Кузнецов // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. – 2008.- № 5 (24). – С. 60-62. |
29. Кузнецов, В.В. Регионы России в новом экономическом пространстве // Экономика, экология и общество России в 21-м столетии. Труды 4-й международной научно-практической конференции. / В.В. Кузнецов. Том.2.– С.- Петербург, май – 2002 г.– С.3-4. |
30. Кузнецов, В. В. Государственное и муниципальное управление. Учебное пособие / В.В. Кузнецов, В.В. Ваховский, И.С. Чебурашкина // Ульяновск: УлГТУ, – 2004. – 196 с. |
31. Кузнецов, В.В. Экономика как основа социальной жизни. / В.В. Кузнецов // Монография – Ульяновск: УлГТУ, – 2006. – 307 с. |
32. Кузнецов, В.В. Механизмы регулирования социально-экономического развития региона / В.В Кузнецов, Т.Е. Минякова // Монография.– Ульяновск: УлГТУ, – 2007. – 147 с. |
33. Кузнецов, В.В. Экономические модели социально-экономического развития региона // Успехи современного естествознания. – 2008. - № 7 – 122 - 125 с. |
34. Кузык, Б.Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное програмирование. / Б.Н. Кузык, В.И. Кушлин, Ю.В. Яковец. М.: Изд. «Экономика» – 2008. – 575 с. |
35. Кушлин, В.И. Формирование рыночных институтов и социально-экономическое развитие Российской Федерации / В.И. Кушлин // Экономика региона: технологии деловой активности. – М.: Универсум, – 1999. – 13 с. |
36. Ленин, В. И. Полное собрание сочинений / Ленин В. И. – Т. 6. – 232 с. |
37. Львов, Д.С. Богач – бедняк? Социальные факторы роста / Д.С. Львов // Родина. – 2005 – № 6. – С.33. |
38. Львов, Ю.А. Основы экономики и организации бизнеса / Ю.А. Львов. С.-П. ГМП «ФОРМИКА». – 1992. – 283 с. |
39. Маркс, К. / К. Маркс, Ф. Энгельс. // Капитал Соч.2-е изд. Т. 23-25. |
40. Мескон, М. Основы менеджмента : пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело. – 719 с. |
41. Михеев, В. А. Социальное партнерство как механизм устойчивого социально-экономического развития / В. А. Михеев, А. В. Михеев // Со-циально-гуманитарные знания. – 2002. № 5. – С. 194-205. |
42. Мировое хозяйство и экономика стран мира. Учеб. пособие; под ред. В.П. Воронина. – М.: Финансы и статистика, – 2007. – 240 с. |
43. Методические рекомендации по формированию концепции социально-экономического развития муниципального образования / Рос. науч. центр мест. самоупр. [и др]. ; [В. Е. Рохчин и др.]. – М. : Муниципальная власть, 2000. – 486 с. |
44. Муниципальное право : вопросы и ответы : учеб. пособие для студентов юрид. вузов и фак. / [под ред. А. И. Коваленко]. – М. : Новый юрист, 1998. – 160 с. |
45. «Национальные проекты», представленные Президентом РФ Путиным В. В. членам Правительства, руководству Федерального Собрания, Президиуму Гос.совета, представителем СМИ 5 сентября 2005 г. // АиФ.– 2005. - № 43. |
46. Одегов, Ю.Г. Экономика труда. Учебник / Ю.Г. Одегов, Г.Г. Руденко, Л.С. Бабынина / РЭА им. Г.В. Плеханова. – М.: Альфа-Пресс, 2007. – 756 с. |
47. Одегов, Ю.Г. Экономика социально-трудовых отношений в схемах и таблицах. Учеб.-метод. Пособие. / Ю.Г. Одегов, В.Н. Сидорова./ РЭА им. Г.В. Плеханова. – М.: Альфа-Пресс, 2008. – 291 с. |
48. Петраков, Н. Я. Отношения собственности: анализ трансформации в переходной экономике / Н. Я. Петраков // Проблемы теории и практики управления. – 2005. № 2. – С. 13-20. |
49. Пробст, А.Е. Вопросы размещения социалистической промышлен-ности./ А.Е. Пробст – М.: «Наука», – 1971. |
50. Приватизация земли и реорганизация сельскохозяйственных предприятий в России. Сборник приложений. Международная финансовая корпорация.– 1995 г. |
51. Радченко, А.И. Основы государственного и муниципального управления: системный подход Учебник /А.И. Радченко – Ростов на Дону: Ростиздат, 2001. – 719 с. |
52. Региональная Экономика. Основной курс. Учебник / Под ред. Видяпина В. И., Степанова М. В., Инфра – М., 2007 г.– 666 с. |
53. Региональная Экономика. Учебник. Под ред. Морозовой Т. Г.– М.: ЮНИТИ, – 2009. – 526 с. |
54. Рикардо, Д. Начала политической экономии и налогового обложения: избранное / Д. Рикардо. – М. : Эксмо, 2007. – 953 с. |
55. Рохчин, В.Е., Социально-экономическое развитие муниципальных образований / В.Е. Рохчин. С-Петербург, 2007. – № 2. – С. 269. |
56. Самофалова, Е.В и др. Государственное регулирование национальной экономики. Четвертое издание стереотипное. Учебное пособие / Е.В. Самофалова, Э.Н. Самофалова, Ю.В Кузьботев и др.– М.: КноРус, – 2008 .– С.215-219. |
57. Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. – 4-е изд., испр. и доп. – СПб. : Питер, 2008. – 511 с. |
58. Социальная политика. Учебник / Российская академия государственной службы при президенте РФ; Ред. Волгина Н.А. – М.: Изд. «Экзамен», 2004. – С.6. |
59. Социально-экономическое положение Ульяновской области в 1985 – 2007 г. г. / Статистические сборники Комитета государственной статистики по Ульяновской области. (Ежегодные издания). |
60. Степашин, С.В. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993 – 2003 гг. Выводы и рекомендации / С.В. Степашин. – М.: Олита, – 2004. |
61. Стиглиц, Дж. Куда ведут реформы / Дж. Стиглиц // Вопросы экономики. – 1999.– № 7. |
62. «Стратегии развития России до 2020 года». Основные параметры плана развития России. – М., февр. – 2008 г. |
63. Стиглиц, Дж. Россия должна преодолеть извращения ельцинизма / Дж. Стиглиц.// Российская Федерация сегодня.– 2004. -№17. – С. 44. |
64. Суэтин, А. О причинах современного финансового кризиса / А. Суэтин // Вопросы экономики. – М.: НП ред. Журнала «Вопросы экономики». 2009. - №1, – С.40 - 67 |
65. Тодаро, М. П. Экономическое развитие : учебник для вузов / М. Тодаро. – М. : МГУ : ЮНИТИ, 1997. – 666 с. |
66. Широков, А.Н. Основы местного самоуправления в Российской Федерации. – М.: РИЦ Муниципальная власть, 2000. – С. 112. |
67. Управление социально-экономическим развитием России: концепции, цели, механизмы. / Рук. авт. кол.; Д.С. Львов, А.Г. Поршнев; Гос.ун-т упр., Отд. экономики РАН. - М.: ЗАО «Изд-во «Экономика», 2002. |
68. Харитонов, Н. Пагубный путь аграрных преобразований по западной модели / Н. Харитонов // АПК: экономика, управление. – 2002. – № 3. |
69. Экономика переходного периода : очерки экон. политики посткомму-нистической России 1991-1997 / В. Мау, Е. Гайдар, С. Синельников [и др.] ; Ин-т экон. проблем переход. периода. – М., 1998. – 1133 с. |
70. Философия, аграрные и экономические науки, социальная практика. –Изд. МСХА. – 107 с. |
71. Яковец, Ю.В. Региональная структурная и инновационно-инвестици-онная политика / Ю.В. Яковец // Экономика региона: технология деловой активности. – М.: АМиР, – 2002. |
72. Маркова, А.Н. Экономическая история России. Под ред. Ю.К. Федулова / А.Н. Маркова, А.В. Сметанин, Ю.К. Федулов / Изд. ЮНИТИ – ДАНА. – М.: 2009. |
ПРИЛОЖЕНИЕ А