Тема 19. Пространственное ценообразование и эффективность
Ценовой дискриминацией называется практика установления продавцами разных цен для разных покупателей или групп покупателей на однородное благо ; при этом различия в ценах не связаны с издержками производства и доставки блага на рынок .
На практике мы ежедневно сталкиваемся с ценовой дискриминацией. Это всевозможные льготы для некоторых категорий граждан: транспортные, оплата жилья, посещение зрелищных учреждений и многое другое.
Для осуществления эффективной ценовой дискриминации необходимы три условия:
Во-первых, покупатели или группы покупателей должны быть сегментированы (взаимно разделены): необходима идентификация и разделение двух или нескольких покупателей или рынков, для того чтобы предотвратить практику перепродаж дешевых благ между покупателями.
· 1 В реальной жизни поведение монополиста отнюдь не ограничивается только этими стратегиями: жизнь гораздо многообразнее. Для пытливых студентов предлагаем ознакомиться с такими стратегиями монополистического ценообразования, как «пространственная ценовая дискриминация» (См.: Гальперин В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика. Т. 2. СПб., 1999. С. 119123); «комплектование» и «реклама» (См.: Пин дайкР. С, РубипфельдД. Л. Микроэкономика. М., 2000. С. 450465).
· 2 Discriminatio (лат.) — обособление, различение; dis crimino (лат.) — разделять, рассекать.
Вовторых, покупатели должны демонстрировать различную индивидуальную ценовую эластичность спроса на благо при данном уровне цен.
Втретъих, на рынке должна отсутствовать ценовая конкуренция со стороны фирмсоперников, с тем чтобы исключить изменение установленного монополией уровня цен.
Факторы сегментации покупателей:
· Пространственные (продажа в городе и деревне, разных районах города и т. п.).
· Временные (разные цены на одно благо в зависимости от времени суток и сезона).
· Доходы потребителей (услуги врачей, юристов и т. п. для разных социальных групп).
· Объем потребляемого блага (минимальная партия и т. п.).
· Социальный статус потребителя (учащиеся, пенсионеры, военнослужащие и т. п.).
Важным методом ценовой дискриминации по группам потребителей.
– разграничение рынковявляется назначение разных цен для покупателей на внешнем и внутреннем рынке. Как правило, на мировом рынке конкуренция гораздо выше, нежели на внутреннем. В ряде случаев можно считать, что фирма-экспортер не обладает возможностью влиять на цену мирового рынка - следовательно, эластичность спроса на ее продукцию на внутреннем рынке стремится к бесконечности.
Обладающие монопольной властью экспортеры должны назначать на внутреннем рынке цены, превышающие цену мирового рынка. Причем чем выше концентрация на внутреннем рынке и ниже конкуренция между продавцами, тем ниже эластичность остаточного спроса на товар на внутреннем рынке, тем выше назначаемая фирмами цена на внутреннем рынке по сравнению с мировой ценой товара.
Подтверждением нашего вывода служит динамика цен на многих российских рынках экспортных товаров. Приведем данные о соотношении экспортных цен и цен поставок покупателям на внутреннем рынке для одного из важных экспортных продуктов России - синтетического каучука.
Вопросы для самоподготовки.
1. Какие условия необходимы для осуществления эффективной ценовой дискриминации?
2. Назовите факторы сегментации покупателей.
3. В чем суть пространственного ценообразования?
4. Укажите метод ценовой дискриминации по группам потребителей.
5. Какие цены должны назначать обладающие монопольной властью экспортеры внутреннем рынке.
Задачи и ситуации.
1. Что из нижеперечисленного не приведет к сдвигу кривой спроса на пиво:
1. рост цен на воблу;
2. рост цен на солод;
3. снижение цен на вино;
4. рост доходов любителей пива;
5. запрет на рекламу пива в средствах массовой информации.
2. Кривая спроса на авиабилеты показывает:
1. количество билетов, которое готова продать авиакомпания
2. но каждой цене;
3. количество людей, нуждающихся в услугах авиакомпании;
4. качество услуги, которого требуют пассажиры, покупая билеты;
5. количество билетов, которое будет куплено по каждой цене;
6. нет правильного ответа.
3. Цена на обувь может возрасти из-за:
1. внедрения новых станков, снижающих себестоимость одной пары обуви;
2. увеличения капиталовложений производителей;
3. уменьшения спроса на обувь
4. уменьшения предложения обуви;
5. снижения цены на сырье.
4. В соответствии с законом спроса, если цена товара растет:
1. спрос тоже растет;
2. спрос падает;
3. величина спроса растет;
4. величина спроса падает;
5. верно 2) и 4).
Глоссарий