А — для оборудования на газовом топливе; б — для игрушек
Кадровое обеспечение
Согласно международной практике, эксперт по подтверждению соответствия — это аттестованный специализированным органом специалист, способный объективно и компетентно проводить работы по подтверждению соответствия.
В России такие специалисты пока называются экспертами по сертификации, они могут быть аттестованы по следующим направлениям деятельности: системы продукции; сертификация производства; сертификация услуг. Кроме того, в российской практике есть и эксперты по аккредитации. Их специализация предусматривает два направления: аккредитация испытательных лабораторий и аккредитация органов по сертификации.
Кандидат в эксперты должен иметь не менее четырех лет стажа практической работы в отрасли, соответствующей заявленной области сертификации или аккредитации. В России разработаны квалификационные требования к экспертам, определены процедуры их аттестации комиссией Госстандарта РФ, после чего эксперты утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и заносятся в Регистр по сертификации персонала. Аттестат (сертификат) эксперта действителен в течение трех лет, но может быть аннулирован и досрочно.
Таким образом, за время существования обязательной сертификации в России была отработана система подготовки специалистов, обслуживающих эту сферу деятельности. Однако проблему кадрового обеспечения нельзя считать решенной в связи с теми изменениями в области сертификации, которые произойдут в ближайшие годы.
Сертификация экспортируемых товаров
Сертификация в международной торговле — одно из средств нетарифного регулирования, смысл которого сводится к защите прав потребителей своей страны при импорте и содействию успеху изготовителей-экспортеров на внешних рынках. Для изготовителя-экспортера особую значимость приобретает наличие сертификата соответствия, признаваемого в международном масштабе.
Согласно российскому законодательству контроль (с целью учета) за вывозимыми товарами возложен на таможенные органы. Однако ни федеральное законодательство, касающееся сертификации, ни таможенные правила не предусматривают каких-либо положений по сертификации экспортируемой продукции. Сложилась ситуация, когда сертификация товара, предназначенного для продажи за рубежом, полностью зависит от заинтересованности (а может быть, цивилизованности и информированности) самого экспортера. Между тем в мировой практике есть диаметрально противоположные примеры. Так, в Японии экспортируемые товары подлежат обязательной сертификации, причем предпочтительно в международных системах, что обеспечивает беспрепятственное признание сертификата в любой принимающей стране.
В России обсуждается предложение о введении предтаможенного инспектирования товаров для экспорта. ВО «Союзэкспертиза» по согласованию с Министерством торговли РФ и другими заинтересованными ведомствами готовит предложение по организации инспектирования в регионах по месту производства (добычи). Введение предтаможенной инспекции позволит решить такие задачи, как определение соответствия качества товара условиям контракта и учет количества перемещаемых товаров с оценкой их стоимости в зависимости от качества.
В ближайшей перспективе необходимо установить перечень товарных групп, подлежащих обязательной инспекции, и порядок ее введения по товарным группам, утвердить единую форму сертификата для внешней торговли.
На мировом рынке услуг имеется немало специализированных независимых фирм, которые занимаются инспекцией качества и количества товаров. Некоторые из них подтвердили готовность участвовать в инспекции экспортируемых товаров на территории России, а также высказали намерение оказать содействие по интеграции российской инспекционной системы в Международную федерацию инспекционных агентств. Согласно международным правилам сертификаты, выдаваемые известными инспекционными фирмами, признаются как в стране происхождения товара, так и за рубежом. Уже имеется опыт проведения пробных проверок в портах России на коммерческой основе.
Развитие сравнительных испытаний
Основной аспект сертификации — безопасность — предопределяет информирование потребителя посредством сертификата или знака соответствия лишь о безопасности товара (услуги). Однако потребителя при выборе товара интересуют и другие его характеристики: надежность, экономичность, конкретные параметры, определяющие предпочтение отдельных сегментов покупателей данного рынка.
В зарубежной практике подробные сведения об аналогичных товарах различных изготовителей дают результаты сравнительных испытаний (тестирования), которые проводятся аккредитованными испытательными центрами. Заказы на сравнительное тестирование поступают, как правило, от обществ потребителей, а выполняют заказы независимые экспертные организации. Результаты сравнительных испытаний публикуются в специализированных изданиях, которые в порядке «рекламы в каждый дом» доводят до потребителей информацию о качестве продаваемых на данном рынке товаров. Отмечается, что товары, получившие оценку «удовлетворительно», постепенно исчезают с рынка, так как спрос на них заметно падает. Оценка «плохо» или «с большими недостатками» влечет за собой полное отсутствие спроса. Это вынуждает изготовителей постоянно совершенствовать свою продукцию, если они планируют удерживать свои позиции на рынке.
В странах ЕС введены единые методики по проведению однотипных сравнительных испытаний различными испытательными центрами. Это в свою очередь дает необходимые сведения и аккредитующим органам, так как согласно разработкам ИСО/МЭК результаты сравнительных испытаний рассматриваются как критерий оценки технической компетентности лаборатории.
В России сравнительные испытания проводятся с 1991 г. испытательным центром «Ростест- Москва» совместно с германской фирмой «Штифтунг Варентест», широко известной в Европе. Были проведены испытания восьми типов холодильников, в числе которых три российского производства. Испытания одновременно проходили в «Ростест-Москва» и в Германии под руководством и при участии немецких специалистов.
Результаты показали практически одинаковую точность оценки, что положительно характеризует компетентность российского испытательного центра. Из товаров отечественного производства лишь один получил оценку «хорошо» (холодильник марки «ЗИЛ»).
Проведенные сравнительные испытания восьми типов стиральных машин дали ценную информацию для доработки изделий, так как 60% испытуемых машин не выдержали требуемого срока службы. Новые испытания включают 17 типов стиральных машин, относящихся к продукции элитарного уровня.
К сожалению, широкое информирование потребителей российского рынка о результатах сравнительных испытаний отсутствует, видимо, оттого, что этот метод оценки соответствия у нас только лишь входит в практику. Его развитие станет не только значимым дополнением к сертификации в плане защиты прав потребителей на качественный товар, но и послужит инструментом вымывания из сферы торговли товаров низкого технического уровня и качества, которые поступают как от отечественных производителей, так и из-за рубежа.
Тесты для самоконтроля
1. Номенклатуру товаров, подлежащих обязательной сертификации в РФ, определяет:
а) организация-потребитель,
б) заявитель,
в) национальный орган по сертификации.
2. Номенклатура товаров, подлежащих обязательной сертификации, распространяется на импортируемые товары:
а) да,
б) нет.
3. Знаки соответствия имеют системы:
а) обязательной сертификации,
б) добровольной сертификации.