Азиатский способ производства и античное рабство

Ранняя история человечества связана с переходом от присваива­ющего хозяйства (охоты, рыболовства и собирательства) к скотоводству и земледелию, что явилось началом становления производящей экономики, первыми следствиями которой являются появление новых форм жилищ и переход к прочной оседлости. Самым распространенным путем перехода к производящей экономик был путь сложения земледельческо-скотоводческого хозяйства.

В двух своих вариантах: преимущественно земледельческом и преимущественно скотоводческом -этот путь был наиболее характерен для Передней Азии, охватывавшей территорию современных Ирака, Сирии, Ирана, Турции и стран Восточного Средиземноморья. В этих районах было сосредоточено много видов диких животных и растений, которые служили исходным материалом для одомашнивания.

Сложившемуся в странах Азии способу производства были присущи следующие черты:

1) государственное или государственно-общинное владение землей;

2) наличие мощного объединяющего начала: а) деспотического (когда
сообществом руководит глава важнейшей в племени семьи) либо б) де­мократического (когда власть в сообществе принадлежит отцам семейств);

3) формальная свобода членов сообщества.

Возникновение и существование общинных отношений во многом были обязаны тому обстоятельству, что строительство и использование ир­ригационных каналов (оросительных систем) было возможно только в случае объединения коллективных усилий. В силу этого обстоятельства ни один строитель не мог претендовать на какую-то часть построенной ирригационной системы, в силу чего сама эта система могла находиться исключительно в государственной (общинной) собственности. Необходи­мо также учитывать и то обстоятельство, что в условиях засушливого кли­мата ценность имеет не всякий, а только такой земельный участок, кото­рый может получить необходимое увлажнение. Второе обстоятельство еще более усиливало позицию владельцев оросительных систем, давало им фак­тически неограниченное право привлекать свободных общинников к не­сению трудовой повинности. Таким образом, в азиатской (по крайней мере преобладающей) форме не существовало собственности отдельного лица, а существовало лишь его владение, при этом действительным, настоящим собственником являлась община.

Если азиатский способ производства предполагал в качестве своего базиса земельную площадь как таковую, то основу античной формы со­ставлял город как созданное место поселения (центр) землевладельцев (зе­мельных собственников), при этом пашня являлась территорией города, а крестьянин был горожанином (то есть гражданином данного государства) и поэтому собственником части пахотных земель. Таким образом, у античных народов, классическим примером которых являются римляне (у них это проявляется в самой чистой форме), государственная земельная собственность одновременно выступала в двух качествах — го­сударственной земельной и частной земельной собственности.

По своей социально-экономической сути рабство — это труд одних людей (рабов) на других, соединенный с личной принадлежностью трудя­щегося рабовладельцу, который присваивает продукт его труда. Будучи преимущественно интенсивной моделью развития хозяйства, рабство основано на увеличении количества производимого продукта за счет увели­чения численности работников (рабов).

Производительные силы античного рабства (по Варрону) — это ору­дия трех видов: говорящие (рабы), мычащие (быки) и немые (сельскохо­зяйственный инвентарь), при этом главной производительной силой ан­тичной системы хозяйства был раб.

По словам большинства историографов того времени «труд, основанный на рабстве, приносил вред: рабы дурно пахали землю, воровали зерно, при закладке уро­жая на хранение неверно отражали его количество в счетных записях». Де­шевая рабочая сила также не могла стимулировать внедрение технических усовершенствований. Все это способствовало массовому разорению землевладельцев, отмиранию экономической системы, при которой осно­вой производственных отношений является собственность рабовладельца на все элементы производства, в том числе и на работника — раба.

Историография выделяет 3 этапа развития античного рабства:

1) складывание — с 11 -8 вв. до н.э. (Китай времен 9-8 вв. до н.э., Греция «Гомеровской эпохи», Италия до 8-6 вв. до н.э.

2)утверждение и развитие — с 8-3 вв. до н.э. (Китай времен рабовла­дельческих царств 5-4 вв. до н.э., Греция эпо­хи полисов в период их расцвета до 3-1 вв. до н.э., Италия времени Рим­ской республики поздней поры;

3)распад — со 2 в. до н.э. (Китай) до 5 в.- н.э.(Римская империя на Западе).

Отличительная хозяйственно-экономическая черта первого этапа — рост производства за счет расширяющегося применения труда рабов.

Второй этап - максимальная отдача труда рабов; расцвет городов-государств, сведенных к одному центру («по­лису» в Греции, «го» в Китае, «цивитасу» в Италии); этап укрепления соб­ственности и приобретения ею двойного содержания (общественного и индивидуального).

Третий этап античного рабства — это этап несоответствия возможно­стей подневольного труда все более возрастающим общественным потреб­ностям, в связи с чем рабовладельческое общество приходит к решению двух взаимосвязанных проблем: 1) изменению статуса рабочей силы, ее раскрепощению (что объективно ведет к зарождению феодальных отно­шений) и/или 2) оснащению труда более эффективными устройствами (тех­никой) и способами (технологией), что является необходимым условием товарного производства. На этой стадии в Римской империи происходит зарождение фео­дальных отношений (от лат. {feodum — феод, владение) в форме колоната — такой формы отношений между мелкими сельскими производителями (коло­нами) и крупными землевладельцами, при которой арендатор земельного уча­стка платит арендную плату натурой или деньгами и выполняет натуральные повинности. Таким образом, разложение античного рабства в Римской импе­рии сопровождалось изменением социального статуса раба.

3.КЛАССИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ФЕОДАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ (ФРАНЦИЯ)

Феодальная экономика— это такой способ экстенсивного развития хозяйства, который характеризуется следующими признаками:

1) функционирует в форме простого воспроизводства натурального хозяйства вместе с развитием городов, в рамках которых происходит и фор­мирование товарного производства; со временем последнее (товарное производство – рынок) становится преобладающей формой производственных отношений, что знаменует вступление феодальной экономики в стадию разложения;

2)собственность в форме феода — земельного владения, пожалован­ного сеньором (главой государства, например, своему вассалу при условии несения последним, как прави­ло, военной службы). В странах Западной Европы феод имел различные фор­мы (лен — в Германии; фи — в Англии; фьеф- во Франции), общим для которых являлся постепенный переход к наследственному землевладению;

3)экономическое подчинение господствующему классу кре­стьян, ведущих самостоятельно хозяйство, но лишенных права свободно владеть и распоряжаться своим наделом и под внеэкономическим принуж­дениемотдающих прибавочный продукт — феодальную ренту.

К началу 10 в. во Франции сложилось 3 основных типа синьории (феодальной земельной собственности и связанных с ней прав на зависимых крестьян), различавшихся по структуре сеньориальных поступлений:

- первого типа, получившая наибольше распространение в цен­тре и на севере Парижского бассейна — это классическая вотчина. Понятие «классическая» относится к крупной сеньории (размером в несколько сот и более гектаров), включающей в свой состав: 1) обширную барскую запашку с хлебным производством (от 25 до 50 % общей площади сеньо­рии) и 2) комплекс многочисленных (несколько тысяч) земельных держа­ний, зависимые владельцы которых выполняли регулярные барщины. Важ­ный отличительный признак— тесная социаль­но-экономическая связь крестьян-держателей с домениальным хозяйством (домен — это часть сеньории, на которой феодал вел собственное хозяй­ство, используя труд зависимых крестьян или безземельных работников), обусловленная тем, что барщина предполагала, прежде всего, выполнение основных работ на домене. Таким образом, в классической вотчине основу сеньориальных поступлений обеспечивал труд на барской запашке.

- вотчины второго типа, получившие наибольшее распространение в Центральной и Южной Франции, отличались значительно меньшим разме­ром домена, в связи с чем в структуре сеньориальных поступлений, наряду с натуральными и денежными платежами с земельных держаний, значитель­ную долю составляют судебно-административные доходы вотчинников;

- для экономики сеньорий третьего типа, наиболее распространенных на Юге, было характерно полное или почти полное отсутствие господской за­пашки, ограниченность поземельных оброков и главенствующая роль судебно-административных поступлений, чему, в частности, способствовало расширение сеньориальных прав французских вотчинников в 10-12 вв. (практически полностью денежная рента).

К 12 вв. частнохозяйственное господство над кре­стьянами тесно переплелось с политико-административным и судебным: сеньория стала наиболее полно сочетать в себе и частнохозяйственное, и корпоративно-государственное господство над всем населением, т.е. при­обрела свою классическую форму.

4. ОСОБЕННОСТИ ФЕОДАЛЬНОГО ХОЗЯЙСТВА (АНГЛИЯ, ГЕРМАНИЯ, РОССИЯ, ЯПОНИЯ)

Англия

Исторические особенности феодального хозяйства Ан­глии определяются, прежде всего, различиями в структуре сель­скохозяйственного производства отдельных районов, вызванными разнородностью естественно-географических условий. К началу 11 в. в Англии сложились вотчины в форме маноров, струк­тура которых могла быть: 1) классической, т.е. включающей господскую запашку и землю, розданную в держание; 2) только домениальной (состо­ящей из одного домена); 3) только розданной. При этом весьма характер­ным было многообразие отношений феодальной зависимости, наиболее распространенной формой которой было вилланство. Вилланы (поземель­но-зависимые, фактические крепостные крестьяне), которых по Книге Страшного суда (1086 г.) в Англии насчитывалось 109 тыс. (41 % всех дер­жателей), имели в своем пользовании 45 % пахотной площади; вторые по численности малоземельные и безземельные слои (бордарии и котарии), которые составляли 32 % населения (87 тыс.), были отягощены поземель­ными повинностями и имели в пользовании всего лишь 5 % пахотных зе­мель; наиболее малочисленные (свободные и сокмены) составляли 14 % населения (37 тыс.), однако владели 20% описанной в 1086 г. площади'.

С конца 11 - начала 12 вв. в Англии широкое распространение получила унаследованная от англосаксов система хозяйственного использования вот­чин крупными лордами (как церковными, так и светскими) — сдача вотчин в аренду на условиях: 1) поставки арендатором (лизгольдером) определенного количества сельскохозяйственных продуктов; 2) осуществления денежных платежей, — что явилось началом процесса коммутации (замены) барщин­ных повинностей денежной рентой и фактическим исчезновением в 30-е гг. 15 в. вилланства как преобладающей формы экономических отношений.

Начиная с 13 в., в связи с возросшим спросом на шерсть, лорды маноров получили право (Статут 1236 г. и Вестминстерский статут 1285 г.) ого­раживать в свое индивидуальное пользование общинные земли, что ущем­ляло права крестьян и явилось предпосылкой восстания под предводитель­ством Уота Тайлера (1381 г.), основные требования которого состояли в уничтожении вилланства, а также секуляризации земель и раздачи их нуж­дающимся

Овцеводство, в сочетании с хозяйствен­ной системой использования вотчин, стали решающими факторами унич­тожения крепостнических отношений и появления:

* копигольдеров (англ. соруhоldег, держатель по копии) — феодаль­но-зависимых крестьян, получавших при вступлении в пользование наделом (как правило, пожизненное) соответствующую копию из протокола манориального суда (находились в низу социальной лестницы, были лишены права юридической защиты и распоряжения на­делом без ведома лорда;

• фригольдеров (англ. freeholder, свободный держатель) — полнос­тью свободных держателей земли (крестьян, горожан, феодалов), при этом крестьяне-фригольдеры: 1) имели право защиты в королевских судах; 2)обладали правом свободного завещания, раздела и отчуждения своего дер­жания; 3)) выплачивали лорду манора фиксированную ренту ; • джентри (англ. gentri) — мелкопоместного дворянства (16-17 вв.), ведущего хозяйственную деятельность с привлечением исключительно наемного труда.

Германия

Становление феодальных отношений в Германии произошло позднее, чем во Франции и Англии, а именно в 11 в.; в течение двух последую­щих веков (12 и 13) достигли своей зрелости.

К 11-13 вв. в Германии получила развитие вотчина в форме грундгершафта, имеющего много общего с сеньорией во Франции). Грундгершафт — это барщинно-дворо­вая система, основанная на наследственном праве на землю; власть вот­чинника над людьми, которые живут на его земле; это организация по при­своению феодалом результатов труда крестьян. Включала:

1) барское хозяйство (господский двор; домениальные земли); 2) крестьянские хо­зяйства, владельцы которых обрабатывали барские земли и сдавали обро­ки на господский двор. Дворовые, проживавшие на господских дворах, иногда владели небольшими клочками земли, однако личная несвобода этих крестьян носила наследственный характер. Крестьяне-держатели, в отличие от дворовых, сохраняли зависимость от данного сеньора до тех пор, пока владели от него держаниями (наделами). Значительной была прослойка «сво­бодных крестьян», имеющих большую свобода в распоряжении землей, однако при сообщении об этом в графский суд и выполнить определенные условия. Со временем и эти права исчезли: общей тенденцией для 11-13 вв. было уравнивание всех категорий, постепенно сливавшихся в единую категорию зависимых крестьян.

Земли, леса, воды и «все, что в них водится», которыми распоряжались крестьянские общины назывались марками, в этот период они практически исчезают путем передачи рыцарям и другим выделившимся.

Феодальное хозяйство в Германии имело преимущественно экстенсивный характер, что, в частности находило отражение в стремлении немецких феодалов к расширению посевных площадей за счет присоединения новых территорий (как правило, славянских и прусских), в результате чего к востоку от Эльбы появились такие новые владения как Брандербург, Мекленбург, Рюген , Пруссия, где крестьянину- колонисту отмеривали одну гуфу (ориентировочно 40 га).

По характеру поземель­ных повинностей гуфы были обложенными повинностями и рыцарскими (свободными от повинностей). В состав ренты входили: 1)чинш (регулярный фиксированный оброк продуктами или деньгами); 2)десятина (каждый десятый сноп зерна; каждая десятая голова скота); 3)постоянный земельный налог с чиншевых гуф. Кроме того, крестьяне несли гужевую повинность при выполнении строительных работ, а также в военное время.

В дальнейшем (14-16 вв.) развитие феодальных отношений в западнонемецких и остэльэбских областях было неодинаковым: западные об­ласти более активно включились в торговлю сельскохозяйственными про­-
дуктами, что способствовало формированию в этом регионе прогрессивных тенденций в развитии земледелия.

Россия

Наши рекомендации