Тема 9. ОППОРТУНИСТИЧЕСКОЕ ПОВЕДЕНИЕ В КОНТРАКТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ

9.1. Асимметричность информации при заключении контракта

Важнейшим результатом выбора формы контракта и параметров контракта является распределение чистых выгод. Оно зависит не только от действительной ценности обмениваемых ресурсов до и после обмена, но и от склонности партнеров к оппортунистическому поведению на этой стадии контрактного процесса и от возможностей такого поведения.

Истоки предконтрактного оппортунизма коренятся в закономерном желании агентов максимизировать свои будущие выгоды. Реализуя это желание, они стремятся навязать партнеру невыгодные для него условия сделки, используя два вида преимуществ в ходе переговоров:

· асимметрию информации;

· асимметрию переговорных позиций.

Принципиальное различие контрактов, испытывающих влияние той и другой форм асимметрии, состоит в том, что если в первом случае жертва оппортунистического поведения не сомневается в распределительной справедливости договоренностей, то во втором несправедливость распределения выгод для нее ясна.

Говоря о первой ситуации, следует иметь в виду, что совершенный рынок, полагающий доступность для агентов всей значимой информации, - это, скорее, идеал, нежели реальность. На самом деле вступающие в контакт агенты обычно обладают частной информацией относительно предмета будущей сделки, которая различна по объему и структуре. Принцип рациональности при этом означает, что у более информированной стороны есть стимул дать партнеру неполную или искаженную информацию об обещанном товаре или услуге.

Наличие частной информации, влияющей на ожидаемые выгоды сторон контракта, может порождать разные формы предконтрактного оппортунизма. Одна из таких форм, требующая противодействия и учета, - ухудшающийся отбор, или понижение качества партнеров.

Эта форма имеет место в ситуациях, когда агент вступает в идентичные по форме контрактные отношения с множеством партнеров, каждый из которых располагает частной информацией о предмете контракта. Это, прежде всего, информация об индивидуальной оценке полезности сделки, которая для каждого своя. Не зная этих оценок, агент не в состоянии дифференцировать группу будущих партнеров, предложив каждому контракт с особым распределением выгод. Он вынужден предлагать всем стандартный контракт, параметры которого носят усредненный характер и отражают среднестатистические характеристики группы.

Типичным примером подобной ситуации является рынок страхования. Лица, не ожидающие страховых выплат, не стремятся купить полисы. Их покупателями становятся лица, для которых цена полиса оказывается ниже ожидаемых в связи с возникновением страхового случая издержек.

Термин «отбор» в данном случае означает, что готовы пойти на такую стандартную сделку не все возможные партнеры. Ухудшающий характер отбора отражает тот факт, что на сделку идут те лица, контракт с которыми агенту, лишенному информации, особенно невыгоден. В нашем примере частота наступления страховых случаев оказывается выше ожидаемой им, что ведет к превышению издержек компенсации ущерба над заложенными в цену полиса. Стремясь минимизировать убытки, страховая компания поднимет в будущем цену полисов. Это приведет к дальнейшему ограничению круга их покупателей, но проблема останется.

Ситуация ухудшающего отбора чревата коллапсом рынков, на которых складываются соответствующие условия. Так как рыночные меры ее решения (посредством цен) оказываются неэффективными, возникает необходимость использования на предконтрактной стадии нерыночных способов защиты. Это означает, что процедура заключения контракта должна содержать механизмы, обеспечивающие раскрытие частной информации. Существуют разные механизмы такого рода.

Наши рекомендации