Недостатки малого предпринимательства
Анализируя предпринимательскую среду, можно выделить ряд причин, тормозящих развитие малого предпринимательства, несмотря на усиление внимания к этой проблеме государства и многих субъектов Российской Федерации:
1. Сложная экономическая обстановка, царящая в стране: инфляция, разрыв хозяйственных связей, ухудшение платежной дисциплины, высокий уровень процентных ставок, слабая правовая защищенность предпринимателей.
2. Низкий уровень организационно-экономических и правовых знаний предпринимателей, отсутствие деловой должной этики, хозяйственной культуры, как в малом бизнесе, так и в государственном секторе.
3. Негативное отношение определенной части населения, связывающей предпринимательство напрямую только с посредничеством, куплей-продажей.
4. Неотработанность организационных и правовых основ регулирования развития предпринимательства на региональном уровне.
5. Слабость действия механизма государственной поддержки малого предпринимательства.
6. По сравнению с крупными предприятиями малые предприятия обладают более высоким уровнем риска, и, следовательно, высокой степенью неустойчивости на рынке.
7. Малые предприятия зависимы от крупных компаний.
8. Повышенная чувствительность к изменениям условий хозяйствования.
9. Малое предпринимательство связано с большими трудностями в привлечении дополнительных финансовых средств и получении кредитов.
10. Малые предприятия не обладают рыночной властью и хорошей ресурсной базой.
11. Несмотря на повышенную гибкость, потенциальные способности малого предпринимательства к изменениям не велики.
12. Малое предпринимательство имеет малую склонность к инвестиционной деятельности из-за недостаточных размеров капитала и долгосрочности отдачи от вложений.
Вопрос 3: Функции малого предпринимательства.
Сущность малого предпринимательства проявляется в его экономических и социальных функциях:
1. формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества в товарах (работах, услугах);
2. расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров (работ, услуг) и культуры обслуживания;
3. приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;
4. содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мобильность, маневренность;
5. привлечение личных средств населения для развития производства. Партнеры в малых предприятиях вкладывают свои капиталы в дело с большей заинтересованностью, чем в крупных;
6. создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;
7. более эффективное использование творческих способностей людей, раскрытие их талантов, освоение различных видов ремесел, народных промыслов;
8. вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых работа на крупном производстве имеет определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);
9. формирование социального слоя собственников, владельцев предприятий, фирм, компаний;
10. активизация научно-технического прогресса;
11. освоение и использование местных источников сырья и отходов крупных производств;
12. содействие деятельности крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;
13. освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.