Криминальный автобизнес; состояние и тенденции развития
Глава I
ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АВТОМАТИЗИРОВАННЫХ ИНФОРМАЦИОННО-ПОИСКОВЫХ СИСТЕМ ПРИ РОЗЫСКЕ АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ1
(опыт России)
В настоящее время информационное обеспечение розыскной деятельности следователя при расследовании противоправных завладений автотранспортными средствами не в полной мере удовлетворяет потребности следственных подразделений. Обнаружению похищенных автомобилей при их передвижении, совершению сделок с ними, а так же их регистрации, должно способствовать грамотное использование криминалистически значимой информации, содержащейся в автоматизированных информационно-поисковых системах.
В основе использования АИПС лежит система понятий для описания информации и осуществления поиска. Такие понятия, объединенные в классификаторы, в настоящее время даны в документах, утвержденных приказом МВД России № 400—1994 года.2 Базы данных, системы и учеты создаются и на автотранспортные средства, а также на их документы и бланки (технические паспорта, водительские удостоверения и т. п.) в рамках единой автоматизированной системы «Дорожное движение» (АИПС-ДД), действующей в соответствии с приказами МВД РФ №№ 90—1981 и 58— 1994.3 Она состоит из нескольких подсистем. Наиболее используемыми при расследовании противоправных завладений автотранспортными средствами из них являются: «Автомобиль», «Техдокумент», «Автопоиск».
1 Глава написана совместно с Петраковым А. П.
2 Приказ МВД РФ № 400 от 31 августа 1993 г. О формировании и веде
нии централизованных оперативно справочных, розыскных, криминали
стических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек
органов внутренних дел Российской Федерации. — М., 1993.
' Приказ МВД СССР № 90 от 20 марта 1981 г. О создании единой автоматизированной информационно-поисковой системы «Дорожное движение» — М., 1981; Приказ МВД России № 58 от 17 февраля 1994 г. «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомото-транспортные средства». - М., 1994.
формирование учета разыскиваемых и бесхозных транспортных средств ведется в рамках подсистемы «Автопоиск», которая является составной частью федерального банка криминалистической информации ГИЦ. Подсистема выдает криминалистически значимую для розыскной деятельности следователя информацию по одному или нескольким поисковым признакам автомашины (номер двигателя, кузова, шасси, государственный регистрационный знак, цвет, марка, модель, модификация и т. п.)- Здесь содержатся также сведения о количестве транспортных средств по маркам или моделям как по стране, так и по каждому региону за любой период времени. Централизованный учет вышеуказанных транспортных средств ведется в ГИЦ МВД РФ, где эти данные кодируются и вводятся в компьютер для их использования.
Информационно-поисковая подсистема «Автомобиль» предназначена для сбора, систематизации, обработки и хранения, а также выдачи информации по отдельным признакам или совокупности признаков о транспортных средствах государственной или личной принадлежности, зарегистрированных в отдельном регионе, где и функционирует данная система.
Информационный фонд подсистемы «Автомобиль» является контрольным при формировании информационных фондов АИПС «Автопоиск» и подсистемы «Тех-документ», функционирующих в рамках автоматизированной поисковой системы «Дорожное движение»,1 т, е. при формировании информационных фондов этих систем необходимо обращаться в фонд подсистемы «Автомобиль» для уточнения, идентификации или выяснении полных сведений о транспортном средстве и его владельце.
Централизованная информационно-поисковая система «Техдокумент» (ранее «Технический паспорт»2) предназначена для сбора, хранения и обработки информации в целом по России обо всех утраченных и похищенных технических паспортах на автотранспортные средства. Запросы по данной информационно-поисковой системе высылаются в случаях, если имеются сомнения в подлин-
1 Приказ МВД СССР № 270 от 16 августа 1982 г. «Об утверждении Инструкции о порядке функционирования систем «Автопоиск» и «Автомобиль» автоматизированной информационно-поисковой системы «Дорожное движение».
i Приказ МВД СССР № 67 от 26 февраля 1980 г. «О создании централизованной информационно-поисковой системы сбора, обработки и анализа об утраченных и похищенных технических паспортах на автомото-транспортные средства «Технический паспорт».
ности технических документов на автотранспортное средство.
Информация о наличии запрошенного технического документа в системе служит для установления его принадлежности к категории похищенных. Система обеспечивает выдачу необходимой информации на основании серии и номера технического документа.
По специальным соглашениям информация федеральных учетов может предоставляться международным полицейским организациям (Интерпол).1 В свою очередь банк данных АИПС «Автопоиск» регулярно пополняется передаваемой из национального центрального бюро Интерпола соответствующей информацией, поскольку противоправные завладения автотранспортными средствами уже давно стали преступлениями международного масштаба. При этом за год, с помощью возможностей Интерпола разыскивается около полутора тысяч автомашин, ставших предметом противоправного завладения.2
При введении в действие подсистем специальной межрегиональной заградительной системы контрольных постов милиции порядок прохождения и использования информации о разыскиваемом транспортном средстве, функционирует в соответствии с АИПС ГУГИБДД МВД РФ «Розыск».
Основными проблемами эффективного использования автоматизированных информационно-поисковых систем, применяемых при розыске автотранспортных средств, в настоящее время, являются:
—значительное число ложных совпадений при про
верке номеров агрегатов автомобиля, что приводит к
большим потерям времени и сил на дополнительную про
верку. Причиной этого является то, что в карточку учета и
базу данных на автотранспортные средства, ставшие
предметом противоправного завладения, закладывают
ся не все 17 цифр и букв полного идентификационного
номера автомобилей, а только 7;
—несвоевременность введения в АИПС информации
о противоправном завладении автотранспортным средст
вом и постановки таких автомашин на учет.
1 Приказ МВД России № 10 от 11 января 1994 года «Об утверждении Инструкции о порядке исполнения и направления органами внутренних дел РФ запросов и поручений по линии Интерпола». - М., 1994; Указание заместителя министра внутренних дел РФ от 24.03.1992 № 1/965 «О порядке межгосударственного правового сотрудничества».
1 Отчет МВД РФ перед гражданами России // Российская газета от 11.03.1994.
— несвоевременность удаления информации о проти
воправном завладении автотранспортным средством по
сле его обнаружения и возвращения законному владель
цу, когда оно формально продолжает числиться в
розыске;
— малоэффективность автоматизированных инфор
мационно-поисковых систем в случаях качественной пе
ребивки идентификационного номера автомобиля при
отсутствии современных средств ее выявления;'
— отсутствие базы данных с важной при розыске ав
тотранспортных средств информацией о противоугонных
маркировочных обозначениях;2
— отсутствие в органах внутренних дел надлежащей
информации о фактах передоверия в отношении авто
транспортных средств;3
— отсутствие компьютерных программ, содержащих
необходимые данные по автотранспорту, с возможностью
дорисовки и наложения на изображение различных кон
структивных и маскирующих элементов (молдинги, анти
крылья, наклейки и т. п.), а также дефектов (вмятины, ца
рапины);'
— отсутствие баз данных по учету номерного обору
дования автомобилей;5
В качестве основных путей повышения эффективности использования данных автоматизированных информационно-поисковых систем, возможно предложить следующее:
1. Идентификационный номер угнанных похищен
ных транспортных средств вносить полностью, а не
частично.
2. Своевременно удалять его после обнаружения ав
томобиля.
1 Методические рекомендации по выявлению поддельных документов
на право вождения и пользования автомототранспортом,— М., МВД
СССР 1982.
2 Сретенцев Н. И. Использование современных научно-технических
достижений в расследовании краж автотранспортных средств. Авторе
ферат на соискание ученой степени к.ю.н. - М., 1994. - С. 20.
3 См.: Липец А. Я. Некоторые организационные вопросы повышения
эффективности раскрытия и расследования краж и угонов автомобилей
// Проблемы повышения эффективности раскрытия и расследования
угонов и краж автомобилей. — М., 1985. — С. 33.
4 Смелое И. В. Использование транспортных средств в механизме со
вершения преступлений организованными преступными группами. Дис
сертация к.ю.н. - М., 1996. - С. 138.
5 См.: Задоянный М. Т. Криминологическая характеристика профи
лактика краж угонов автотранспорта. Диссертация к.ю.н.— М., 1991 —
С. 125.
3. Ввести в практику при работе с АПС «Автопоиск»
ассоциативный поиск по схожим идентификационным
номерам и времени угона.
4. Провести комплекс необходимых мероприятий по
созданию в ГИЦ МВД РФ АБД для осуществления про
верки автомашин по сочетаниям номеров на кузове и дви
гателе.
5. Разработать компьютерные программы по автома
тическому ежедневному обновлению данных о противо
правных завладениях автотранспортными средствами и
выявлению длительное время неиспользуемой информа
ции с ее последующей перепроверкой.
6. Вносить в автоматизированную информационно-
поисковую подсистему «Автомобиль» поступающую из
органов нотариата информацию о выданных доверенно
стях на транспортные средства или совершении сделок с
ними (вид доверенности, на какой срок, кому и т. п.).
7. Разработать компьютерные программы, содержа
щие полные сведения об автотранспорте, с возможностью
дорисовки и наложения на графическую основу изобра
жений различных конструктивных и маскирующих эле
ментов, а также дефектов.
8. Обучить сотрудников ГИБДД применению новых
специальных приборов, устанавливающих признаки под
делки технической документации на автотранспортное
средство и изменения маркировки номерных агрегатов,' а
также дополнить имеющиеся или разработать новые ин
струкции и рекомендации по их выявлению.2
9. Создать базы данных по учету номерного оборудо
вания автомобилей.
10. Представить в подсистему «Автопоиск» информа
цию о специальных противоугонных маркировках авто
мобиля и местах их нанесения.
Вышеуказанные предложения по повышению эффективности использования автоматизированных информационно-поисковых систем, смогут оказать дополнительную помощь в расследовании и раскрытии противоправных завладений автотранспортными средствами.
' Приказ МВД России № 58 от 26 декабря 1994 г. «О мерах реализации постановления Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. № 938». - М, 1995.
J Памятка о признаках подделки водительских документов, маркировочных данных легковых автомобилей и способах их выявления,- М.: ВНИИ МВД СССР, 1989; Указание МВД СССР № 1/2772 от 9 июня 1988 г. «О памятке применения противоугонных устройств». — М., 1988.
Глава II
ЗАЩИТА ПОТРЕБИТЕЛЯ
ОТ ПРЕСТУПНЫХ ПОСЯГАТЕЛЬСТВ:
ОТ ПРОФЕССИОНАЛОВ МОГУТ ЗАЩИТИТЬ
ТОЛЬКО ПРОФЕССИОНАЛЫ
(опыт Украины)
До 1995 года в Украине не было специализированных частных учреждений, которые занимались только «исследованием идентификационных номеров агрегатов автотранспорта на предмет установления их подлинности». Между тем авторынок Украины не ждал, пока правоохранительные органы, частные компании и компетентные юридические организации подготовятся к наплыву ворованных автомобилей. Были случаи, когда в МРЭО некоторые марки импортных автомобилей регистрировали просто без номера двигателя, потому что его не могли найти.
Завезенные в страну еще в те времена, сегодня эти машины успешно меняют владельцев, пока не попадут к профессиональному инспектору, который потребует проведения экспертизы и тогда... Есть автомобили, которые таким образом прошли в Украине через нескольких владельцев.
Истина в том, что любую машину перед покупкой надо обязательно проверить с криминальной точки зрения — становится с каждым днем очевидней. По данным частного бюро судебных экспертиз «Сантодор», которое совместно с КНИИСЭ (см. «АФП» № 9) одним из первых в Украине стало работать в области автоэкспертиз с 1995 года, резко увеличился поток клиентов, приезжающих на экспертизу парами «покупатель-продавец».
«Сантодор» тесно взаимодействует с правоохранительными органами (большинство сотрудников этого бюро — бывшие работники МВД в отставке, имеющие большой опыт экспертной работы). В первые годы работы бюро принимало на экспертизу автомобили только по решению органов следствия, дознания и суда. Но увидев потребность людей защититься от правового беспредела, было решено проводить экспертизу и по заявлениям частных лиц.
Очевидно, что продавец, знающий о подделке, не поедет на экспертизу. Добровольно приезжают люди, убежденные в «подлинности» своей машины. Но бывают случаи, когда после экспертизы покупатель и продавец разъезжаются в разные стороны.
Многие хозяева зачастую сами не знают о реальном прошлом своих автомобилей, ведь подавляющее большинство транспортных средств попадает в нашу страну
через третьи руки. Но и те, кто знают, чувствуют себя достаточно уверенно.
Современные технологии позволяют преступникам искусно подделывать и номерные знаки агрегатов, и документы, и даже результаты экспертизы авторитетных учреждений.
• Поэтому рекомендации некоторых авторов о том, как самому обнаружить подделку, имея с собой флакончик ацетона и тампончик ваты, — кажутся нам наивными. От профессионалов могут защитить только профессионалы.
Идентификационные номера автомобилей теперь изменяют, используя промышленные штампы, компьютерный подбор лако-красочного покрытия, точные технологии обработки сварных или клееных швов. Не говоря уже о использовании полиграфического оборудования для подделок документов.
В Польше сейчас действует подпольный синдикат, который делает фальшивые документы, выявляющиеся только комплексным исследованием. Об этом компетентно сообщили польские партнеры из варшавского детективного бюро «Рутковский» — бюро «Сантодор». По контракту с этим детективным бюро, «Сантодор» получит право пользоваться базой данных об угнанных автомобилях в Европе, формируемой европейскими страховыми компаниями. Массив автомобилей в этой базе — около 500 000 машин. База пополняется раз в десять дней по Интернету. Каждую машину приходящую на экспертизу проверяют и по этой базе данных.
И вот интересный факт: номера агрегатов могут быть неизмененными, а автомобиль числится угнанным (или угнан по договоренности с хозяином, или провезен по поддельным документам). Следовательно, при пересечении украинской границы на запад владельцу автомобиля грозит конфискация.
Недавно в газете «Факты» была опубликована статья о том, как некий украинский гражданин был обманут при помощи поддельного заключения экспертизы.
В Киеве было совершено мошенничество с использованием подделанной ксерокопии акта экспертизы бюро «Сантодор».
Этот случай вынудил руководство бюро заказать в ГосЗнаке Украины новые бланки с пятью степенями защиты, и напомнить согражданам:
—чтобы убедиться в достоверности экспертизы, нуж
но связаться с бюро и перепроверить ее по числу, дате и
марке автомобиля, а не довольствоваться ксерокопиями;
—у этого бюро судебных экспертиз нет филиалов ни в
Киеве, ни по Украине. Все экспертизы бюро проводит по
единому адресу: г. Киев, ул. Выборгская, 91.
В бюро «Сантодор» проводят следующие виды исследований:
1. Установление года выпуска автомобиля.
2. Определение рабочего объема двигателя в см куб.
3. Определение мощности двигателя автомобиля в л. с.
4. Исследование документов на предмет установления
их подлинности.
5. Исследование номера двигателя автомобиля на
предмет установления его подлинности.
6. Исследование номера кузова автомобиля.
7. Установление идентификационных свойств лако
красочного покрытия автомобиля.
8. Автотовароведческая экспертиза (определение ос
таточной стоимости автомобиля, определение материаль
ного ущерба при ДТП).
С недавнего времени бюро предлагает новый вид услуг — розыск и установление угнанного (украденного) транспорта и сообщение о месте его нахождения законному владельцу.
По распоряжению Министра внутренних дел Украины сейчас активно создаются подразделения МВД при каждом областном криминалистическом отделе, которые призваны обеспечивать работу с транспортом.
«Сантодор» очень надеется на плодотворное сотрудничество с ними. Эксперты-криминалисты с оптимизмом встретили увеличение числа «конкурентов». Они говорят: «Если бы сегодня все и навсегда отказались воровать автомобили и перебивать номера, то понадобится еще не один год ежедневного упорного труда всех экспертно-криминалистических структур Украины, чтобы очистить страну от «нечистых» автомобилей». Подтверждением тому свидетельствуют статистические данные о способах замены преступным миром номеров агрегатов на автомобилях выявленных бюро «Сантодор» в 1997 г., см. табл. 1.
Таблица 1.
№ п/п | Марка автомобиля | Количество автомобилей | Способы изменения номеров агрегатов | ||
Перебивка знаков | Вваривание площадки | Замена панели | |||
1 2 3 4 5 | Alfa Romeo Audi BMW DJEEP Fiat | 2 22 25 7 5 | 2 (100%) 15 (68,2%) 17 (68,0%) 5(71,4%) 5 (100%) | 7(31,8%) 8 (32,0%) 2 (28,6%) | 1 1 1 1 1 |
Продолжение табл.
№ п/п | Марка автомобиля | Количество автомобилей | Способы изменения номеров агрегатов: | ||
Перебивка знаков | Вваривание площадки | Замена панели | |||
7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 | Mersedes Москвич Opel Peugeot Renault Toyota Skoda Seat ВАЗ Волга (ГАЗ) Volvo Volkswagen | 21 2 3 2 11 1 1 96 5 132 | 14 (66,6%) 1 (50%) 1 (33,3%) 2 (100%) 1(100%) 1(100%) 1(100%) 1 (100%) 87 (90,6%) 3 (60%) 1 (100%) 21 (65,6%) | 1 (50%) 2 (66,6%) 2(2,1%) 1 (20%) 11(34,4%) | 7 (33,3%) 7 (7,3%) 1 (20%) |
Всего: | 178(76,4%) | 38(16,3%) | 17(7,3%) |
Из 233-х автомобилей выявленных с измененными номерами в 162 случаях, или 69,5% установлены первоначальные (действительные) номера агрегатов.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННОГО ПРЕСТУПНОГО МИРА
Раздел IV