Формирование и поддержание организационной культуры.
Формирование ОК: внешняя адаптация и внутренняя интеграция. Проблемы внешней адаптации и внутренней интеграции (по Э.Шайну). Подходы к формированию лидерами организационной культуры. Принципы формирования ОК. Поддержание ОК. Понятие «сила» культуры и ее характеристики. Основные группы методов поддержания организационной культуры.
Знаково-символическая составляющая организационной культуры.
Понятие знаково-символической системы. Формы знаково-символической системы: мифы, легенды, обряды, ритуалы, церемонии. Познание сотрудниками ОК.
Связь системы управления и организационной культуры.
Соответствие культуры принятой стратегии. Матрица оценки «культурного» риска (по Г.Шварцу и С.Дэвису).
Четыре основных подхода к разрешению проблемы несовместимости стратегии и культуры организации.
Подстраивание системы управления под существующую организационную культуру. Управление ОК.
Маркетинг персонала
Сущность и содержание маркетинга персонала.
Маркетинг персонала как определенная философия и стратегия управления человеческими ресурсами на предприятии. Маркетинг персонала как элемент кадровой политики, реализуемый через комплекс задач управления персоналом. Маркетинг персонала как вид управленческой деятельности, направленный на определение и покрытие потребности в персонале. Маркетинговая концепция управления персоналом. Содержание маркетинга персонала. Организация как производитель и потребитель товара «персонал». Спрос и предложение специфического товара «персонал» и роль маркетинга. Конкурентоспособность персонала. Основные предпосылки кадрового маркетинга: организационная структура, состояние обеспеченности рабочими кадрами, наличие вакансий. Стратегия организации и концепции маркетинга. Анализ кадрового потенциала организации. Организация кадрового планирования. Планирование и прогнозирование потребности в персонале. Информационная функция маркетинга персонала: изучение требований, предъявляемых к должностям и рабочим местам; исследование внешней и внутренней среды организации; изучение рынка труда; изучение имиджа организации как работодателя. Коммуникационные функции маркетинга персонала: сегментирование рынка труда; источники и пути покрытия потребности в персонале; внутриорганизационные связи в маркетинге персонала.
Связи с общественностью и корпоративная культура как инструменты маркетинга персонала.
Организация общественного мнения: сущность, назначение, используемые средства (установление иподдержание связей с прессой, пропаганда услуг (товара), общефирменная коммуникация, лоббизм,консультирование). Роль и место связей с общественностью в управлении персоналом. Оценка результатов пропагандистской деятельности. Сущность и характерные черты корпоративной культуры организации. Значение корпоративной культуры в организации, ее влияние на эффективность деятельности организации в целом. Корпоративная культура как инструмент маркетинга персонала.
Имидж организации как инструмент маркетинга персонала.
Основные характеристики имиджа, его виды и функции. Формирование внутреннего и внешнего имиджа организации. Имидж как психологическая PR-категория в организации. Имидж организации как инструмент маркетинга персонала.
Подсистема планирования и маркетинга персонала в организации.
Функции подсистемы планирования и маркетинга персонала: разработка кадровой политики, разработка стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, организация кадрового планирования, планирование и прогнозирование потребности в персонале, организация рекламы, поддержание взаимосвязи с внешними источниками, обеспечивающими организацию кадрами.