Раздаточный материал к СР №4

Задание 1

Тема 1.Языковые особенности публицистического стиля.

Цели. Углубление знаний о публицистическом стиле, сферах его употребления; совершенствование устной и письменной грамотности; активизация творческих способностей.

Ключевые слова: публицистический стиль, задача речи, воздействие, лексика.

Задание.Работа с текстом.

Обширна1 казахская земля!4 От Алтая до Урала, от далекой Сибири до Алатау привольно3 вытянулись2 ее просторы7. Три тысячи километров с востока на запад, почти две тысячи километров с севера на юг – такова территория моей Республики5. На ней могли бы разместиться 5 Франции или 21 Англия. Есть у нас и снежные горы, и знойные степи, зеленые долины и малолюдные пустыни7. В феврале в Южном Казахстане начинается весенний сев, а на севере стоят лютые морозы, доходящие до 50 градусов. Реки и озера в разное время срывают с себя ледяное покрывало, и по-разному плещут их волны4. (По Г. Мусрепову

1Выделите из текста числительные. Цифры запишите словами. Обозначьте падежные окончания.

2. Выполните указанные в тексте грамматические задания.

3.О чем говорится в тексте? Какова стилевая принадлежность текста. Ответ обоснуйте. Определите тип речи.

5. Продолжите рассказ о своей республике. Прослушайте обзор новостей. Составьте сообщение «Казахстан в современном мире».

Задание 2

Тема 2. Газетные жанры

Цели. Систематизациясведений о стилях речи; умение составлять газетные статьи; совершенствование навыков письменной речи.

Задание.

Просмотрите подборку газет за неделю, сделайте вырезки по проблемам: «Новые технологии в образовании»; «Мир и молодежь».

Обратите внимание:

При подготовке обзоров газетного материала, в частности заметок информационного характера, необходимо:

1) определить тему предстоящего обзора;

2) выписать из газет названия заметок по данной теме;

3) указать адресат;

4) подчеркнуть в каждой заметке основную мысль, выписать ключевые слова, которые будут использоваться при раскрытии той или иной темы;

5)наметить соответствующую, характерную для обзора последовательность изложения материала: а) введение (перечисление, общая характеристика событий за неделю); б)описание событий (первого, второго и т.д.) с соответствующим комментарием этих событий) в) обобщение, выводы.

Задание 3

Тема 3. Художественный стиль.

Цели. Знание основных признаков стилей текста; умение устанавливать стиль речи по речевой ситуации; умение анализировать текст.

Задание. Работа с текстом.

…У любого человека

Должны быть обязательно,

Кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:

Родная земля,

Родной язык,

Родная культура,

Родная история…

И все они –

В облике одной,

Собственной матери родной.

Когда любишь свой корень,

Ценишь его, -

Понимаешь боль и любовь

Всех и всего,

Приобретаешь такое же чувство

К другой земле,

К другому языку,

К другой культуре

К другой истории… (М.Ш.)

1. Определите главную мысль текста. Выразите свое отношение. Озаглавьте текст.

2. Какова стилевая принадлежность текста? Ответ обоснуйте.

3. Приведите несколько пословиц, высказываний, ассоциируемых с основной мыслью текста.

4. Назовите автора текста. Составьте сообщение о жизни и творчестве поэта.

Задание 4

Итоговое задание. Комплексный анализ текста.

Цели. Знание характерных признаков книжных стилей; умение производить стилистический анализ текста; развитие устной и письменной речи.

Памятка к анализу текста

1.Выявление темы и основной мысли.

2.Стилевая характеристика высказывания:

-установление задач автора;

-установление адресата;

-стилевые черты.

3.Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.

4. Характеристика строения текста и его частей:

-определение микротем - составление плана;

-выявление типового значения фрагментов и способов его выражения- составление схемы строения текста;

-анализ способов и средств связи предложений и частей текста

Семестр 2

Наши рекомендации