Раздаточный материал к СР №4
Задание 1
Тема 1.Языковые особенности публицистического стиля.
Цели. Углубление знаний о публицистическом стиле, сферах его употребления; совершенствование устной и письменной грамотности; активизация творческих способностей.
Ключевые слова: публицистический стиль, задача речи, воздействие, лексика.
Задание.Работа с текстом.
Обширна1 казахская земля!4 От Алтая до Урала, от далекой Сибири до Алатау привольно3 вытянулись2 ее просторы7. Три тысячи километров с востока на запад, почти две тысячи километров с севера на юг – такова территория моей Республики5. На ней могли бы разместиться 5 Франции или 21 Англия. Есть у нас и снежные горы, и знойные степи, зеленые долины и малолюдные пустыни7. В феврале в Южном Казахстане начинается весенний сев, а на севере стоят лютые морозы, доходящие до 50 градусов. Реки и озера в разное время срывают с себя ледяное покрывало, и по-разному плещут их волны4. (По Г. Мусрепову
1Выделите из текста числительные. Цифры запишите словами. Обозначьте падежные окончания.
2. Выполните указанные в тексте грамматические задания.
3.О чем говорится в тексте? Какова стилевая принадлежность текста. Ответ обоснуйте. Определите тип речи.
5. Продолжите рассказ о своей республике. Прослушайте обзор новостей. Составьте сообщение «Казахстан в современном мире».
Задание 2
Тема 2. Газетные жанры
Цели. Систематизациясведений о стилях речи; умение составлять газетные статьи; совершенствование навыков письменной речи.
Задание.
Просмотрите подборку газет за неделю, сделайте вырезки по проблемам: «Новые технологии в образовании»; «Мир и молодежь».
Обратите внимание:
При подготовке обзоров газетного материала, в частности заметок информационного характера, необходимо:
1) определить тему предстоящего обзора;
2) выписать из газет названия заметок по данной теме;
3) указать адресат;
4) подчеркнуть в каждой заметке основную мысль, выписать ключевые слова, которые будут использоваться при раскрытии той или иной темы;
5)наметить соответствующую, характерную для обзора последовательность изложения материала: а) введение (перечисление, общая характеристика событий за неделю); б)описание событий (первого, второго и т.д.) с соответствующим комментарием этих событий) в) обобщение, выводы.
Задание 3
Тема 3. Художественный стиль.
Цели. Знание основных признаков стилей текста; умение устанавливать стиль речи по речевой ситуации; умение анализировать текст.
Задание. Работа с текстом.
…У любого человека
Должны быть обязательно,
Кроме родителей, четыре корня, как четыре матери:
Родная земля,
Родной язык,
Родная культура,
Родная история…
И все они –
В облике одной,
Собственной матери родной.
Когда любишь свой корень,
Ценишь его, -
Понимаешь боль и любовь
Всех и всего,
Приобретаешь такое же чувство
К другой земле,
К другому языку,
К другой культуре
К другой истории… (М.Ш.)
1. Определите главную мысль текста. Выразите свое отношение. Озаглавьте текст.
2. Какова стилевая принадлежность текста? Ответ обоснуйте.
3. Приведите несколько пословиц, высказываний, ассоциируемых с основной мыслью текста.
4. Назовите автора текста. Составьте сообщение о жизни и творчестве поэта.
Задание 4
Итоговое задание. Комплексный анализ текста.
Цели. Знание характерных признаков книжных стилей; умение производить стилистический анализ текста; развитие устной и письменной речи.
Памятка к анализу текста
1.Выявление темы и основной мысли.
2.Стилевая характеристика высказывания:
-установление задач автора;
-установление адресата;
-стилевые черты.
3.Наблюдение за влиянием стиля, темы и основной мысли на организацию текста: на отбор сведений, состав типов речи, использование языковых средств.
4. Характеристика строения текста и его частей:
-определение микротем - составление плана;
-выявление типового значения фрагментов и способов его выражения- составление схемы строения текста;
-анализ способов и средств связи предложений и частей текста
Семестр 2