Стратегическое видение перспектив развития и миссия Волгограда
Волгоград-2030 – уверенно и устойчиво развивающийся мегаполис агломерационного типа, город с великой историей, диверсифицированной экономикой знаний и инноваций, растущим средним классом, прозрачным и эффективным самоуправлением, разнообразными социокультурными и экологическими инициативами, активным гражданским обществом.
Логика стратегического планирования развития Волгограда состоит в том, чтобы обеспечить эволюционный переход от доминирования индустриальных черт в облике Волгограда и отраслевой структуре его экономики к преобладанию постиндустриальных характеристик городской жизни, хозяйства и культуры (концентрация основных видов деятельности и занятости в секторе услуг, компактный высокотехнологичный индустриальный сектор, 24-часовая активность, высокая востребованность образовательных услуг, развитый малый бизнес, высокая обеспеченность современными форматами торговли и общественного питания, развитые общественные пространства, единая коммуникационная среда, активная культурная жизнь и развитая сфера развлечений, актуальные формы потребительской культуры, высокие стандарты качества жизни). Промышленность в долгосрочном периоде будет играть определяющую роль в развитии Волгограда, поэтому постиндустриальный вектор предполагает не кардинальную смену специализации городской экономики, а стимулирование применения новейших технологий в уже существующих промышленных отраслях.
Структура городского транспорта характеризуется неуклонным увеличением удельного веса рейсовых автобусов повышенной вместимости, а также трамвайного и троллейбусного электротранспорта при сокращении доли частных маршрутных такси. По качеству автомобильных дорог и их пропускной способности Волгоград не уступает городам-миллионникам страны и ведущим муниципальным образованиям Юга России. Модернизированная в ходе подготовки к проведению ЧМ-2018 транспортная инфраструктура обеспечит высокую мобильность жителей и связанность территорий районов, формируя единое городское пространство. В дальнейшем – интенсивное использование потенциала спортивной, гостиничной и транспортной инфраструктуры для привлечения дополнительных туристских потоков, в том числе для активного участия в заявочных кампаниях на проведение крупных международных мероприятий.
Рост уровня комфортабельности городской среды обеспечивается муниципальными программами комплексного озеленения и благоустройства дворов, парков, скверов и природных территорий; развитием инфраструктуры для людей с ограниченными возможностями; расширением сети пешеходных и велосипедных дорожек (включая велопарковки и прокатные пункты); созданием новых дворовых детских и спортивных площадок, межквартальных детских городков и комплексов уличных тренажеров; ограничением точечной застройки и реставрацией архитектурного облика исторического центра города.
Создание в Волгограде национального исследовательского университета будет мощным фактором привлечения в город новых жителей, молодых квалифицированных специалистов и даст дополнительный импульс развитию научно-образовательного комплекса и инновационного бизнеса.
Формулировка миссии Волгограда учитывает стратегические цели социально-экономического развития РФ и Волгоградской области.
Развернутый вариант стратегической миссии Волгограда: расширенное воспроизводство историко-патриотической идентичности, обеспечение устойчивого развития мегаполиса на основе консолидации интересов местного сообщества и интеграции ресурсов территории путем создания благоприятных условий для роста конкурентоспособности Волгограда с перспективой реального утверждения в статусе инновационного, туристического, транспортно-промышленного и культурного центра.
Концентрированный вариант стратегической миссии Волгограда: инновационный мегаполис постиндустриального типа с растущим средним классом, диверсифицированной экономикой и комфортной городской средой.
Фокус-миссии для ключевых заинтересованных участников:
население – «благоустроенный город, в котором уютно и удобно жить»;
бизнес и инвесторы – «предпринимательский город, открытый для инноваций и инвестиций»;
туристы и новые жители – «героический, красивый город, в который хочется приехать и который невозможно забыть».