Лицензионная стратегия. Сертификация
Лицензия суть договор между двумя сторонами. Первая — лицензиар — обеспечивает условия, позволяющие пользоваться некоторой технологией (деятельностью) в установленных пределах. Вторая — лицензиат — пользуясь этой технологией (деятельностью) выплачивает (в оговоренном порядке) определенные суммы за предоставленные ему возможности.
Обычно лицензируются изобретения, технологические новшества, "сырые" или "отработанные" (см. жизненный цикл товара) технологии, а также определенные виды
деятельности. Например, для сферы культуры все более остро встает вопрос о лицензировании деятельности по организации туризма, культурно- досуговой деятельности и т. п., где лицензиаром выступают муниципальные или федеральные органы власти.
Лицензии могут быть как патентные (когда лицензируется не только деятельность, но и технология, ноу-хау и товарный знак), так и беспатентные (когда лицензируется только ноу-хау). По объему передаваемых прав лицензия может быть полная (передача всех прав), исключительная (передается право на использование в определенных пределах, и лицензиар не имеет прав на данной территории и в данное время пользоваться лицензируемой деятельностью) и Простая или неисключительная. В последнем случае лицензиар оставляет за собой право пользоваться на данной территории и в данное время лицензируемой деятельностью. При этом могут вводится ограничения по объему реализации и производства товара, по времени, месту, цене и т. д. Практикуются также сублицензии, вознаграждения за которые делятся между лицензиаром и лицензиатом. Возможны сопутствующие лицензии — когда лицензия дополняется инжинирингом или лизингом. Поэтому лицензионной стратегией (покупкой лицензий) широко пользуются для вхождения в уже сложившийся рынок.
Лицензионный договор требует весьма изощренного баланса интересов лицензиара и лицензиата. Для первого важно, чтобы второй не стал эффективным конкурентом. Для этого, например, договором исключается выход лицензиата на национальный рынок лицензиара, лицензируемая деятельность ограничивается рынками третьих стран и т. д. Ограничиваются области применения лицензируемой технологии или деятельности, исключаются сублицензии и т. п. Платежи за лицензию бывают двух основных видов:
(1) Роялти — периодический, например, ежегодный платеж, составляющий отчисления от единицы товара (услуги) произведенного по лицензии. Это может быть процент от суммы продаж или прибыли. Роялти составляет до 90% лицензионных платежей.
(2) Паушальный — платеж, составляющий средний размер сумм роялти за срок действия лицензии. Платеж может осуществляться по частям или сразу. Такой платеж целесообразен особенно в случае невозможности проконтролировать прибыль лицензиата. Это менее рисковый путь, но и сумма паушальных платежей меньшая, чем роялти. Существует статистика роялти. Она, так же как и знакомство с нею — вид услуг, оказываемых патентными ведомствами и бюро.
В сфере культуры лицензирование со стороны государственных органов носит характер ограничения определенных видов деятельности, их объема и качества.
Помимо ограничивающей функции лицензирование при этом имеет целью пополнение соответствующего (федерального или муниципального) бюджета.
Стимулирование же соответствующей деятельности, ее качества и уровня достигается с помощью сертификации. Она заключается в выдаче фирме сертификата, удостоверяющего уровень и качество товара или услуг, организуемых соответствующим органом и оплачиваемых фирмой. Сертифицированная деятельность облегчает фирме ее
внешнеэкономическую деятельность, public relations, способствует созданию привлекательного образа и репутации фирмы.