Сведения о привлечении виновных лиц к уголовной ответственности по уголовным дедам, возбужденным таможенными органами Российской Федерации с 2008 г. по сентябрь 2013 г.
Год | январь- сентябрь | |||||
Лиц задержано по подозрению в совершении | ||||||
Лиц заключено под стражу | * | |||||
УД направлено в суд с обвинительным актом | * | |||||
Судом вынесено обвинительных приговоров |
*данные не представлены.
На основании приведенных показателей можно сделать вывод, что в суд с обвинительным заключением направляется крайне малое количество дел.
Так в 2008 году в суд с обвинительным заключением было направлено 14% от общего числа уголовных дел, возбужденных таможенными органами Российской Федерации; в 2009 – 12 %; в 2010 – 11 %, в 2011 – 3 %. Существенное снижение процента преданных в суд уголовных дел в 2011 году связано с тем, что большая часть уголовных дел была возбуждена по
ч. 1 ст. 188 УК РФ, которая была декриминализована указанным выше Федеральным законом. Соответственно, производство по данным уголовным делам было прекращено в связи с отсутствием состава преступления.
Всего за период с 2008 г. по 2011 г. в суд с обвинительным актом было направлено 2 030 уголовных дел, что составило 9,66 % от числа уголовных дел, возбужденных таможенными органами за указанный период.
Что касается результатов рассмотрения судом направленных материалов, то доля вынесенных обвинительных приговоров по уголовным делам, возбужденным таможенными органами, в 2008 г составила 78 % от общего числа направленных обвинительных заключений; в 2009 году –
80 %; в 2010 г. – 56 %, в 2011 – 98%. Всего за период с 2008 по 2011 г. было вынесено 1437 обвинительных приговоров, что составило 70,79 % от общего числа уголовных дел по таможенным преступлениям, материалы которых были направлены в суд таможенными органами РФ.
Следует отметить, что в общем объеме возбужденных уголовных дел по таможенным преступлениям значительную долю занимают уголовные дела, возбужденные в отношении неустановленных лиц. К примеру, за 2012 г. из 1 612 уголовных дел, возбужденных таможенными органами РФ, в отношении конкретных лиц было возбуждено 814 уголовных дел (50,5 %), соответственно в отношении неустановленных лиц – 798 уголовных дел (49,5 %).
Анализ состояния преступности, безусловно, должен быть дополнен таким показателем как латентность преступности.
Латентные преступления – это незарегистрированные преступления. Уровень латентности частично характеризуется такими показателями, как количество отказов в возбуждении уголовных дел, количество прекращенных дел и т. п.
Таможенные преступления относятся к высоколатентным. Приведенные выше статистические данные ни в коей мере не отражают размах преступной деятельности в сфере таможенного дела. По оценке специалистов, ежегодно в России совершается свыше 100 тыс. таможенных преступлений. Почти каждый четвертый опрошенный предприниматель признал, что ему приходилось не выплачивать в полном размере таможенные и иные платежи государству [64].
В качестве основной причины высокой латентности таможенных преступлений принято выделять недостаточно эффективную деятельность правоохранительных органов, прежде всего таможенных.
В качестве факторов, обуславливающих высокий уровень латентности выделены:
– трудности в комплектовании высококвалифицированными кадрами;
– нестабильность таможенного законодательства, при которой добросовестные участники ВЭД не успевают отслеживать изменения, а недобросовестные используют их для осуществления преступных cxем перемещения товаров;
– несоразмерность финансирования и реальной значимости таможенных органов;
– недостаточная скоординированность работы таможенных и других правоохранительных и контролирующих органов;
– недостаточная отработанность систем обмена информацией о юридических и физических лицах, нарушающих таможенное законодательство;
– неорганизованность полного учета внешнеэкономических сделок;
– ошибки в формировании показателей уголовной статистики, возникающие по ряду причин (в частности, по причине низкой квалификации сотрудников, больших нагрузок и т.п.);
– неготовность судебных органов квалифицированно рассматривать дела о таможенных преступлениях.
По причине высокой латентности таможенной преступности оценить ее истинные масштабы и фактический ущерб, возникающий в результат незаконного перемещения товаров через границу Российской Федерации, представляется весьма затруднительным.
На основании вышеизложенного особо следует отметить, что число лиц, привлекаемых к уголовной ответственности за таможенные преступления, очень незначительно. Учитывая, что число осужденных является одним из показателей состояния преступности, то согласно этому показателю таможенная преступность находится на очень низком уровне, что явно не соответствует истинному положению дел.
Привлечение лиц к уголовной ответственности за таможенные преступления – это отдельная проблема, связанная с существованием различных «пробелов» в законодательстве, которыми пользуются участники внешнеэкономической деятельности; недостатками в сборе доказательственной базы по делам, недостатками в работе судебной системы и т.п.