Излишек потребителя
Линия спроса демонстрирует, какое количество товара согласятся приобрести покупатели по различным ценам. В случае, если цена на товар повысится, часть покупателей откажется от покупки, и это будет одной из причин сокращения объема спроса на товар. Однако часть покупателей все же будет приобретать этот товар и по более высокой цене. Откажутся или нет покупатели от товара при повышении цены, зависит от того, насколько он необходим потребителям и располагают ли они достаточным количеством денег для приобретения данного товара по более высоким ценам.
Если на рынке товара существует конкуренция и правительство не вмешивается в рыночный механизм, то в соответствии с моделью «спрос — предложение», все покупатели будут приобретать товар по единой рыночной цене (цене равновесия).
В этом случае потребители, которые согласны были бы приобретать товар по ценам, более высоким чем равновесная, получают выгоду, равную разнице между ценой, которую они готовы заплатить, и той, которую они на самом деле платят (ценой равновесия). Количественно измерить выгоду, получаемую всеми потребителями на рынке, позволяет понятие «излишек потребителя». Объясним его с помощью следующего примера (рис13).
Рис.13. Излишек потребителя и излишек производителя. |
Представим себе следующую ситуацию:
В автосалоне цена на автомобили составляет РЕ = $ 7 000 за единицу. По этой цене будет приобретено 4 автомобиля, причем все они будут куплены четырьмя разными покупателями (покупатели А, В, С, D).
Покупатель А согласен заплатить за покупку $10 000 (цена спроса покупателя А равна $10 000), однако, так как он приобретает свой автомобиль по цене РЕ = $7 000, то его чистая выгода составит:
10-РЕ= 10-7 = $3 000
На рисунке сумма чистой выгоды, которую он получит, равна площади заштрихованного прямоугольника А.
Покупатель В согласен заплатить за автомобиль $9 000 (цена спроса покупателя В равна $9 000). Так как он приобретает автомобиль по цене РЕ = $7 000, то его чистая выгода равна:
9 - 7 = $2 000
На рис. чистой выгоде покупателя В соответствует площадь заштрихованного прямоугольника В.
Цена спроса покупателя С равна $8 000. Его чистая выгода составит:
8 - 7 = $1 000 (площадь прямоугольника С,).
И, наконец, покупатель D согласен заплатить за автомобиль 7 тыс.$, в случае, если цена на автомобиль повысится, он вообще откажется от покупки. Поэтому его чистая выгода равна:
7-7 = 0.
Чистая выгода всех покупателей составит: 3 + 2 + 1 + 0 = $6 000 ,
и, как видно из рисунка, чистая выгода всех четырех покупателей будет равна сумме площадей заштрихованных прямоугольников А, В, С.
Это упрощенный пример. Однако в реальной жизни существует огромное число покупателей и объемы продаж на рынках очень значительны. Поэтому сумма чистой выгоды, которую получат все потребители от покупки большого количества продукции по рыночной цене, будет приблизительно равна площади треугольника, ограниченного сверху линией спроса и линией рыночной цены снизу (площадь треугольника А Е РЕ,рис. 14).
Рис.14. Излишки потребителя и производителя.
Излишек потребителя— это суммарная чистая выгода, которую получают все потребители от приобретения данного товара по рыночной цене.
Другими словами, излишек потребителя равен сумме денег, которую экономят все покупатели на рынке в результате сделок по рыночной цене.