Понятие международного туризма
Глава 1. Методологические подходы к изучению международного туризма
Понятие международного туризма
Международный туризм - сложный социально-культурный и экономический феномен современности, различные аспекты которого находятся в поле зрения представителей ряда наук. Это порождает множественность его определений и проявлений в окружающей действительности. Термин туризм первым употребил В. Жекмо в 1830 г. Слово "туризм" происходит от французского "tour", что значит "прогулка" [6, с.105]. Наиболее авторитетное издание по туристской терминологии - "Энциклопедия туризма" И.В. Зорина и В.А. Квартальнова .
В России это понятие закреплено законодательно. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года. № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" (в ред. от 03.05.2012 № 47 - ФЗ) определяет международный туризм как "временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания" [63]. Итак, в процессе развития международного туризма появлялись различные толкования этого понятия. В 1993 г.
Статистическая комиссия ООН приняла определение, одобренное Международной организацией туризма при ООН (ЮНВТО) и широко используемое в международной практике: "Туризм есть деятельность лиц, которые путешествуют и осуществляют пребывание в местах, находящихся за пределами их обычной среды, в течение периода, не превышающего одного года подряд, с целью отдыха, деловыми и прочими целями" [2, с.74]. В этом определении, заложены три критерия: выезд за пределы обычной среды; временный характер передвижения; цели поездки (рис. 2).
Многие отечественные и особенно зарубежные специалисты рассматривают туризм с точки зрения системного подхода. Анализируя понятие "международный туризм" с использованием системного подхода, выделим концепцию Н. Лейпера (профессора Мейсенского университета Окленда).
Он считает международный туризм системой, состоящей из следующих основных элементов: географического компонента, туристов и туристской индустрии. Географический компонент включает три основных составляющих: регион, порождающий туристов; транзитный регион и регион туристской дестинации [21, с.55]. Цель международного туризма - один из главных и определяющих его признаков. В классической теории международного туризма признается всего шесть общих целей, по которым международный туризм отграничивается от путешествий вообще: (табл. 1)
Таблица 1 - Цели международного туризма (составлена автором по источнику [47])
Цель | Пояснения |
оздоровительная | восстановление духовных и физических сил человека, а также лечение |
познавательная | совершенствование и углубление знаний о природе естественных явлений, прошлом и настоящем человечества, истории и культуре других стран и народов |
спортивная | подготовка и участие в соревнованиях и играх на профессиональном и любительском уровнях, сопровождение спортсменов, а также участие в качестве зрителей |
профессионально-деловая | бизнес-поездки, участие в конференциях, конгрессах, семинарах, обмен опытом, профессиональное обучение |
религиозная | паломнические, культовые, культурно-исторические по изучению религии и культов |
гостевая и ностальгическая | посещение родственников, мест исторического проживания |
По мнению Кускова А.С. Туризм выполняет и разнообразные функции: (табл. 2)
Таблица 2 - Функции туризма (составлена автором по источнику [29])
Функции | Значение |
восстановительная | освобождение человека от чувства усталости путем контрастной смены обстановки и вида деятельности |
развивающая | предоставление возможностей для развития личности (расширение кругозора, творческой и организаторской деятельности) |
развлекательная | предоставление отдыхающим возможности развлечься; сюда также относят знакомство с местностью, ее жителями, организацию концертов, спортивных и других мероприятий, активный отдых |
экономическая | проявляется через спрос и потребление туристов; эта функция обеспечивает восстановление трудоспособности, занятость населения, прибыль |
социальная | рост уровня жизни населения, распределение бюджета и рациональное использование свободного времени. |
Международный туризм оказывает значительное влияние на мировую экономику: создает новые рабочие места, увеличивает налоговые поступления, оборот производственно - сервисного рынка и др. В основу классификации международного туризма Кускова А.С. по видам положены цели путешествия. По целям различают следующие виды международного туризма: рекреационный, лечебный, познавательный, деловой, религиозный, этнический, транзитный [29, с.82]. Такую классификацию, по мнению Александровой А.Ю. следует значительно дополнить. В частности, из указанного перечня основных видов туризма выпадают не менее важные. А именно: туризм образовательный, спортивный, экологический, приключенческий и экстремальный, шоп-туризм и агротуризм [2, с.110]. Международный туризм развивается под воздействием ряда факторов, которые можно разделит две группы - внешние и внутренние (рис.5).
Внешние факторы определяются воздействием компонентов окружающей действительности, не связан с функционированием индустрии туризма и гостеприимства. Внутренние факторы непосредственно связаны с особенностями организации и функционирования предприятий туристской индустрии. К внешним факторам относятся: политико-правовые, безопасность путешествий, экономические и финансовые, культурные, демографические, инфраструктурно-коммуникационные, развитие торговли и новейшие технологии [29, с.177]. Помимо внешних факторов, определяющих развитие международного туризма, необходимо выделить и конкретизировать достаток большую группу внутриотраслевых факторов - совершенствование турпродукта, развитие сферы туроператорского продукта и услуг, профессиональной турагентской сети, систем дистрибуции, факторы трудовых ресурсов и маркетинговые факторы. Большое внимание также уделяется, и группе географических факторов развития международного туризма. К ним относятся: рекреационно-ресурсный, географического положения, политические и некоторые другие.