Тема 23. страны латинской америки в системе международного бизнеса
Латинская Америка — это регион в Западном полушарии южнее США, включающий Мексику, все страны Центральной и Южной Америки, а также страны Карибского бассейна. Он занимает приблизительно седьмую часть суши, а численность населения превышает 580 млн человек. Латиноамериканский регион включает в себя 33 суверенных государства и почти 20 зависимых территорий.
Латиноамериканские страны — это относительно молодые государства: крупные страны получили независимость в 20-е гг. XIX в., а многие островные государства — лишь в 60—70-е гг. XX в. Однако нельзя забывать и о самобытной культуре стран и наследии майя, инков и ацтеков. Хотя наибольшее воздействие на формирование латиноамериканских наций оказали колонизаторы с Иберийского полуострова — испанцы и португальцы, однако прослеживается влияние и индейцев, а также африканцев, которые были рабами завезены в регион.
Государственный язык большинства стран имеет общую латинскую основу. Более 60% населения говорит преимущественно по-испански, свыше 30% — по-португальски (это жители 197-миллионной Бразилии). Лишь в некоторых небольших государствах (Суринам, Гайана, Белиз), главным образом островных (среди стран Карибского бассейна лишь в Доминиканской республике и на Кубе говорят по-испански), официальными являются французский, английский и голландский языки.
Все страны Латинской Америки относятся к группе развивающихся стран» кроме Гаити, являющейся наименее развитой страной. Однако структура экономики и уровень экономического развития латиноамериканских государств неоднородны. Можно выделить группу преуспевающих стран с динамично развивающимися экономиками — Бразилия, Мексика, Аргентина и Чили. Экономика других государств региона, которые обладают значительными запасами либо минерального, либо сельскохозяйственного сырья, зависит от развития соответствующих отраслей. Например, важную роль в экономиках Венесуэлы, Боливии и Тринидада и Тобаго играет нефтегазовый сектор, в Эквадоре — производство нефти и выращивание бананов, Гватемале, Коста-Рике — сахарная промышленность и т.д. Ряд островных государств живет за счет развития туризма и офшорной деятельности (Багамские острова, Антигуа и Барбуда и др.).
Суммарный ВВП латиноамериканского региона превышает 5,8 трлн долл., а годовой прирост ВВП — около 4,7%, однако данные показатели не столь значительны по сравнению с другими развивающимися странами. Самые крупные экономики Латинской Америки — это Бразилия и Мексика, ВВП которых составляет 2,4 и 1,2 трлн долл. соответственно. Однако самой богатой латиноамериканской страной являются Багамские острова с ВВП на душу населения в размере 22 431 долл. Эти и другие показатели экономического развития ряда латиноамериканских стран представлены в табл. 23.1, которая показывает, с одной стороны, схожесть экономик, а, с другой — их неоднородность.
Роль сельского хозяйства велика в целом ряде латиноамериканских стран, таких как Парагвай (23% в ВВП), Аргентина (11%), Гватемала (11%), и др. На самом деле, практически для всех государств региона сельское хозяйство исторически является важной отраслью экономики, которая обеспечивает занятость населения и приносит немалый доход, в том числе за счет экспортных поставок. Латинская Америка является ведущим в мире регионом по целому ряду сельскохозяйственных товаров: сахар, кофе, бананы, апельсины и другие виды фруктов, соевые бобы, разные виды овощей, вино и т.д. Более того, нельзя забывать и о значимой роли животноводства в целом ряде латиноамериканских государств (Аргентина, Бразилия, Уругвай, Парагвай и т.д.).
Металлургия также является важной отраслью для ряда стран. Так, Бразилия обладает огромными запасами таких природных ресурсов, как ниобий (являясь фактически монополистом), железная руда, марганец, бокситы, олово, никель, алюминий и др. Она входит в первую десятку стран — производителей стали. Чили является ведущим производителем меди в мире, а Перу — серебра. На Ямайке разрабатываются крупные месторождения бокситов и т.д.
Машиностроительная отрасль в Латинской Америке не обладает сильными конкурентными преимуществами. Так, например, электроника и электротехника развиваются в Мексике, Бразилии и в ряде центрально американских государств, однако в большей степени за счет присутствия иностранных ТНК в этой отрасли. В целом стоит отметить, что в Мексике, благодаря ее членству в НАФТА и беспошлинному доступу на рынок США, располагаются множество сборочных производств зарубежных ТНК. В автомобилестроении Латинской Америки представлены только иностранные концерны. Лишь в авиастроении Бразилия достигла определенных результатов: компания «Эмбраер» является ведущим производителем самолетов не только в Латинской Америке, но и входит в пятерку мировых производителей региональных лайнеров.
Основными экспортными товарами латиноамериканских государств являются сельскохозяйственная продукция, минеральное сырье, а также ограниченная номенклатура промышленной продукции. Импорт Латинской Америки в основном состоит из разнообразных промышленных и потребительских товаров.
Латинская Америка является привлекательным субъектом инвестирования. В 2011 г. приток ПЗИ в латиноамериканские страны составил более 215 млрд долл. В настоящее время доля ПЗИ в регионе значительно превышает долю портфельных и прочих инвестиций, что можно охарактеризовать тем, что в государствах Латинской Америки проводится определенная политика по привлечению инвесторов и наблюдается положительная тенденции роста прямых инвестиций в экономики стран. Кроме того, стоит отметить и неразвитость фондового рынка.
Доля Латинской Америки в общем объеме привлеченных ПЗИ — около 7%, однако среди развивающихся стран — лишь 25%. К этому привело, во-первых, усиление конкуренции в сфере инвестирования, как между странами региона, так и с другими государствами. В частности, определенное уменьшение инвестиционной привлекательности Латинской Америки можно объяснить усилением внимания инвесторов к странам Азии. Во-вторых, ТНК основных стран-инвесторов стали инвестировать меньше в связи с неадекватным и даже в некоторых случаях весьма жестким инвестиционным законодательством в странах Латинской Америки.
Основными инвесторами в латиноамериканский регион являются страны ЕС и США. При этом следует отметить, что с 1991 до 1997 г. США значительно опережали Европу, их доля в общем объеме инвестиций в Латинскую Америку составляла 61,8%, а ЕС — 43,5%. После 1997 г, ЕС стал преобладать в инвестиционной сфере в данном регионе. Крупнейшими странами-реципиентами (равно как и странами-инвесторами) в регионе являются Мексика и Бразилия.
Крупнейшие ТНК в Латинской Америке — Elektrisola (ТНК США в Мексике в сфере металлургии), Telefonica de Brasil (ТНК Испании, занимающаяся телекоммуникациями), BBVA Bancomes (транснациональный банк США в Мексике). Их основными целями являются: проникновение в рентные отрасли, связанные с использованием природных ресурсов (ПЗИ в добывающую отрасль в Эквадоре, Колумбии и т.д.); участие в индустриализации наиболее динамичных отраслей промышленности, в экспортной торговле (ТНК по производству электронных приборов в центрально американских странах); использование региональной интеграции для завоевания новых рынков; а также вложение денежного и интеллектуального капиталов в высокотехнологичные отрасли первых поколений в целях обеспечения руководства ими. На сегодняшний день роль ТНК в экономиках государств Латинской Америки весьма значима.
К крупнейшим латиноамериканским ТНК относятся: СЕМЕХ (Мексика, цемент), Companhia Vale do Rio Doce (Бразилия, добыча и разработка), Petroleo Brasileiro (Бразилия, нефть), America Movil и Telefonos De Mexico (Мексика, телекоммуникации), Petroleos De Venezuela (Венесуэла, нефть), Metalurgica Gerdau (Бразилия, металлы), FEMSA, Gruma и Grupo Bimbo (Мексика, пищевая промышленность). Однако не только крупный бизнес выходит за пределы латиноамериканского рынка.
Еще одной из характерных черт современной Латинской Америки является усиление вмешательства государства в экономику региона. На рубеже XX-XXI вв. в Латинской Америке стал наблюдаться новый феномен; «левый поворот». В целом ряде стран этого региона к власти не революционным путем, как это было в 1959 г. на Кубе, а электоральным приходят лидеры и партии левого толка. Левый поворот выступает ответом на провалы рыночной системы управления (в том числе в сфере социальной политики) и подразумевает усиление роли государства как регулятора рынка. Это проявляется и в ужесточении норм и правил ведения хозяйственной деятельности компаний, и во внешнеэкономической политике государств. Конечно, степень такого вмешательства для каждой страны своя.
Одной из самых либеральных является экономика Чили, которая также признается самым конкурентоспособным государством в Латинской Америке. Серединное положение заняли такие страны, как Бразилия и Аргентина. Наиболее радикальные государства — это страны «социализма XX века», входящие в Боливарианский альянс для народов Америки (АЛБА), такие как Венесуэла, Боливия, Эквадор и Никарагуа. В этих странах государственная власть проникла практически во все сферы жизнедеятельности, были национализированы компании в ключевых отраслях, появился контроль цен на внутреннем рынке, усилилось государственное вмешательство во внешнеэкономическую деятельность компаний, поменялись внешнеторговые ориентиры, инвестиционная политика и т.д.
Левый поворот также привел к тому, что латиноамериканские правительства стали уделять больше внимания развитию инфраструктурных и социальных инициатив. Бюджетных средств не хватает на строительство дорог, новых электростанций и т.д., поэтому страны Латинской Америки привлекают иностранных операторов для реализации масштабных проектов.
Таким образом, в настоящее время Россия стала активизировать взаимоотношения с Латинской Америкой, но потенциал не исчерпан. Торговля — основная форма экономического сотрудничества с особым значением по отдельным видам товаров. Мировой кризис 2008—2009 гг. привел к спаду российско-латиноамериканских отношений и сдвигам в товарной структуре, но сейчас наблюдается положительная динамика. Приоритеты во внешнеэкономической стратегии России в Латинской Америке складываются следующие: Бразилия как региональный лидер и Венесуэла как лидер стран «социализма XXI века».
С точки зрения российского бизнеса, латиноамериканский регион представляет определенный интерес, однако существует ряд препятствий для развития сотрудничества. В том числе все еще ощущаются последствия мирового экономического кризиса, и изменяющаяся среда хозяйственной деятельности под влиянием «левого поворота» настораживает ряд компаний. Поэтому российские предприниматели не спешат развивать международную деятельность в странах Латинской Америки и начинают с первых шагов при выходе на данный рынок посредством экспорта. Более крупные компании пытаются осуществлять инвестиционные проекты. В целом в настоящее время наблюдается оживление бизнес-контактов России с латиноамериканским регионом, поэтому необходим детальный анализ рынков стран и проработка стратегии с учетом современных реалий.