Принципы и функции налогообложения
Основными критериями включения принципов налогообложения в налоговую систему являются следующие: социально-экономическое основание; закрепление в российском налоговом законодательстве; ус-тановление налогов и сборов в должной правовой процедуре; привер-женность демократическому политическому режиму и построению пра-вового государства.
Современная налоговая система Российской Федерации бази-руется на единых для всех плательщиков следующих основных принципах:
1) законность налогообложения (каждый налогоплательщик дол-
жен уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы);
2) всеобщность и равенство налогообложения(всеобщностьпредполагает, что каждый член общества обязан участвовать в финан-сировании публичных затрат государства и общества наравне с други-ми; равенство заключается в том, что налоговые обязанности устанав-ливаются по общему правилу для всего круга лиц);
3) справедливость налогообложения(предполагает справедли-вый механизм перераспределения доходов и дифференцирование на-логов и сборов, которые не должны быть произвольными и чрезмерно обременительными для налогоплательщиков);
4) недискриминация (социальная справедливость)налогопла-тельщиков (сборы и налоги не могут взиматься исходя из политиче-ских, экономических или иных различий между ними, что предпола-гает единый подход к определению ставки налога и устанавливаемым льготам вне зависимости от формы собственности, гражданства лиц или происхождения капитала);
5) экономический приоритет (основанием для установления на-лога может служить экономическая природа объекта налогообложе-ния, запрещающая произвольно устанавливать налоги и сборы);
6) ясность и доступность понимания порядка налогообложения(каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги и сборы, когда и в каком размере он должен уплачивать в казну государства);
7) презумпция правоты собственника при толковании налогово-
го законодательства (все сомнения и неясности законодательных ак-тов в сфере налогообложения должны трактоваться в пользу налого-плательщика);
Экономика дорожного строительства
8) однократность налогообложения,обязательность,стабиль-
ность;
9) публичность налогообложения (предполагает поиск балансаинтересов отдельных лиц – налогоплательщиков и общества в целом
с учётом государственного регулирования | налоговых отношений |
в целях защиты прав и интересов не только | налогоплательщиков, но |
и других членов общества);
10) единство экономического пространства Российской Феде-
рации, единство налоговой политики и системы налогов и сборов (не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое эко-номическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно огра-ничивающие свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств; предусматривается унификация налоговых изъятий собственности для достижения рав-новесия между правом субъектов РФ устанавливать налоги, с одной стороны, и соблюдением основных прав человека и гражданина,
обеспечением принципа единства экономического пространства – с другой).
Сущность налогов проявляется в их функциях, которые показы-вают, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределе-ния и перераспределения доходов. В сфере экономики функции на-логовследующие:
1) фискальная (бюджетная) –предусматривает изъятие частидоходов для формирования финансовых ресурсов организаций. Она обеспечивает сбор средств прежде всего в бюджет государства и за-ключается в том, что с помощью налогов пополняются средства госу-дарственной казны, которые затем используются для содержания го-сударственного аппарата, армии, развития науки и техники, поддерж-ки малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот, пожилых людей и инвалидов. Из этих средств покрываются расходы на образо-вание, строительство школ, высших учебных заведений, заработную плату преподавателям, стипендии студентам; часть средств идет на здравоохранение, т.е. содержание больниц, поликлиник, защиту здо-ровья матери и ребенка; из этого же источника «черпаются» деньги на защиту окружающей среды, строительство автомобильных дорог, го-сударственных организаций и фирм, зданий и сооружений и др.;
2) регулирующая–упорядочивает рыночные отношения,способ-ствует сглаживанию социальных противоречий, реализуется в форме
Глава 8. Налогообложение организаций
бюджетно-финансового, денежно-кредитного и ценового механизма; суть её заключается в том, что государство оказывает прямое воздей-ствие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдер-живая их темпы, увеличивает или уменьшает инвестиционную актив-ность застройщиков, усиливает или сдерживает накопление капитала, управляет платёжеспособностью населения, маневрируя налоговыми ставками, льготами, штрафами, правилами налогообложения, создаёт условия для развития некоторых отраслей, организаций, фирм и сти-мулирует выполнение программ, которые без государства не могут быть реализованы;
3) стимулирующая – реализуется через систему льгот, исключе-ний , преференций (предпочтений), проявляется в понижении налого-вой ставки, уменьшении налогооблагаемой базы, изменении объекта налогообложения и заключается в том, что с помощью льготных на-логов государство стимулирует инвестиции в отрасли экономики и технический прогресс (не облагается налогом часть прибыли орга-низации, идущая на её модернизацию, техническое перевооружение, приобретение новой техники), развитие производства, а также рост объёма продажи отечественных товаров за границу, ввозимого капи-тала и др.;
4) воспроизводственная –предназначена для аккумуляциисредств на восстановление используемых ресурсов, т.е. платежей за пользование ими, а также средств на воспроизводство минерально-сырьевой базы и пр.;
5) распределительная –позволяет осуществлять формированиефинансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюд-жетных фондах и заключается в переадресовке налогов для социаль-ного выравнивания уровня жизни населения (из сферы материального производства налоги направляются на развитие непроизводственной сферы). Роль распределительной функции в воспроизводственном процессе является многогранной, так как она одновременно обладает регулирующими, стимулирующими и воспроизводственными свойст-вами;
6) экономическая –состоит в воздействии через налоги на обще-ственное воспроизводство, т.е. на любые экономические процессы страны, а также социально-экономические процессы в обществе;
7) контрольная –помогает учитывать количество налоговых по-ступлений, сопоставлять их с расходами государства для внесения не-обходимых изменений в налоговую систему и бюджетную политику;
Экономика дорожного строительства
8) дестимулирующая – заключается в сдерживании развития от-дельных сфер предпринимательства.
Все функции налогов взаимосвязаны и взаимозависимы. Напри-мер, реализация фискальной функции (рост налоговых поступлений в бюджет) влияет на экономическую (создаёт материальную возмож-ность для осуществления экономической роли государства). В то же время экономическая функция (ускорение развития производства и рост доходов организаций и трудящихся) способствует осуществле-нию и укреплению фискальной функции (позволяет государству по-лучить больше средств). Эффективное выполнение распределитель-ной функции создает благоприятную социально-экономическую ат-мосферу для выполнения других функций налогов.
Развитие налоговых систем исторически определило три ос-новные функции налогов – фискальную, регулирующую и стимули-рующую.
Классификация налогов
Все налоги классифицируются по различным признакам:
1) вид налога, иерархический уровень его утверждения и орган власти, в распоряжении которого он остаётся (федеральные,регио-
нальные, местные и взносы во внебюджетные фонды, экологические платежи);
2) объект налогообложения и его экономическое содержание
(налоги на доходы, потребление, имущество);
3) субъект налогообложения (физические,юридические лица);
4) метод установления (прямые,косвенные,полупрямые);
5) целевая направленность введения налогов(бюджетные,вне-бюджетные);
6) уровень зачисления платежей(одноуровневые,многоуровне-
вые);
7) порядок введения платежей(общеобязательные,факультатив-
ные);
8) срок уплаты налогов(срочные,периодичные);
9) характер отражения в бухгалтерском учёте(относимые насебестоимость продукции; уменьшаемые финансовый результат; уп-лачиваемые за счёт прибыли; включаемые в цену продукции; удержи-ваемые из доходов работника);
Глава 8. Налогообложение организаций
10) уровень установления и внесения дополнений и изменений;
11) способ взимания (кадастровый, «у источника»,по деклара-
ции);
12) специальный налоговый режим.
В зависимости от органа, который устанавливает налоги
и сборы, имеет право их изменять и использовать, налоги подразде-ляются на:
федеральные (общегосударственные),установленные НК РФ,взимаемые по всей территории страны и идущие в государственный бюджет (НДС; НДФЛ – налог на доходы физических лиц; акцизы; ЕСН (до 2009) или страховые взносы на обязательное страхование (с 1.01.2010), прибыль организаций; НДПИ – налог на добычу полез-ных ископаемых; водный; сборы за биоресурсы; государственная пошлина). Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
региональные,вводимые в действие и прекращающие действо-вать на территории субъектов РФ в соответствии с НК РФ и законами субъектов РФ, взимаемые органами управления субъектов и направ-ляемые в региональный бюджет (на имущество организаций; транс-портный; на игровой бизнес). В отличие от федеральных налогов ре-гиональные устанавливаются в два этапа: субъекты РФ устанавлива-ют налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов (в пределах, предусмотренных соответствующими главами НК РФ); остальные элементы налогообложения по региональным налогам и налогопла-тельщики определяются НК РФ;
местные,установленные НК РФ и нормативными правовымиактами представительных органов муниципальных образований, обя-зательные к уплате на территориях этих муниципальных образований
и направляемые в местный бюджет (земельный; на имущество с фи-зических лиц). Органы муниципальных образований определяют на-логовые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, налоговые льготы
и основания для их использования налогоплательщиком, а также формы отчётности по данному местному налогу, все остальные эле-менты налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются НК РФ;
взносы во внебюджетные фонды (ЕСН,действовавший до2009г.,заменён с 1 января 2010 г. на страховые взносы на обязательное страхование);
экологические платежи.
Экономика дорожного строительства
Объектами налогообложенияявляются:
а) доходы юридических лиц (прибыль или валовой доход) и фи-зических лиц (зарплата и другие доходы граждан);
б) потребление – налоги при этом уплачиваются не при получе-нии доходов, а при их расходовании (НДС, акцизы, таможенные по-шлины);
в) имущество – налоги при этом взимаются постоянно, пока иму-щество находится в собственности юридических или физических лиц.
В зависимости от субъекта налогообложения выделяют налоги:
а) взимаемые с физических лиц; б) взимаемые с организаций;
в) уплачиваемые физическими и юридическими лицами. По методу установленияналоги подразделяются на:
прямые,взимаемые с объектов имущества,доходов отдельных лиц; косвенные,включаемые в цену товара(работы,услуги); полупрямые,не зависящие от результатов деятельности органи-
зации.
Прямые налогиберутся государством непосредственно с нало-гоплательщиков (физических и юридических лиц) в виде доли от их имущества или результатов деятельности (на имущество и прибыль организации); подоходный налог с физических лиц (работников орга-низации); страховые взносы на обязательное страхование (транспорт-ный, земельный).
Косвенные налогисвязаны с хозяйственными операциями.Посвоей сути они являются специальными надбавками в пользу госу-дарственного бюджета, включаются в цену товара и увеличивают её размеры (НДС , акцизы, таможенные пошлины). Следовательно, кос-венные налоги оплачивает покупатель данных товаров; субъектом на-логообложения становится их продавец, выступающий посредником между налогоплательщиком (покупателем) и государством.
Полупрямые налоги–сбор за право торговли винно-водочными изделиями, а также проведения местных аукционов и ло-терей и др.
В зависимости от целевой направленности введения разли-
чают:
общие налоги,формирующие доходную часть бюджета в целом; страховые взносы,формирующие внебюджетные фонды.
По уровню бюджета,в который зачисляются платежи,разли-чают:
Глава 8. Налогообложение организаций
закреплённые (одноуровневые) налоги,целиком поступающиев тот или иной бюджет или внебюджетные фонды;
регулирующие (разноуровневые) налоги,поступающие одновре-
менно в различные бюджеты в пропорции, принятой согласно зако-нодательству.
По порядку введения налоговые платежиделятся на:
общеобязательные,взимаемые на всей территории РоссийскойФедерации независимо от бюджета, в который они поступают;
факультативные,предусмотренные налоговой системой РФ,новводимые и взимаемые местными органами самоуправления.
По срокам уплаты налоговые платежиделятся на:
а) срочные платежи, уплачиваемые в сроки, установленные нор-мативными актами;
б) периодично-календарные платежи (ежемесячные, ежеквар-тальные, годовые).
По характеру отраженияв бухгалтерском отчёте различаютналоги:
а) относимые на себестоимость работ (земельный, транспорт-ный, страховые взносы на обязательное страхование);
б) уменьшающие финансовый результат до уплаты налога на прибыль (на имущество, на рекламу);
в) уплачиваемые за счёт налогооблагаемой прибыли (на при-быль организации);
г) включаемые в цену продукции (на добавленную стоимость); д) удерживаемые из доходов работника (на доходы физических
лиц).
Применяются три способа взимания налогов:
кадастровый –по основным признакам объекта с указанием егосредней доходности (с земли – по плодородию и местоположению);
«у источника» – до получения дохода с заработной платы; по декларации –после получения дохода владельцем(по заявле-
нию о годовом совокупном доходе).
Известны три способа увеличения налоговых поступлений в бюджет:
а) расширение круга налогоплательщиков; б) увеличение числа тех объектов, с которых взимаются налоги; в) повышение налоговых ставок.
Налоговый кодекс Российской Федерации устанавливает специ-альные налоговые режимы, которые могут предусматривать феде-
Экономика дорожного строительства
ральные налоги, не указанные в ст. 13. НК РФ, определяет порядок установления таких налогов, а также введения в действие и примене-ния специальных налоговых режимов.