Монополия, ее сущность и условия существования. Виды монополистических объединений. Валовая, средняя и предельная выручка монополиста
Чистая монополия – это тип рынка, при котором единственный производитель контролирует выпуск товара, у которого нет заменителей, а появление конкурентов маловероятно вследствие высоких барьеров входа в отрасль. Условием существования монополии являются препятствия для проникновения в отрасль конкурентов. К числу таких барьеров можно отнести:
¨ исключительные права, предоставляемые государством, государственные лицензии, дающие фирме эксклюзивные возможности осуществления определенного вида деятельности;
¨ патенты и авторские права на изобретения, позволяющие использовать их или продавать лицензии на их использование;
¨ собственность на все предложение уникального ресурса, например, право собственности на уникальное месторождение ценного природного материала;
¨ значительный положительный эффект масштаба, определяющий преимущество низких издержек крупного производства – случай естественной монополии.
Видами (формами) монополистических объединений могут быть пулы, ринги, картели, синдикаты, тресты и концерны.
¨ Пул (англ. pool – общий котел) – временное объединение предпринимателей, при котором прибыль поступает в общий фонд, а затем распределяется между участниками соглашения в соответствии с заранее оговоренными условиями.
¨ Ринг (корнер) - (англ. ring, амер. corner) – кратковременное соглашение предпринимателей о скупке товара в целях монополизации рынка при его продаже.
¨ Картель(франц. cartel, итал. cartelio) – соглашение между несколькими производителями однородной продукции об ограничении общих объемов ее выпуска продукции для поддержания монопольно высоких цен. Для потребителей продукции картель является монополией, а для его членов – видом олигопольного соглашения.
¨ Синдикат (лат. sindicatus – поверенный, представитель) – объединение предприятий, производящих однородную продукцию, созданное для ее продажи через единую торговую сеть.
¨ Трест (англ. trust – доверять) – объединение фирм, в котором его участники теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность и подчиняются в своей деятельности решениям единого управляющего центра.
¨ Концерн (англ. concern – участие, заинтересованность) – крупное объединение предприятий, формально сохраняющих юридическую самостоятельность, вокруг головной материнской компании, которая держит в своих руках крупные пакеты акций этих компаний.
Кривая спроса на продукт монополиста (D) показывает возможные сочетания количества и цены покупаемого товара. Каждое значение цены на ней показывает величину средней выручки AR – дохода, приходящегося на единицу проданного товара. В отличие от условий совершенной конкуренции кривая предельной выручки монополии MR не совпадает с кривой средней выручки AR: Продавая дополнительную единицу товара, монополист получает прирост выручки, равный его цене, но одновременно теряет часть получаемой ранее выручки. Это связано с понижением цены товара при продаже его каждой последующей единицы. |