Глава 9. доходы и прибыль фирмы

Функции и виды прибыли

В своей хозяйственной деятельности фирмы стремятся получить не только и не столько предельный (MR), сколько валовый (общий) доход (TR). Сравнивая валовый доход и издержки производства, фирмы определяют итоговый результат своей работы: если он положительный, то фирмы получают прибыль, если же отрицательный - то убыток.

В изменяющейся и развивающейся экономике будущее всегда неопределенно, и предприниматель не может избежать риска. Безусловно, от некоторых видов риска, таких как пожар, наводнение, хищения, несчастные случаи на производстве и ряда других, можно защититься с помощью страхования, включив страховые платежи в издержки. Но весь риск застраховать невозможно, поскольку существуют:

• непредсказуемые и неконтролируемые изменения в спросе и предложении на рынке;

• колебания экономической конъюнктуры: процветание экономики приносит фирмам существенные доходы, а кризис - огромные потери;

• перемены в государственной финансовой и бюджетной политике, нередко приводящие к общей политической нестабильности в стране;

• наконец, никто не может гарантировать положительный эффект инвестиционной политики внутри фирмы: вложения в новый станок, технологию, товар не всегда окупаются.

В итоге возникает убыток. Убыток - это превышение расходов фирмы над ее доходами, приводящее к уменьшению материальных и денежных ресурсов фирмы. Он может, в конечном счете, привести к тому, что фирма покинет сферу конкурентной борьбы на рынке или даже станет банкротом.

Прибыль - более сложная, чем убыток, в высшей степени разносторонняя экономическая категория. Во-первых, вокруг прибыли в экономической теории идет длительная научная дискуссия, которая началась 250 лет назад и не завершена до сегодняшнего дня. Научный мир расколот на различные направления и школы, изучающие прибыль каждая со своих позиций. Во-вторых, в прибыли нашли проявление взаимоотношения всех участников хозяйствования - от предпринимателя и рабочего до банкира и правительства. В-третьих, прибыль несет значительную экономическую нагрузку, выполняя несколько важных для любой фирмы функций. В-четвертых, прибыль принимает большое количество разнообразных форм, которые нередко смешиваются людьми в процессе хозяйствования.

Современная теория предпринимательского поведения предполагает наличие нескольких источников прибыли. Прибыль:

- возникает вследствие трудовой деятельности самого предпринимателя, использования в бизнесе его предпринимательского таланта;

- плата за риск и преодоление экономической неопределенности предпринимателем, т.е. за способность ориентироваться в экономической обстановке. Многие люди хотели бы получать прибыль, но не знают, как это сделать. Еще большее количество людей даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах деятельности;

- реализует экономическую власть фирмы на рынке, проявляясь в различных видах монополии: ценовой, патентной, в форме льгот, привилегий и т.п. Данный источник прибыли наиболее существен в современной России;

- формируется за счет дохода от применения в производстве капитала, инвестиций.

Все перечисленные источники прибыли возможны лишь при одном общем условии: бизнесмен должен предпринять собственные усилия для достижения необходимого результата - получения прибыли. Поэтому прибыль - главный мотив и основной показатель эффективности бизнеса, основанный на новаторской, творческой деятельности предпринимателя.

Прибыль - генератор рыночной экономики. Стремление получить прибыль побуждает фирму совершенствовать производство, а оно, в свою очередь, стимулирует инвестиции, которые способствуют возникновению новых рабочих мест, увеличению объемов производства и, в конечном счете, обеспечивают экономический рост в отрасли и стране. В этом процессе проявляются, как минимум, три основные функции прибыли:

• распределительная - обеспечивает отбор вида предпринимательской деятельности среди различных альтернатив;

• стимулирующая - выражается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса: «деньги идут к деньгам»;

•индикаторная (информационная) - обеспечивает фирмы экономическим сигналом о недостаточной наполненности рынка товаром и возможности на этом заработать.

Арифметически на практике считать прибыль легче, чем определять ее сущность и источники. Это всегда разница между доходом и издержками. Но если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как правило, очень разнообразны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.

Валовый доход фирмы
Экономические издержки Альтернативные издержки     Экономическая прибыль
Явные издержки Неявные издержки
Переменные издержки Постоянные издержки Норма отдачи Норма дохода
Валовые издержки Нормальная прибыль
Хозяйственные издержки Прибыль бухгалтерская Хозяйственная прибыль   Бухгалтерская прибыль
         

Рис. 9.1. Издержки производства, прибыль, доход

Нормальная прибыль - необходимый, нормальный доход, возникающий при ведении бизнеса, и выражающий цену выбора предпринимателем сферы приложения его капитала. Размеры нормальной прибыли зависят от упущенной выгоды. Она определяется самим бизнесменом, как оценка альтернативной возможности приложения его капитала и предприимчивости. Нормальная прибыль включает в себя норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. У предпринимателя всегда сохраняется возможность не вести собственный бизнес, а вложить капитал в банки или ценные бумаги и стать наемным менеджером. Перечисленные нормы отдачи и дохода всегда рассчитываются в виде процентов.

Разница между валовым доходом фирмы и экономическими издержками, включающими в себя внешние и внутренние издержки, в том числе и нормальную прибыль, является экономической прибылью. Это то, что ранее называлось нами сверхдоходом. Экономическая прибыль - важнейший стимул для вступления новых конкурентов в данный бизнес.

Сложение нормальной и экономической прибыли вместе показывает хозяйственную прибыль, которая выступает исходной основой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.

Бухгалтерская прибыль близка к хозяйственной, но формируется по другому критерию: из валового дохода вычитаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.

Помимо рассмотренных, прибыль может принимать и другие формы, например монопольной или учредительской прибыли.

При анализе различных форм прибыли возникают трудности в разграничении, в первую очередь в экономической и бухгалтерской прибыли. Дело в том, что бухгалтеры и экономисты по-разному смотрят на прибыль. Расхождение касается главным образом неявных издержек - первые включают их в прибыль, вторые - нет. Как следствие, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину неявных издержек.

Экономическая теория в анализе прибыли опирается не на бухгалтерский, а на экономический подход, именно он позволяет учесть интересы предпринимателя при выборе им сферы деятельности в рыночной экономике.

Стремление предпринимателя, фирмы к получению прибыли не должно искажать их социальный статус полезных обществу людей и организаций. От фирм и граждан, получающих высокие прибыли, общество вправе ожидать благотворительной деятельности. Более того, благотворительная деятельность фирм в долгосрочной перспективе создает им положительный имидж и косвенно способствует будущему увеличению прибыли за счет роста кредита доверия властей и населения.

Фирме, занимающейся благотворительностью, легче получить разрешение на новое строительство, выиграть торги на муниципальный заказ и т.д. В рыночной России, к сожалению, благотворительная деятельность предпринимательского сектора пока крайне редка, не развита, что вызывает социальное напряжение в обществе и усиливает традиционно враждебное отношение к прибыли со стороны значительной части общественного мнения.

Наши рекомендации