Глава 9. доходы и прибыль фирмы
Функции и виды прибыли
В своей хозяйственной деятельности фирмы стремятся получить не только и не столько предельный (MR), сколько валовый (общий) доход (TR). Сравнивая валовый доход и издержки производства, фирмы определяют итоговый результат своей работы: если он положительный, то фирмы получают прибыль, если же отрицательный - то убыток.
В изменяющейся и развивающейся экономике будущее всегда неопределенно, и предприниматель не может избежать риска. Безусловно, от некоторых видов риска, таких как пожар, наводнение, хищения, несчастные случаи на производстве и ряда других, можно защититься с помощью страхования, включив страховые платежи в издержки. Но весь риск застраховать невозможно, поскольку существуют:
• непредсказуемые и неконтролируемые изменения в спросе и предложении на рынке;
• колебания экономической конъюнктуры: процветание экономики приносит фирмам существенные доходы, а кризис - огромные потери;
• перемены в государственной финансовой и бюджетной политике, нередко приводящие к общей политической нестабильности в стране;
• наконец, никто не может гарантировать положительный эффект инвестиционной политики внутри фирмы: вложения в новый станок, технологию, товар не всегда окупаются.
В итоге возникает убыток. Убыток - это превышение расходов фирмы над ее доходами, приводящее к уменьшению материальных и денежных ресурсов фирмы. Он может, в конечном счете, привести к тому, что фирма покинет сферу конкурентной борьбы на рынке или даже станет банкротом.
Прибыль - более сложная, чем убыток, в высшей степени разносторонняя экономическая категория. Во-первых, вокруг прибыли в экономической теории идет длительная научная дискуссия, которая началась 250 лет назад и не завершена до сегодняшнего дня. Научный мир расколот на различные направления и школы, изучающие прибыль каждая со своих позиций. Во-вторых, в прибыли нашли проявление взаимоотношения всех участников хозяйствования - от предпринимателя и рабочего до банкира и правительства. В-третьих, прибыль несет значительную экономическую нагрузку, выполняя несколько важных для любой фирмы функций. В-четвертых, прибыль принимает большое количество разнообразных форм, которые нередко смешиваются людьми в процессе хозяйствования.
Современная теория предпринимательского поведения предполагает наличие нескольких источников прибыли. Прибыль:
- возникает вследствие трудовой деятельности самого предпринимателя, использования в бизнесе его предпринимательского таланта;
- плата за риск и преодоление экономической неопределенности предпринимателем, т.е. за способность ориентироваться в экономической обстановке. Многие люди хотели бы получать прибыль, но не знают, как это сделать. Еще большее количество людей даже не подозревают о существовании прибыли в тех или иных сферах деятельности;
- реализует экономическую власть фирмы на рынке, проявляясь в различных видах монополии: ценовой, патентной, в форме льгот, привилегий и т.п. Данный источник прибыли наиболее существен в современной России;
- формируется за счет дохода от применения в производстве капитала, инвестиций.
Все перечисленные источники прибыли возможны лишь при одном общем условии: бизнесмен должен предпринять собственные усилия для достижения необходимого результата - получения прибыли. Поэтому прибыль - главный мотив и основной показатель эффективности бизнеса, основанный на новаторской, творческой деятельности предпринимателя.
Прибыль - генератор рыночной экономики. Стремление получить прибыль побуждает фирму совершенствовать производство, а оно, в свою очередь, стимулирует инвестиции, которые способствуют возникновению новых рабочих мест, увеличению объемов производства и, в конечном счете, обеспечивают экономический рост в отрасли и стране. В этом процессе проявляются, как минимум, три основные функции прибыли:
• распределительная - обеспечивает отбор вида предпринимательской деятельности среди различных альтернатив;
• стимулирующая - выражается в возможности расширять производство, увеличивать масштабы бизнеса: «деньги идут к деньгам»;
•индикаторная (информационная) - обеспечивает фирмы экономическим сигналом о недостаточной наполненности рынка товаром и возможности на этом заработать.
Арифметически на практике считать прибыль легче, чем определять ее сущность и источники. Это всегда разница между доходом и издержками. Но если доход в основном выражается в виде валового (общего) дохода, то издержки, как правило, очень разнообразны. Поэтому и прибыль можно считать по-разному.
Валовый доход фирмы | ||||
Экономические издержки Альтернативные издержки | Экономическая прибыль | |||
Явные издержки | Неявные издержки | |||
Переменные издержки | Постоянные издержки | Норма отдачи | Норма дохода | |
Валовые издержки | Нормальная прибыль | |||
Хозяйственные издержки Прибыль бухгалтерская | Хозяйственная прибыль Бухгалтерская прибыль | |||
Рис. 9.1. Издержки производства, прибыль, доход
Нормальная прибыль - необходимый, нормальный доход, возникающий при ведении бизнеса, и выражающий цену выбора предпринимателем сферы приложения его капитала. Размеры нормальной прибыли зависят от упущенной выгоды. Она определяется самим бизнесменом, как оценка альтернативной возможности приложения его капитала и предприимчивости. Нормальная прибыль включает в себя норму отдачи на капитал и норму предпринимательского дохода. У предпринимателя всегда сохраняется возможность не вести собственный бизнес, а вложить капитал в банки или ценные бумаги и стать наемным менеджером. Перечисленные нормы отдачи и дохода всегда рассчитываются в виде процентов.
Разница между валовым доходом фирмы и экономическими издержками, включающими в себя внешние и внутренние издержки, в том числе и нормальную прибыль, является экономической прибылью. Это то, что ранее называлось нами сверхдоходом. Экономическая прибыль - важнейший стимул для вступления новых конкурентов в данный бизнес.
Сложение нормальной и экономической прибыли вместе показывает хозяйственную прибыль, которая выступает исходной основой при распределении и использовании фирмой полученной прибыли.
Бухгалтерская прибыль близка к хозяйственной, но формируется по другому критерию: из валового дохода вычитаются явные издержки внешнего (покупного) происхождения.
Помимо рассмотренных, прибыль может принимать и другие формы, например монопольной или учредительской прибыли.
При анализе различных форм прибыли возникают трудности в разграничении, в первую очередь в экономической и бухгалтерской прибыли. Дело в том, что бухгалтеры и экономисты по-разному смотрят на прибыль. Расхождение касается главным образом неявных издержек - первые включают их в прибыль, вторые - нет. Как следствие, бухгалтерская прибыль больше экономической на величину неявных издержек.
Экономическая теория в анализе прибыли опирается не на бухгалтерский, а на экономический подход, именно он позволяет учесть интересы предпринимателя при выборе им сферы деятельности в рыночной экономике.
Стремление предпринимателя, фирмы к получению прибыли не должно искажать их социальный статус полезных обществу людей и организаций. От фирм и граждан, получающих высокие прибыли, общество вправе ожидать благотворительной деятельности. Более того, благотворительная деятельность фирм в долгосрочной перспективе создает им положительный имидж и косвенно способствует будущему увеличению прибыли за счет роста кредита доверия властей и населения.
Фирме, занимающейся благотворительностью, легче получить разрешение на новое строительство, выиграть торги на муниципальный заказ и т.д. В рыночной России, к сожалению, благотворительная деятельность предпринимательского сектора пока крайне редка, не развита, что вызывает социальное напряжение в обществе и усиливает традиционно враждебное отношение к прибыли со стороны значительной части общественного мнения.