Учебно-методическая карта учебной дисциплины
УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
____________ А.В. Данильченко
(подпись)
«__» 2015г.
(дата утверждения)
Регистрационный № УД- 969 /р.
Интегральный модуль экономика
Учебная программа учреждения высшего образования по учебной дисциплине
для специальностей:
История
Музейное дело и охрана историко-культурного наследия
Документоведение и информационное обеспечение управления
1-23 01 13 Историко-архивоведение (заочный)
Факультет : исторический
(название факультета)
Кафедра теоретической и институциональной экономики
(название кафедры)
Курс (курсы) _______1_______
Семестр (семестры) _______1______
Лекции ___10______ Экзамен ______1_________
(количество часов) (семестр)
Практические (семинарские)
занятия ____4______ Зачет _______________
(количество часов) (семестр)
Лабораторные
занятия ___________
(количество часов)
КСР________2______ Курсовой проект (работа) ______
(количество часов) (семестр)
Всего аудиторных
часов по дисциплине ___14____
(количество часов)
Всего часов Форма получения
по дисциплине ___14___ высшего образования дневная
(количество часов)
Составил: к.э.н., доцент Руденков И.А.
2015 г.
Учебная программа составлена на основе экспериментальной учебной программы интегрированного модуля для учреждений высшего образования «Экономика» на 2013-2014 учебный год, регистрационный номер ТД-СГ. 008/эксп., Министерства образования Республики Беларусь
.
Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой
теоретической и институциональной экономики экономического факультета БГУ
(название кафедры)
« » 2015 г., протокол №
(дата, номер протокола)
Заведующий кафедрой
______________ П.С. Лемещенко
(подпись) (И.О.Фамилия)
Одобрена и рекомендована к утверждению Учебно-методической комиссией экономического факультета БГУ
(название высшего учебного заведения)
« » 2015 г., протокол №
(дата, номер протокола)
Председатель
_______________
(подпись) (И.О.Фамилия)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Экономика является систематизированной методологией анализа экономического механизма функционирования национального хозяйства на основе теорий и концепций, объясняющих экономическое поведение субъектов экономических отношений, их конкурентного взаимодействия за ресурсы, инвестиционные товары, услуги, капитал, потребительские блага.
Цельпреподавания дисциплины заключается в изучении:
· формирование фундамента экономических знаний у студентов на основе изучения достижений мировой и отечественной экономической;
· формирование у студентов умений анализировать состояние и тенденции социально-экономического развития Республики Беларусь и зарубежных стран, выявлять специфику социально-экономических отношений и процессов;
· формирование установки на практическое внедрение полученных студентами знаний в их профессиональной деятельности и других сферах социально-экономической деятельности.
Для решения поставленной цели определены следующие задачи:
· усвоение основных экономических понятий;
· изучение важнейших принципов функционирования рынка, определяющих механизмы ценообразования, поведение экономических субъектов, способы эффективного размещения и использования ограниченных ресурсов;
· выяснение границ эффективности рыночной системы, роли государственного регулирования экономики;
· изучение белорусской социально-экономической модели.
В результате изучения студенты должны знать:
· основные экономические понятия и категории;
· особенности социально-экономических процессов в Республике Беларусь, цели белорусского общества;
· основы поведения экономических субъектов в рыночной экономике;
· механизмы экономической политики;
· тенденции развития и специфику функционирования социально-экономических институтов в Республике Беларусь.
В результате изучения студенты должны уметь:
· активное применение полученных знаний в практической деятельности при выборе альтернативных решений;
· решать задачи и тесты, закрепляющие учебный материал;
· осуществлять поиск и анализ необходимой информации из различных источников;
· различать объективный и субъективный анализ экономической информации;
· активно участвовать в дискуссиях по актуальным экономическим проблемам;
· аргументировать собственную позицию в ходе обсуждения экономических проблем.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА
№ п/п | Название разделов, тем | Количество часов | ||||
Аудиторные | Самост. работа | |||||
Лекции | Практич., семинар. | Лаб. занят. | КСР | |||
1. | Введение в курс | |||||
1.1 | Экономическая теория :предмет и метод | |||||
1.2 | Потребности и ресурсы. Проблема выбора | |||||
1.3 | Экономические системы Рыночная система хозяйствования | |||||
2. | Основы микроэкономики | |||||
2.1 | Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения | |||||
2.2 | Основы поведения субъектов рыночной экономики | |||||
2.3 | Рынки факторов производства и распределения доходов | |||||
3. | Основы макроэкономики | |||||
3.1 | Основные макроэкономические показатели | |||||
3.2 | Макроэкономическая политика | |||||
4. | Современное мировое хозяйство | |||||
Итого: 46 |
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Номер раздела, темы, занятий | Название раздела, темы, занятий; перечень изучаемых вопросов | Количество аудиторных часов | Материальное обеспечение занятий (наглядные, методические пособия и др.) | Литература | Формы контроля знаний | |||
лекции | практические занятия | лабораторные занятия | контролируемая самостоятельная работа | |||||
1. | Введение в курс | |||||||
1.1 | Экономическая теория: предмет и метод | Учебные пособия | [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] | |||||
1.1.1 | 1.Возникновение и развитие экономической науки 2.Эволюция современных течений экономической мысли 3.Предмет и функции экономической теории 4.Метод экономической науки. | |||||||
1.2 | Потребности и ресурсы. Проблема выбора. | Учебные пособия, нормативные документы | [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] | Опрос, упражнения задачи | ||||
1.2.1 | 1.Потребности общества и экономические ресурсы. Экономические блага: классификации, основные характеристики. 2.Проблема редкости и выбора в экономике. Граница производственных возможностей. Альтернативная стоимость. Издержки и выбор. 3.Экономический рост. Эффективность. | |||||||
1.3 | Экономические системы Рыночная система хозяйствования. | Учебные пособия, нормативные документы | [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] | Опрос Самостоятельная работа студентов | ||||
1.3.1 | 1.Экономическая система общества. Типология современных экономических систем. 2.Понятие и характеристика рынка. Функции рынка. Классификация рынков. Определение рыночного механизма. 3.Место и роль государства в системе рыночной экономики. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской национальной модели. | |||||||
2. | Основы микроэкономики | |||||||
2.1 | Спрос, предложение и рыночное равновесие. Эластичность спроса и предложения | Учебные пособия | [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] | задачи, тест | ||||
2.1.1 | 1.Спрос и предложение. Закон спроса. Кривая спроса. Закон предложения. Кривая предложения. 2.Рыночное равновесие. Сдвиги кривой спроса и кривой предложения. 3.Эластичность спроса и доходы продавца. Свойства и факторы ценовой эластичности спроса. 4.Перекрестная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу. | |||||||
2.2 | Основы поведения субъектов рыночной экономики | Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал | [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] | Рефераты,упражн.,задачи,лаборат.Раб-та, контрольная работа Самостоятельная работа студентов | ||||
2.2.1 | 1.Понятие фирмы. Цели и функции фирмы. Организационно-правовые формы фирм. 2.Классификация факторов производства, их характеристика. Технологическая и экономическая эффективность. 3.Производственная функция. Общий, средний, предельный продукт. Средняя и предельная производительность. 4.Понятие изокванты. Предельная норма технологического замещения. Изокоста. Равновесие производителя. Экономия от масштаба. | |||||||
2.2.2 | 1.Определение фирмой объема предложения в краткосрочном периоде. 2.Долгосрочное равновесие фирмы. 3.Совершенная конкуренция и экономическая эффективность | |||||||
2.2.3 | 1.Монополия. Определение цены и объема производства. 2. Определение цены и объема производства в условиях монополистической конкуренции. 3.Ценообразование в условиях олигополии. | |||||||
2.3 | Рынки факторов производства и распределения доходов. | Учебные пособия, нормативные документы | [1], [2], [3], [4], [5], [7], [], [] | Упражнения, тест задачи,контрольная работа | ||||
2.3.1 | 1.Спрос на факторы производства как производный спрос. 2.Предложение на рынке труда. Равновесие на отраслевом рынке труда. Заработная плата. Роль профсоюзов в регулировании заработной платы. 3.Спрос и предложение на услуги капитала. Равновесие на рынке капитала. Ссудный процент. 4.Спрос и предложение на рынке услуг земли. Земельная рента и цена на землю. | |||||||
3. | Основы макроэкономики | |||||||
3.1 | Основные макроэкономические показатели. | Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал | [1], [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] | Опрос,задачи | ||||
3.1.1 | 1.Макроэкономическая модель кругооборота доходов и расходов. Система национальных счетов (СНС). 2.ВВП как основной показатель объема национального производства, его сущность. Методы измерения ВВП. 3.Номинальный и реальный ВВП. Индекс цен. ВВП и общественное благосостояние. 4.Экономический рост и его факторы. Экстенсивный и интенсивный рост. Измерение экономического роста. | |||||||
3.2 | Макроэкономическое равновесие на товарном рынке | Учебные пособия, нормативные документы | [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] | Самостоятельная работа студентов. | ||||
3.2.1. | 1.Экономические циклы. Фазы классического экономического цикла. Причины экономических колебаний. 2.Безработица и ее виды. Определение уровня безработицы. Закон Оукена. Безработица в Республике Беларусь. 3.Инфляция: сущность и причины возникновения. Виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции. 4.Инфляция и безработица. Кривая Филлипса. Стагфляция. | |||||||
3.3. | Равновесие денежного рынка. Финансовая система | Учебные пособия, нормативные документы, раздаточный материал | [2], [3], [4], [5], [6], [7], | . Самостоятельная работа студентов. | ||||
3.3.1. | Финансовая система: принципы построения и структура .Государственный бюджет. Дефицит бюджета и государственный долг. 2.Налоговая система. Виды налогов. Функции налогов. Налоговое бремя. Кривая Лаффера. 3.Сущность и задачи фискальной политики. Фискальная политика Республики Беларусь. 4.Сущность и задачи фискальной политики. Фискальная политика Республики Беларусь. | |||||||
3.3.2. | 1.Происхождение денег и их функции. Агрегаты денежного обращения. Ликвидность. 2.Спрос и предложение денег. Денежный рынок. Денежно-кредитная система страны и ее уровни. 3.Коммерческие банки, их виды и функции. Денежный мультипликатор. 4.Денежно-кредитная политика, ее основные инструменты и цели | |||||||
3.4 | . Макроэкономическая политика | Учебные пособия, нормативные документы нормативные документы | [2], [3], [4], [5], [6], [7], [] | Самостоятельная работа студентов. | ||||
1.Социальная политика: понятие, цели, направления. 2.Доходы населения. Функциональное и личное распределение доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца. Роль государства в решении проблем 3.Социальная политика Республики Беларусь. Основные направления и приоритеты. | ||||||||
3.5 | Экономический рост | |||||||
4. | Современное Мировое хозяйство | Учебные пособия | [2], [3], [4], [5], | |||||
4.1. | Мировая торговля | |||||||
4.1.1 | Теория мировой торговли. Принцип абсолютного и сравнительного преимущества | Самостоятельная работа студентов. | ||||||
4.1.2 | Внешнеторговая политика и ее инструменты | |||||||
Итого: 14 | ||||||||
Итоговый контроль: экзамен |
Идеологическая и воспитательная работа – на протяжении семестра в соотвествии с темами учебных занятий.