Работы для проведения стартовой диагностики
Спецификация работы
Для стартовой диагностики в 10 классах
Общеобразовательных учреждений г. Москвы.
Учебный год
Стартовая диагностика для учащихся 10 классов проводится в соответствии с Распоряжением Департамента образования города Москвы от 22 июня 2013 г. № 102р.
Дата проведения: 18 сентября 2013 г.
Цель диагностики: определение уровня сформированности у выпускников основной школы познавательных метапредметных умений как необходимого условия для продолжения обучения в старшей школе.
Время тестирования: 90 минут.
Условия тестирования:
Работа выполняется в течение 90 минут с перерывом длительностью 5-10 мин. Ответы на задания теста учащиеся записывают в бланки тестирования. При проведении тестирования используется непрограммируемый калькулятор (отдельно для каждого ученика).
Другие дополнительные материалы не используются.
Содержание работы:
Стартовая диагностика для учащихся 10 классов определяет сформированность познавательных метапредметных умений на материале следующих предметов: обществознание, история, математика, физика, химия и биология.
Содержание работыопределяется Кодификатором общих учебных умений и способов деятельности для основного общего образования (см. Приложение 1), который составлен на основе соответствующего раздела Федерального компонента государственного стандарта общего образования 2004 г. «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089) и с учетом материалов из раздела «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Формирование универсальных учебных действий» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
Предлагаются четыре варианта измерительных материалов, разработанные по единому плану, представленному в таблице 1.
Все задания объединены в 6 групп по 3-7 заданий в соответствии с контролируемым содержанием. В разных вариантах одни и те же умения и виды деятельности проверяются на материале различных учебных предметов.
Каждый вариант содержит задания разной формы:
ü задания с выбором единственного правильного ответа из четырех предложенных (ВО);
ü задания с кратким ответом (КО);
ü задания с развернутым ответом (РО), в которых требуется самостоятельно записать ответ в виде краткого текста, выражающего личное мнение, подобрать аргументы или заполнить таблицу.
Задания с выбором ответа и с кратким ответом оцениваются в 1 балл, задания с развернутым ответом – в 2 балла. Максимальный первичный балл за работу составляет 32 балла.
Демонстрационный вариант измерительных материалов и критерии оценивания заданий представлены в приложении 2.
Таблица 1
План варианта диагностической работы
Обозначение задания | Тип задания | Контролируемые умения и виды деятельности | Код по кодификатору |
Группа заданий 1-5 и С1 | |||
ВО | Выделение характерных причинно-следственных связей. | 02.03 | |
ВО | Выделение характерных причинно-следственных связей. | 02.03 | |
КО | Ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям | 02.05 | |
КО | Ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям | 02.05 | |
КО | Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. | 02.01 | |
КО | Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. | 02.01 | |
С1 | РО | Сравнение, сопоставление объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям. | 02.04 |
Группа заданий 7,8 и С2 | |||
ВО | Формулирование гипотезы опыта | 01.01 | |
ВО | Формулирование выводов, адекватных полученным результатам. | 01.03 | |
С2 | РО | Описание опыта | 01.02 |
Группа заданий 9-11 | |||
ВО | Работа с информацией, представленной в виде графика | 04.02 | |
ВО | Работа с информацией, представленной в разных видах (интерпретация информации, формулирование выводов). | 04.06 | |
КО | Работа с информацией, представленной в разных видах (интерпретация информации, формулирование выводов). | 04.06 | |
Группа заданий 12-14 | |||
ВО | Преобразование информации из одного вида в другой | 04.05 | |
КО | Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них (в том числе с использованием математического аппарата). | 02.06 | |
КО | Выбор оптимального пути решения задачи, выработка собственного алгоритма действий (в том числе с использованием математического аппарата) | 02.07 | |
Группа заданий 15-18 и С3 | |||
ВО | Извлечение из текста информации, заданной в явном виде | 03.01 | |
ВО | Извлечение из текста информации, заданной в неявном виде. | 03.02 | |
ВО | Сопоставление информации, содержащейся в разных текстах (частях текста). | 03.03 | |
ВО | Установление соответствия между информацией, заданной в явном и неявном виде. | 03.03 | |
С3 | РО | Применение информации из текста и имеющегося запаса знаний для объяснений, решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера | 03.07 |
Группа заданий 19-22, С4 и С5 | |||
ВО | Извлечение из текста информации, заданной в явном виде | 03.01 | |
ВО | Извлечение из текста информации, заданной в явном виде. | 03.01 | |
ВО | Извлечение из текста информации, заданной в неявном виде. | 03.02 | |
ВО | Установление соответствия между информацией, заданной в явном и неявном виде. | 03.03 | |
С4 | РО | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов | 03.05 |
С5 | РО | Применение информации из текста и имеющегося запаса знаний для объяснений, решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера | 03.07 |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
КОДИФИКАТОР
«ОБЩИЕ УЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ, НАВЫКИ И СПОСОБЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
ОСНОВНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Кодификатор составлен на основе раздела «Общие учебные умения, навыки и способы деятельности» Федерального компонента стандарта основного общего образования (Приказ МО от 5 марта 2004 г. № 1089)и с учетом материалов из раздела «Планируемые результаты освоения учебных и междисциплинарных программ. Формирование универсальных учебных действий» (Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. (Стандарты второго поколения).
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
Методологические умения. Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование) | ||
01.01 | Формулирование гипотезы опыта | |
01.02 | Анализ экспериментальной установки и хода опыта, описание опыта | |
01.03 | Формулирование выводов, адекватных полученным результатам | |
01.04 | Использование имеющихся знаний (в том числе и математического аппарата) для объяснения представленных результатов | |
01.05 | Умение различать факт, аргумент, мнение, суждение, доказательство, гипотезу, аксиому | |
Логические умения | ||
02.01 | Определение структуры объекта познания, поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого. Описание объекта познания | |
02.02 | Осуществление логической операции установления родовидовых отношений. Формулирование определений понятий | |
02.03 | Умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей | |
02.04 | Сравнение, сопоставление объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям | |
02.05 | Классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким основаниям, критериям | |
02.06 | Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них (в том числе с использованием математического аппарата). | |
02.07 | Выбор оптимального пути решения задачи, выработка собственного алгоритма действий (в том числе с использованием математического аппарата) | |
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | |
Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.) | |
03.01 | Проведение информационно-смыслового анализа текста. Ответы на прямые вопросы к тексту. Извлечение из текста информации, заданной в явном виде |
03.02 | Извлечение из текста информации, заданной в неявном виде |
03.03 | Сопоставление информации, содержащейся в разных текстах (частях текста). Установление соответствия между информацией, заданной в явном и неявном виде |
03.04 | Составление плана текста, тезисов, конспектов |
03.05 | Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов |
03.06 | Умение перефразировать мысль (объяснить "иными словами"). Понимание смысла рисунков. Понимание смысла терминов |
03.07 | Применение информации из текста и имеющегося запаса знаний для объяснений, решения задач учебно-познавательного и учебно-практического характера |
Работа с информацией (поиск информации, работа с графиками, таблицами, диаграммами). Выбор и использование выразительных средств языка и языковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) | |
04.01 | Поиск информации (с использование ресурсов библиотек и Интернета). Формулирование информационных запросов. |
04.02 | Работа с информацией, представленной в виде графика (понимание области значения функции, скорости изменения функции) |
04.03 | Работа с информацией, представленной в виде таблицы, схемы, (понимание информации) |
04.04 | Работа с информацией, представленной в виде диаграммы (понимание информации) |
04.05 | Преобразование информации из одного вида в другой (совместная работа с таблицами, схемами, диаграммами, графиками) |
04.06 | Работа с информацией, представленной в разных видах (интерпретация информации, формулирование выводов) |
Приложение 2
Демонстрационный вариант
работы для проведения стартовой диагностики
В 10-х классах