Сильные и слабые стороны системы JIT
Период развития бизнес-логистики
· Усиление конкуренции
· Завершение тарно-упаковочной революции
· Стандартизация тары и упаковки
· Производство новых видов транспортно-складского оборудования
IV ЭТАП -1980-2000гг.
Период интеграции
· Глобализация рынка
· Распространение концепции JIT, Kanban, TQM
· Революция в информационных технологиях (EDI - Electronic Data Interchange) и Интернета
· Рост партнерства и стратегических союзов
«Логистика – это новая концепция управления материальными потоками и, связанными с ними финансовыми и информационными потоками, основанная на интеграции производственных, транспортных и распределительных процессов в единую материалопроводящую систему и обеспечивающая максимальный синергетический эффект во всей логистической цепи от первичного источника до конечного потребителя».
Логистическая цель фирмы может быть определена как правило «7R» (Coyle, Bardy, Langley):
• 1R (Right Product) - нужный товар;
• 2R (Right Quality) - необходимого качества;
• 3R (Right Quantity) - в необходимом количестве;
• 4R (Right Time) - в нужное время;
• 5R (Right Place) - в нужное место;
• 6R (Right Customer) - нужному потребителю;
• 7R (Right Cost) - с оптимальным уровнем затрат.
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
БАЗИСНЫЕ
· Снабжение
· Производство
· Сбыт (дистрибьюция)
КЛЮЧЕВЫЕ
· Поддержание стандартов обслуживания потребителей
· Управление закупками
· Транспортировка
· Управление запасами
· Управление процедурами заказов
· Управление производственными процедурами
· Ценообразование
· Физическое распределение
ПОДДЕРЖИВАЮЩИЕ
· Складирование
· Грузопереработка
· Защитная упаковка
· Обеспечение возврата товаров
· Обеспечение запасными частями
· Техническое обслуживание
· Сбор возвратных отходов
· Информационно-компьютерная поддержка
Логистическая операция- самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков
ЛОГИСТИЧЕСКИЕ ОПЕРАЦИИ
· ПОГРУЗКА
· РАЗГРУЗКА
· ЗАТАРИВАНИЕ
· ЭКСПЕДИРОВАНИЕ ГРУЗОВ
· ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ
· ХРАНЕНИЕ ГРУЗОВ
· ПРИЕМКА И ОТПУСК ТОВАРОВ СО СКЛАДА
· ПЕРЕГРУЗКА
· СОРТИРОВКА, КОМПЛЕКТАЦИЯ
· КОНСОЛИДАЦИЯ ГРУЗОВ
· РАЗУКРУПНЕНИЕ ГРУЗОВ
· СБОР, ХРАНЕНИЕ, ПЕРЕДАЧА ИНФОРМАЦИИ О ГРУЗАХ (ТОВАРАХ)
· РАСЧЕТЫ С ПОСТАВЩИКАМИ И ПОКУПАТЕЛЯМИ
· СТРАХОВАНИЕ ГРУЗОВ
· ПЕРЕДАЧА ПРАВ СОБСТВЕННОСТИ НА ТОВАР
· ТАМОЖЕННОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ГРУЗОВ
Логистическая система
Поток - направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.).
Материальный поток – это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических (транспортировка, складирование и др.) и технологических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенные к определенному временному интервалу.
Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.).
Информационный поток –это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой, и предназначенный для реализации управляющих функций.
Финансовый потокв логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП.
w Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
w Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части.
Свойства системы
1. Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы.
2. Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности.
3. Связи– это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой.
4. Организация –это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенной структура связей между элементами системы.
Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.
Функциональные области (сферы) логистического управления:
• закупочная логистика;
• производственная логистика;
• распределительная логистика;
• транспортная логистика;
• логистика запасов;
• логистика складирования;
• логистика сервиса;
• информационная логистика.
Основные принципы
· Принцип системного подхода
· Принцип тотальных затрат
· Принцип глобальной оптимизации.
· Принцип логистической координации и интеграции
· Использование теории компромиссов для перераспределения затрат
· Принцип развития логистического сервиса
· Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки.
· Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством.
· Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС.
· Принцип устойчивости и адаптивности.
Микрологистические системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта.
Макрологистическая система –крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах.
На уровне макрологистики выделяют три вида логистических систем.
Логистические системы с прямыми связями. В этих логистических системах материальный поток проходит непосредственно от производителя продукции к ее потребителю, минуя посредников
Эшелонирова.нные логистические системы. В таких системах на пути материального потока есть хотя бы один посредник
Гибкие логистические системы. Здесь движение материального потока от производителя продукции к ее потребителю может осуществляться как напрямую, так и через посредников
Закупочная логистика
Закупочная логистика – это функциональная область логистики, занимающаяся управлением материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами.
Деятельность этой службы снабжения может быть рассмотрена на 2 уровнях, так как служба снабжения одновременно является:
• элементом, обеспечивающим связи и реализацию целей макрологистической системы, в которую входит предприятие;
• элементом микрологистической системы, т. е. одним из подразделений предприятия, обеспечивающим реализацию целей этого предприятия;
Как элемент макрологистической системы служба снабжения устанавливает хозяйственные связи с поставщиками, согласовывая технико-технологические, экономические и методологические вопросы, связанные с поставкой товаров. Работая в контакте со службами сбыта поставщика и с транспортными организациями, служба снабжения обеспечивает включение предприятия в макрологистическую систему.
Идея логистики – получение дополнительной прибыли от согласованных действий всех участников – требует, чтобы персонал службы снабжения добивался реализации целей собственного предприятия не как изолированного объекта, а как звена всей логистической системы. Собственное предприятие при таком подходе рассматривается как элемент всей макрологистической системы: улучшается положение всей системы – улучшается положение предприятия как ее элемента.
Служба снабжения, являясь элементом организовавшего ее предприятия, должна органично вписываться в микрологистическую систему, обеспечивающую прохождение материального потока в цепи «снабжение – производство – сбыт».
Современные системы организации производства и материально-технического снабжения обеспечивают возможность согласования и оперативной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев в масштабе предприятия с учетом постоянных изменений в реальном масштабе времени.
Цепь «снабжение – производство – сбыт» должна строиться на современной концепции маркетинга, т. е. вначале должна разрабатываться стратегия сбыта, затем, исходя из нее, стратегия развития производства, а уже затем – стратегия снабжения производства.
Этапы процесса закупок
1. Определение потребности в материальных ресурсах. выполняют расчет потребности в материальных ресурсах. При этом устанавливают требования к массе, размеру и другим параметрам поставок, а также к сервису поставок. Далее разрабатывают планы-графики и спецификации на каждую позицию номенклатуры и (или) номенклатурные группы. Для потребляемых материальных ресурсов также может решаться задача «сделать или купить».
2. Исследование рынка закупок. необходимо идентифицировать всех возможных поставщиков по непосредственным рынкам, рынкам заменителей и новым рынкам. Далее следует предварительная оценка всех возможных источников закупаемых материальных ресурсов, а также анализа рисков, связанных с выходом на конкретный рынок.
3. Выбор поставщика. Он включает в себя поиск информации о поставщиках, поиск оптимального поставщика, оценку результатов работы с выбранными поставщиками.
4. Осуществление закупок. проведение переговоров, которые должны завершиться оформлением договорных отношений, т. е. заключением контракта. Осуществление закупок включает в себя выбор метода закупок, разработку условий поставки и оплаты, а также организацию транспортировки материальных ресурсов. При этом составляются графики поставки, осуществляется экспедирование, возможно, организуются таможенные процедуры. Завершаются закупки организацией приемного контроля.
5. Контроль поставок. Одной из значимых задач контроля поставок является контроль качества поставки, т. е. учет количества рекламаций и брака. Контроль поставок включает в себя также отслеживание сроков поставки (число ранних поставок или опозданий), отслеживание сроков оформления заказа, сроков транспортировки, а также контроль состояния запасов материальных ресурсов.
6. Подготовка бюджета закупок. Существенной частью закупочной деятельности являются экономические расчеты, так как необходимо точно знать, во что обходятся те или иные работы и решения. При этом определяют затраты:
• на выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов;
• транспортировку, экспедирование и страхование;
• грузопереработку;
• контроль над соблюдением условий договора поставки;
• приемку и проверку материальных ресурсов;
• поиск информации о потенциальных поставщиках.
7. Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками. Эта специфическая задача закупочной логистики, которая решается, как было отмечено выше, посредством организации системной связи закупок с производством, сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.
Сильные стороны |
Слабые стороны |
· Снижаются запасы сырья и незавершенного производства · Сокращается время выполнения заказов · Сокращается время, необходимое для производства продукции · Повышается производительность · Оборудование используется с более высокой загрузкой · Упрощаются планирование и диспетчеризация · Сокращается объем бумажной работы · Повышается качество материалов и продуктов · Снижается объем отходов · У сотрудников проявляется более ответственное отношение к работе · Улучшаются отношения с поставщиками · Возникает стремление решать проблемы, возникающие в ходе работ |
· Первоначальные инвестиции и затраты на реализацию · Долгое время до существенного улучшения · Зависимость от высокого качества материалов, поставляемых поставщиками · Неспособность отдельных поставщиков взять на вооружение методы JIT · Необходимость в стабильном производстве, хотя спрос часто колеблется или имеет сезонные колебания · Снижение гибкости, что затрудняет удовлетворение особых или меняющихся запросов потребителей · Трудность сокращения времени на переналадку оборудования и связанных с этим затрат · Отсутствие энтузиазма к этому методу в организации · Проблемы привязки JIT к другим информационным системам, например, системам заказчиков · Работа сотрудников в обстановке повышенного стресса · Неспособность отдельных сотрудников взять на себя большую ответственность |
Термин «точно-в-срок» (just-in-time — JIT) используется по отношению к промышленным системам, в которых перемещение изделий в процессе производства и поставки от поставщиков тщательно спланированы во времени — так, что на каждом этапе процесса следующая (обычно небольшая) партия прибывает для обработки точно в тот момент, когда предыдущая партия завершена
Сильные и слабые стороны системы JIT
Логистическая концепция «точно в срок» характеризуется следующими основными чертами:
• минимальными (нулевыми) запасами материальных ресурсов, незавершенного производства, готовой продукции;
• короткими производственными (логистическими) циклами;
• небольшими объемами производства готовой продукции и пополнения запасов (поставок);
• взаимоотношениями по закупкам материальных ресурсов с небольшим числом надежных поставщиков и перевозчиков;
• эффективной информационной поддержкой;
• высоким качеством готовой продукции и логистического сервиса.