Контрольной и домашней работы

Министерство образования и науки РФ

Уфимский государственный университет экономики и сервиса

Кафедра физики

Концепции современного естествознания

Методические указания

по выполнению контрольной работы

Издание 2-ое, переработанное и дополненное.

Уфа 2010

Составитель: А.В. Алтайская

УДК 502.7

ББК 20я73

К 65

Концепции современного естествознания: Методические указания по выполнению контрольной работы / Сост.: А.В. Алтайская. - Уфа: Уфимск. гос. университет экономики и сервиса 2010. - 35 с.

Приведены правила оформления и методические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «Концепции современного естествознания». Предназначены для студентов вечерней и заочной формы обучения, изучающих курс «Концепции современного естествознания». Печатается по решению учебно-методического совета

Уфимский государственный университет экономики и сервиса

Рецензент: профессор кафедры физики, док. хим. наук Фурлей И.И.

© Алтайская А.В., 2010

© Уфимский государственный

университет экономики и сервиса, 2010

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение…..……………………………………………………………………...4

2. Методические указания к выполнению реферата и список литературы…..5-6

3. Тематика рефератов и предлагаемые темы по I части курса ……………..7-20

4. Тематика рефератов и предлагаемые темы по II части курса …………...21-34

5. Приложение ………………………………………………………………..…...35

Цель и задачи дисциплины

Изучение курса «Концепции современного естествознания» должно способствовать формированию целостного научного мировоззрения, необходимого для совершенствования профессиональных качеств будущего специалиста.

Краткое содержание курса

«Концепции современного естествознания»

Естественнонаучная и гуманитарная культуры; научный метод; история естествознания; панорама современного естествознания; тенденции развития; корпускулярная и континуальная концепции описания природы; порядок и беспорядок в природе; хаос; структурные уровни организации материи; микро, макро- и мегамиры; пространство, время; принципы относительности; принципы симметрии; законы сохранения; взаимодейстие; близкодействие, дальнодействие; состояние; принципы суперпозиции, неопределенности, дополнительности; динамические и статистические закономерности в природе; законы сохранения энергии в макроскопических процессах; принцип возрастания энтропии; химические процессы, реакционная способность веществ; внутреннее строение и история геологического развития земли; современные концепции развития геосферных оболочек; литосфера как абиотическая основа жизни; экологические функции литосферы: ресурсная, геодинамическая, геофизическая, геохимическая, географическая оболочка Земли; особенности биологического уровня организации материи; принципы эволюции, воспроизводства и развития живых систем; многообразие живых организмов – основа организации и устойчивости биосферы; генетика и эволюция; человек: физиология, здоровье, эмоции, творчество, работоспособность; биоэтика, человек, биосфера и космические циклы; ноосфера, необратимость времени, самоорганизация в живой и неживой природе; принципы универсального эволюционизма.

Методические указания к выполнению реферата,

контрольной и домашней работы

(Ниже все три вида работ именуются «контрольная работа»)

Контрольная работа является самостоятельно выполненным заданием в виде реферата. Выполнение контрольной работы требует активного обращения студентов к предлагаемой, а также самостоятельно привлечённой литературе. Так достигается более углубленное изучение одной из тем курса «Концепции современного естествознания». При этом студент приобщается к самостоятельному анализу источников и выработке навыков письменного изложения материала.

Контрольная работа заочниками представляется на кафедру физики не позднее чем за 2 недели до начала сессии, что необходимо для своевременной проверки и исправлений. Номер темы реферата по предлагаемым тематикам определяется по последней цифре личного учебного шифра студента (номер зачётной книжки и студенческого билета).

Таблица вариантов

Контрольная работа № 1 и № 2
  Вариант
Номера тем 1, 11, 2, 12, 3, 13, 4, 14, 5, 15, 6, 16, 7, 17, 8, 18, 9, 19, 10,20,

Определив тему реферата, студент должен, прежде всего, прочитать соответствующую главу в учебнике, усвоить основные понятия (категории) по избранной теме. Недопустимо механическое переписывание текста учебника, других пособий.

Изложение должно быть логически последовательным и соответствовать плану. Оформлять работу рекомендуется на отдельных листах (только на одной стороне листа) формата А-4 в объёме 15-20 листов, грамотно, аккуратно, разборчивым почерком. Страницы следует пронумеровать и оставить поля для замечаний преподавателя.

Образец оформления титульного листа представлен на стенде кафедры физики и в приложении данного пособия.

Структура реферата:

1. План

2. Введение

3. Изложение темы по разделам

4. Заключение

5. Список литературы

Общепринятая последовательность в оформлении литературы: автор, точное воспроизведение названия книги (статьи), сведения об ответственности, место и год издания произведения.

Рекомендуемая учебная литература:

1. Шапиро С.В. Концепции современного естествознания / С.В. Шапиро. - Уфа, 2000. – 428 с.

2. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного образования. Юнита 1. – Уфа: Юниграф. - 1999. – 68 с.

3. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного образования. Юнита 2. – Уфа: Юниграф. - 1999. – 52 с.

4. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного образования. Юнита 3. – Уфа: Юниграф. - 1999. – 82 с.

5. Концепции современного естествознания: Учеб. пособие для дистанционного образования. Юнита 4. – Уфа: Юниграф. - 1999. – 76 с.

6. Шапиро С.В. Концепции современного естествознания. Информационные процессы в живых организмах: Учебное пособие ч.1, 2 Уфа, 2006.

Тематика рефератов

I часть

(для студентов, изучающих курс

«Концепции современного естествознания» 1 семестр)

1. Развитие взглядов на пространство и время в истории науки.

2. Структурные уровни организации материи: макромир, микромир и мегамир.

3. Естественнонаучные взгляды Эйнштейна, Пуанкаре, Фейнмана, Винера,

Бора (на выбор).

4. Как был открыт закон Всемирного тяготения?

5. Инертная и гравитационная массы.

6. Парадокс близнецов.

7. Закономерность и случайность.

8. Симметрия в физике, математике и жизни.

9. Религия и естествознание.

10. Звёзды и их эволюция.

11. Эволюция Вселенной.

12. Черные дыры.

13. Астрономия и астрология.

14. Что такое познание природы?

15. Система: природа – биосфера – человек. Ноосфера.

16. Эволюция живой природы.

17. Что такое управляемая система?

18. Кибернетика живых организмов.

19. Законы атомного мира.

20. Суть квантовой теории.

21. Что такое интеллект?

22. Основы психологии человеческого общения.

23. Что такое память?

24. Проблемы экологии.

25. Есть ли жизнь на других планетах?

Темы по I части

Тема № 1

Наши рекомендации